Владимир ДЕНИСЮК, кандидат технических наук
Превращение Украины в современное высокоразвитое государство с эффективной экономикой, обеспечивающей высокие жизненные стандарты, возможно только на базе оживления, а затем и решительного подъема национальной промышленности. Важнейшей составной частью национальной промышленности являются технологии, поэтому прогресс в технологическом развитии страны непосредственно влияет на ускорение темпов ее экономического развития. Это аксиомы для многих государств. Так, президент США Б.Клинтон еще в ходе избирательной кампании в сентябре 1992 г. опубликовал свою технологическую программу «Технология: двигатель экономического роста», цель которой - укрепление национальной технологической базы, наращивание гражданских исследований за счет военных. Лейтмотивом экономической политики всех правительств Франции - от Ш. де Голля до Ф.Миттерана - можно считать такой: «Сильная национальная промышленность - это эквивалент национальной независимости».
Проблемы становления современных технологий и производств в Украине затрагивались рядом авторов в «Зеркале недели». К сожалению, в их статьях не учитывается международный опыт экспорта и импорта технологий, занимающий все более важное место во внешнеэкономической деятельности государств, не указываются пути решения проблемы.
О перации по экспорту
и импорту техноло-
гий осуществляются при сотрудничестве между субъектами мировых рынков технологии, которыми являются государства, корпорации, фирмы, университеты, посреднические структуры и физические лица. Мировые рынки технологии служат своеобразным полигоном, на котором проходят решающие испытания и осуществляется отбор нововведений, разрабатываемых в научно-исследовательских и производственно-технических подразделениях различных стран. По мнению некоторых западных ученых, экономический подъем после кризиса 70-х гг. был вызван не достижениями фундаментальной науки, а возрастающей ролью нововведений в повышении промышленной конкурентоспособности и развитием мировых рынков технологии. Технологические нововведения порождают новые способы производства и потребления, затрагивают все секторы экономической и социальной жизни и имеют основой своего воплощения гибкие и централизованные предприятия, способные быстро приспосабливаться к рынку и отвечать на потребности конечного потребителя.
Все многообразие форм коммерческой передачи технологии в мировых рынках технологии может быть условно сведено к трем основным каналам ее распространения: к экспорту и импорту технологии в неовеществленной форме в виде торговли лицензиями (патенты, изобретения и другие объекты промышленной собственности, управленческие контракты, оказание технической помощи, проектно-консультационные услуги), к вывозу ее в овеществленном виде (оборудование, агрегаты, технологические линии) и к материализации ее в прямых заграничных инвестициях.
И стория знает нема-
ло патентов, стоив-
ших много миллионов долларов, которые охраняют изобретения, послужившие в довольно широкий период времени основой развития целых отраслей промышленности в мировом хозяйстве. Таковы, например, патенты Нобеля (динамит), Сольвея (получение соды из поваренной соли), Гейтса (колючая проволока), Зельдена (монтаж двигателя внутреннего сгорания на автомобиле), Гудиира (вулканизация), Вестингауза (железнодорожный тормоз), Эдисона (фонограф, электролампа), Белла (телефон), Армстронга (частотное модулирование), Уиттла (турбореактивный двигатель), Зворыкина (телевидение). Однако среди многих форм технологического обмена международная торговля лицензиями приобрела самостоятельное значение только во второй половине ХХ столетия. Она способствует сокращению непроизводительных затрат общественного труда, т.к. в условиях научно-технической революции экономически нецелесообразно отдельно взятой стране, независимо от ее размеров и уровня научно-технического потенциала, равномерно развивать все направления науки и техники.
За период с 1960 г. по
1989 г. ежегодный оборот (включая платежи и поступления) лицензионной торговли государств, участвующих в лицензионном обмене, увеличился более чем в 20 раз (с 2,4 до 50,3 млрд. долл.), а в 1994 г. оценивался уже в 73 млрд. долл.
