Длящееся уже несколько недель с переменным успехом острое политическое противостояние в верхних эшелонах крымской власти приближается к кульминации. В понедельник президиум Верховной Рады Крыма принял решение созвать 18 сентября очередную 5-ю сессию, а 9 сентября - внеочередную, на которую вынесен единственный вопрос: «О социально-экономической ситуации в Республике Крым». Как сказал один из местных политологов, схлеснувшиеся в схватке «сейлемовская» и «башмаковская» группировки на этой сессии должны определить победителя.
Детективные истории и скандалы, связанные со странным похищением и чудесным освобождением председателя ВР Крыма Евгения Супрунюка, с неудавшимися (пока?) отставками спикера и его заместителя Анушавана Данеляна и с несостоявшейся отставкой премьер-министра автономии Аркадия Демиденко, высветили теневую сторону политического противостояния. Во время проведения известного депутатского собрания оппозиции, которое так и не переросло в чрезвычайную сессию с отставкой спикера и президиума, в зале заседаний, помимо бывших сотрудников советских-российских спецслужб, были замечены лидеры одного из криминальных кланов. И экс-сотрудники, и «авторитеты» активно наблюдали за выполнением их «советов» частью депутатами. Наглость, с какой они действовали, стала поводом для беспрецедентного заявления пресс-службы постоянного представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым, где со ссылкой на Дмитрия Степанюка признаются неправомерными действия сепаратистских сил на полуострове, которые, «опираясь на криминальные авторитеты и теневые структуры, шантажируют и запугивают депутатов непосредственно в зале заседаний Верховной Рады Крыма...»(!) По сути, впервые представитель официального Киева публично признал активное влияние криминальных структур на органы власти автономии. Он потребовал от правоохранительных органов «незамедлительно принять меры по защите конституционного строя в Крыму».
Ранее, встречаясь с группой депутатов украинского и крымского парламентов, Д.Степанюк дал понять, что Киев, обеспокоенный развитием конфликта, желает сохранения статус-кво в крымском руководстве. Представитель главы государства заявил о праве местного парламента требовать отчета правительства автономии, но напомнил, что для возможной смены премьер-министра Крыма необходимо согласие Президента Украины, которое «может быть получено лишь при наличии веских оснований». Что же касается судьбы руководства ВР автономной республики, то Д.Степанюк высказал мнение о «нецелесообразности проведения заседания крымского парламента» до тех пор, пока не будут установлены все обстоятельства похищения его спикера и пока в Украине длится денежная реформа.
Эти пожелания Д.Степанюк подкрепил весомым аргументом: своим распоряжением он создал при представительстве «Постоянно действующее консультативное совещание», куда включил председателей парламента и правительства Крыма, руководителя временной рабочей комиссии Верховной Рады Украины по изучению ситуации в автономной республике, начальников силовых структур в автономии и глав городских и районных госадминистраций и исполкомов - всех тех, кто реально влияет на обстановку в Крыму. Он обосновал свой шаг «возросшим противоречием между руководством Верховнй Рады и правительством Крыма, усилением влияния криминальных структур на развитие политико-правовой ситуации в АРК».
Судя по всему, Д.Степанюку не удалось до конца убедить оппозиционеров в парламенте Крыма. Они (вернее, те, кто за ними стоит) настаивают на смене спикера и президиума. От того, кто возьмет верх на предстоящей внеочередной сессии в понедельник, зависят дальнейшие действия Киева.
Следует сказать, что официальный Киев не однороден. Различные и разновеликие центры власти - Президент, П.Лазаренко, В.Пустовойтенко, Д.Табачник, не говоря уже о Верховной Раде - по-разному видят решение очередной крымской задачки. И решение это зависит, кроме прочего, от политических процессов и расстановки сил в столице.
Если развитие ситуации в верхних эшелонах власти Крыма будет выходить из-под контроля Киева, если ему не удастся притормозить процессы острого противостояния в Симферополе, то, вполне вероятно, может быть выбран другой путь: стимулирования этих процессов и решения их радикальными методами, вплоть до роспуска ВР Крыма. Тем более, что на переходный период функции представительского органа вполне сможет выполнять упомянутое «Постоянно действующее консультативное совещание». Сегодня уже можно предполагать, что новый крымский парламент будет более предсказуем, более прагматичен и более профессионален, чем нынешний. А вот будет ли он менее подвержен влиянию криминальных структур - это уже зависит от пути, по которому пойдет вся Украина.