или История с финансированием
В это трудно поверить, но, по словам директора предприятия «Запорожмост» Валерия Кравченко, пять лет назад автодорожный переход через плотину Днепровской ГЭС (во все времена она считалась объектом стратегического значения) был бесхозным. Наверное, не прими его фирма на свой баланс, не возникло бы и повода для разговора о давно назревшей проблеме. Просто рано или поздно она бы дала о себе знать катастрофическими последствиями - часть перехода неизбежно должна была рухнуть в Днепр.
Дорога через плотину - одна из двух, соединяющих разделенную рекой территорию Запорожья. Для города с почти миллионом жителей с каждым годом это сулит дальнейшее ухудшение транспортного сообщения. Особенно с учетом того, что перспективной для жилищного строительства была признана прежде менее заселенная правобережная часть областного центра.
Поскольку пропускную способность мостов Преображенского увеличить невозможно, попытка частичного решения проблемы была реализована параллельно с последней реконструкцией плотины в 1972 году. Проезжую часть расширили в два раза, что дало возможность транспорту двигаться по четырем полосам полуторакилометрового отрезка автодорожного перехода, состоящего из трех мостов. Для двух из них - моста через шлюзы и аванкамерного - возросшая нагрузка оказалась, в принципе, посильной, а вот проезд через плотину, спроектированный под две полосы движения, начал постепенно разрушаться. На бетонных опорах, так называемых быках, от чрезмерного давления и усилившейся вибрации стали расти трещины. Безопасности плотины они не угрожают, но дорожное полотно могут полностью вывести из строя. А это уже создаст крайне неблагоприятную обстановку в городе, дестабилизирует работу многих запорожских предприятий.
После обследования плотины специалистами был составлен проект ремонтных работ, оцененных 5,8 млн. грн. Ни городские, ни областные власти такой суммы найти не смогли. Оставалась одна надежда - на помощь Киева. После серии челобитных, в сентябре прошлого года Кабинет министров Украины все же постановил выделить Запорожской областной государственной администрации 3,1 млн. гривен для устранения аварийной ситуации на автодорожном переходе плотины Днепрогэса за счет резервного фонда Кабмина. Контроль за исполнением постановления был возложен на министра финансов. Поскольку из обещанной суммы в Запорожье поступила всего третья часть денег, в апреле нынешнего года увидел свет очередной правительственный документ «О продлении срока действия постановления Кабинета министров Украины от 8 сентября 1997 г. № 985», предписывающий выделить Запорожской облгосадминистрации 2,1 млн. гривен, которые не были профинансированы в 1997 году. И снова повторяется прошлогодняя история: 1 млн. гривен в область поступает, а вот оставшуюся сумму, по словам В.Кравченко, Минфин согласен выдать только после команды премьер-министра.
В принципе, позицию чиновников понять можно - количество неотложных затрат у нас значительно превышает финансовые возможности казны. Тут невольно станешь скрягой. Однако слишком уж сомнительными представляются резоны такой «бережливости». И вот почему. К началу зимы ремонтники усилили верхние части 15 из 41 опоры. Но полностью удалось закончить работы лишь на одном быке - 39-м, состояние которого было наиболее аварийным. А дальше, к сожалению, сбылись худшие из прогнозов: на отремонтированных верхних частях семи бетонных опор снова появились трещины. И не потому, что работы выполнены на тяп-ляп, а из-за их незавершенности, вызывающей дальнейшие разрушения.
Вот и получается, что на самом деле «экономия» оборачивается прямыми убытками, поскольку вложенные в ремонт деньги оказываются потраченными впустую. Это подтверждает и новая смета, согласно которой для полного завершения реконструкции автодорожного перехода плотины Днепрогэса на следующий год требуется еще 10,8 млн. Правда, это при условии, что мост до тех пор еще выдержит.