Первое место по обороту в этой сфере деятельности принадлежит США (28% мирового объема), хотя доля этой страны значительно снизилась с 1960 г. (38,6%). Снижение произошло за счет уменьшения удельного веса США в экспорте лицензий. В последние годы США расширили объемы закупок зарубежных технологий, причем по этому показателю вошли в число ведущих стран-импортеров лицензий. Американские компании часто приобретают невнедренные технологии и сами их дорабатывают. При таких обстоятельствах лицензиары не являются их конкурентами, а следовательно, снимаются многие экономические и юридические проблемы, нередко возникающие при заключении и выполнении лицензионных соглашений.
Основными рынками американской технологии являются Западная Европа и Канада, из которых США получают 64% своих лицензионных поступлений. Этими же регионами ограничивается для США внешний рынок научно-технических знаний, куда США переводят до 95% платежей за импорт лицензий.
Ведущая роль США в экспорте лицензий определяется огромным научно-техническим потенциалом и крупнейшими расходами на НИОКР, тщательным регулированием норм использования изобретений, созданных с привлечением государственных средств или в рамках правительственных заказов, занимающих значительный объем в расходах на исследования и разработку, а также политикой сдерживания торговли лицензиями с независимыми фирмами, при одновременном усилении обмена технологиями с расположенными в США материнскими фирмами, их многочисленными филиалами и дочерними компаниями за рубежом.
Япония по обороту коммерческих сделок в международной торговле лицензиями занимает второе место (15% мирового объема). Почти 80% всего количества лицензионных контрактов Японии связано с покупкой секретов производства - ноу-хау, причем не всегда эти знания оформлены юридически, в патентной форме, знания менеджерские, знания того, как организовать и наладить производство и маркетинг. Приобретаемые лицензии японские фирмы используют не только для перевооружения ведущих отраслей экономики и развития экспорта, но и как потенциал для развития собственных НИОКР. До конца 60-х годов Япония была нетто-импортером лицензий, а затем стала наращивать их экспорт.
Политику западноевропейских государств в расширении участия в международном рынке лицензий и эффективного использования мировых научно-технических достижений постоянно отражают Германия и Великобритания, принадлежащие к мировым лидерам лицензионной торговли. Ориентация научно-технической политики этих стран на проведение собственных НИОКР и значительное увеличение государственных ассигнований и расходов частных фирм на их проведение, осуществление нововведений с целью повышения уровня конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, увеличение инвестиций капитала в другие страны позволили им добиться эффективного использования за рубежом научно-технического потенциала путем экспорта лицензий.
Патентно-лицензионный оборот Германии составляет примерно 8% мирового объема. При этом расходы на импорт лицензий превышают доходы от их экспорта. Важнейшими лицензиарами и лицензиатами германской промышленности являются электротехническое машиностроение, химия, металлургия, металлообработка, фармацевтика. Германия осуществляет патентно-лицензионную деятельность исключительно в индустриальных странах, на которые приходится примерно 86% поступлений от продажи лицензий и примерно 95% платежей за их приобретение. Почти половину всех доходов Германия получает из Западной Европы и примерно треть из США. По отношению к Японии Германия давно демонстрирует высокое положительное сальдо, хотя и обеспокоена тем, что темпы роста ее платежей по японским лицензиям в последние годы значительно опережают платежи японской стороны по германским лицензиям.
Патентно-лицензионный оборот Великобритании составляет 8,6% мирового объема. Для английских фирм характерно превышение поступлений по лицензионным сделкам по сравнению с платежами. В Великобритании лидерами по сумме поступлений и платежей традиционно являются химическая промышленность, электротехническое машиностроение, пищевая и табачная промышленность.
Ярким примером завоевания передовых позиций на внешнем рынке, благодаря активному импорту лицензий, является одна из новых индустриальных стран - Южная Корея. Начиная с 70-х гг. эта форма получения новейших технологий была не только основным каналом заимствования зарубежного научно-технического опыта, но и играла ключевую роль в формировании современной промышленной структуры в стране. В 90-е годы Республика Корея импортирует около 700 новых технологических разработок ежегодно. Понимая, что развитие науки и технологии является ключом к укреплению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, эта страна в последние годы сделала ставку на приоритетное развитие наукоемких отраслей.
А как выглядит на
рынке лицензий Ук-
раина? По данным Минстата, на промышленных предприятиях в 1995 г. использовались 32 закупленные за границей лицензии. Из них 15 закуплены в Германии, 5 - в России, 4 - в Японии, по 2 - в Великобритании и Польше, по одной - в Австрии, Дании, Франции и Швейцарии. Немного больше половины из них были закуплены непосредственно министерствами и предприятиями, а остальные - при участии специализированных организаций бывшего СССР.
По закупленным лицензиям было реализовано продукции в объеме 4339,7 млрд. крб., треть которой была поставлена на экспорт. За год затраты на приобретение и освоение лицензий, с учетом затрат предыдущих лет, составили 319,8 млрд.крб., доход от реализации продукции, которая изготовлена по лицензионным договорам, - 313,8 млрд.крб., выплаты лицензиарам - 36,5 млрд.крб. Как видим, говорить об эффективности этой деятельности пока не приходится. На протяжении последних пяти лет происходило ежегодное снижение используемых лицензий, закупленных за границей. Их количество уменьшилось с 83 в 1990 г. до 32 в 1995 г.
В практике приобретения и внедрения лицензий имеют место существенные недостатки. До недавнего времени отечественные научно-технические журналы раскрывали до 80% ноу-хау. Выбор лицензиаров часто носит формальный и субъективный характер, недостаточно изучается конъюнктура на международном лицензионном рынке, приобретение лицензий обосновывается в первую очередь техническими соображениями, а не экономическим анализом.
Что касается украинских лицензиаров, то они продали за границу в 1991-1992 гг. лицензий на общую сумму 3,2 млн. долл., в 1993 г. - на сумму, превышающую 6,0 млн. долл., а в 1995 г. - на сумму 1,6 млн. долл. Продажу лицензий осуществляют в основном научно-исследовательские учреждения НАН Украины. В 1992-1993 гг. ими были подписаны 34 контракта с выделением лицензионной части, а в 1994-1995 гг. - 21 контракт. Во главе списка лицензиаров по числу подписанных лицензионных договоров находятся Институт электросварки им. Е.Патона, Институт импульсных процессов и технологий и Институт кибернетики им.В.Глушкова. Покупателями лицензий являлись фирмы и организации США, Германии, России, Нидерландов и др. Заслуживает внимания опыт патентно-лицензионной работы НПО «Монокристаллреактив» (директор - академик НАН Украины В.Семиноженко). По результатам деятельности коллектива ученых американской фирме «Сименсмедикал системс» продана на крупную сумму лицензия на ноу-хау совместно с установками для выращивания гигантских щелочно-галоидных кристаллов. В то же время при экспорте украинских технологий еще часты случаи их передачи по контрактам без выделения лицензионной части, с нарушением охраны прав интеллектуальной собственности.
Цифры, как видим, говорят сами за себя. Несмотря на определенные достижения, удельный вес участия Украины в международном рынке лицензий крайне низок, мы находимся далеко позади индустриальных стран. Такой уровень не отвечает научно-техническому потенциалу нашей страны, необходимости коренного обновления технологий и промышленной продукции. Все это - результат отсутствия в Украине лицензионной политики, являющейся частью научно-технической политики.
Н а мировых рынках
технологии, как и на
других товарных рынках, сложился и действует рыночный механизм, основными элементами которого являются спрос, предложения и цена. В них важнейшими исполнительными структурами, обеспечивающими на основе современных информационных систем быстрый поиск партнеров поставщику или покупателю технологии, стали международные региональные центры трансферта (передачи) технологии и посреднические фирмы маркетинга технологического обмена.
В Европе таким центром является Европейская ассоциация профессионалов в области трансферта технологий и содействия инновациям (ТИИ), созданная в 1984 г. при поддержке Европейского сообщества. Ассоциация объединяет в настоящее время более 480 организаций из 21 европейской страны. Главная цель ТИИ - способствовать развитию профессиональных служб содействия инновациям в Европе.
К числу наиболее крупных в мире среди посреднических фирм маркетинга технологического обмена относится международный банк лицензируемых технологий (МБЛТ) «Доктор Дворковиц энд ассошиэйтс.инк.» (США). В последнее время МБЛТ открыл региональные центры в Южной Корее, Германии, Чехии и в России, где эти функции выполняет фирма «Информтехнолоджисервис» (Москва). «Информтехнолоджисервис» получил исключительное право представлять МБЛТ на территории СНГ и Прибалтики.
В недрение в мировые
рынки технологии,
по нашему мнению, означает возможности полноправного к нему доступа и участия в коммерческих операциях на уровне любой из индустриальных европейских стран. Необходимо уже сейчас планировать и осуществлять эту работу государственным и законодательным институтам.
Первый шаг в этом направлении уже сделан: в Украине предприняты меры по предотвращению ее дальнейшего скатывания в разряд государств с устаревшими технологиями. Решением Совета по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины с целью упорядочения системы управления научно-техническим развитием государства предусмотрено на базе нескольких существующих комитетов, ведомств, фондов создать Министерство науки и технологий (Миннауки Украины). Поставлены также задачи организации централизованного контроля национальных и государственных научно-технических программ для дальнейшего финансирования их внедрения в производство, создания льготных условий для деятельности научно-технических коллективов, работа которых направлена на создание и реализацию новейших технологий и видов продукции с учетом приоритетов экономики государства, а также необходимость экспертизы технологий и технического уровня оборудования, которые закупаются за рубежом за государственные средства. Все это должно оказать серьезное воздействие на разработку и внедрение конкурентоспособных национальных технологий и приток современных зарубежных технологий.
В то же время изучение закономерностей и движущих сил обмена технологиями в мире показывает, что нужно вводить более широкий контроль становления технологической базы страны, чтобы она отвечала уровню индустриальных стран. Так, экспертизе должны подвергаться импортные технологии, поступающие по всем каналам, а не только за счет государственных средств. При этом важно учесть опыт Мексики, в которой в течение многих лет приобретение иностранной технологии не контролировалось и не регулировалось в законодательном порядке. В результате для создания своеобразной преграды от притока в страну нежелательной технологии, контроля количества и качества поступающих технических новшеств правительство вынуждено было создать специальный административный орган - национальный реестр сделок по передаче технологий, возложив на него руководство регулированием притока технологии. В нем регистрируются технологии, успешно прошедшие специальную экспертизу из трех этапов - экономического, технического и правового.
Особое внимание следует уделить скорейшей разработке программы планомерного импорта новейших технологий, его стимулирования, особенно для отраслей с явным технологическим отставанием, развитию и стимулированию экспорта национальных технологий и лицензионной торговли, задействованию для этого украинского капитала. Даже не обязательно бюджетного, можно и частных инвесторов. Главное - уменьшить их кажущийся риск за счет правительственных гарантий.
По прогнозам экспертов, во второй половине 90-х годов обмен технологиями в мире усилится. Такой вывод исходит, с одной стороны, из стремления индустриальных стран расширить масштабы НИОКР, повышать производительность труда и конкурентоспособность выпускаемой продукции, а с другой - из острой потребности расширения использования новейших технологий в новых индустриальных странах, во многих странах с переходной экономикой и в развивающихся странах.
Для Украины, испытывающей на пути перехода к рыночным отношениям в настоящее время глубокий экономический кризис, крайне актуально активизировать переход на принятые в мировой практике формы и методы инновационной политики, найти и занять достойное место в международном технологическом обмене.