Последние 3-4 года мы настолько заняты в Украине баталиями между ветвями власти и непростым экономическим положением, что подзабыли о Всемирном дне породненных городов, о городах-побратимах нашего Киева. Слава Богу, нас еще хватает на празднование Дня Киева. А ведь совсем недавно широко отмечались, например, дни Флоренции в Киеве и как память о том времени остались в нашем городе симпатичные кинотеатр и кафе «Флоренция».
Давайте хоть в этой публикации еще раз вспомним побратима Киева - Флоренцию, столицу итальянской провинции Тоскана. Хоть мы и говорим «город-побратим», но в итальянском языке слово город (citta) - женского рода: и Милан, и Рим, и Неаполь. Что же касается Флоренции (в переводе «цветущая»), то ее строгая красота и культурные сокровища настолько очаровывают путешественника, что он (впрочем, как и итальянцы), произнося Флоренция, часто добавляет bella - прекрасная. Как тут не называть Флоренцию сестрой Киева!
Флорентийские впечатления
Наконец, долгожданная встреча с Флоренцией. Выйдя из вокзала Санта Мария Новелла (по имени близлежащей базилики), ныряю в сеть узких, часто сохранивших средневековые размеры, улиц.
Флоренция - крупный промышленный центр и транспортный узел Италии (более 500 тыс. жителей). И хотя город много меньше трехмиллионного Рима, суеты и шума во Флоренции даже больше. После 9 часов утра город напоминает растревоженный муравейник, настолько улицы переполнены транспортом и пешеходами. Это очень мешает восприятию облика Флоренции, поэтому осматривать город лучше вечером или еще лучше ранним солнечным утром. В этом городе, богатом мыслью, столице Возрождения, где каждая улица - целый мир в искусстве, ох как нужны время, тишина, сосредоточенность, зоркий глаз. Постепенно, от головы к сердцу приходит любовь к Флоренции как понимание близости к высшей, чем земная, красоте.
Если облик Рима складывается из наслоений разных эпох, то облик старой части Флоренции определяется Возрождением (точнее, XIV-XVI столетиями). Вклад последующих поколений как бы теряется в блеске художественного гения Возрождения. Припоминаю, что хотелось мысленно «снять» мраморную облицовку XIX века с собора Санта Мария дель Фьоре (строительство 1296-1436 гг.) и базилики Санта Кроче (начата в 1295 г.), чтобы представить себе менее нарядные, но не менее впечатляющие фасады этих церквей во времена Микельанджело.
Гражданская архитектура старого города первое время производит на путешественника несколько тяжеловесное, суровое впечатление. Простота и скупость форм, мощная пластика объема, кладка из грубо отесанного желтовато-коричневого камня, немногие сохранившиеся до нашего времени дозорные башни - во всем этом проступает связь с традициями флорентийской архитектуры XIII-XIV веков, отпечаток суровых лет борьбы с иноземными захватчиками и внутренних распрей.
Особенно хорошо это чувствуешь на главной площади старой Флоренции, Пьяцца делла Синьория. Облик этой большой площади определяет фактически одно здание - Палаццо Веккио (Старый Дворец), построенное в 1298-1341 гг. Дворец начал строить известный архитектор Арнольфо ди Камбио, почти одновременно трудившийся над возведением городского собора Санта Мария дель Фьоре и церковью фраанцисканцев Санта Кроче. Облицованное крупными блоками рустованного камня, здание кажется гигантским монолитом, настолько компактен его объем и выразительна толща стен, изредка прерываемых небольшими оконными проемами. Пластику подчеркивает вынесенный вперед ярус крепостных зубцов. Над этой «крепостью крепостей» взметнулась на высоту 94 м башня, с площадки которой открывается широкая панорама города и его окрестностей.
В строительство Палаццо Веккио флорентийцы вкладывали особый смысл. Долгое время шла борьба между гибеллинами - сторонниками власти императора Священной Римской империи и сторонниками папы - гвельфами. С социальной точки зрения, речь шла о борьбе феодальной знати (гибеллины) с горожанами, боровшимися за независимость города - коммуны. Когда горожане стали доминирующей силой и из управления были исключены феодальные гранды, горожане возвели резиденцию правительства (синьории) в виде такого Палаццо Синьори, который бы воспринимался как символ несокрушимой мощи и доблести республиканских свобод города-коммуны. Дворец стал называться Палаццо Веккио в XVI веке, после того, как хозяева Флоренции (уже в звании герцогов Тосканских) Медичи перебрались в другой палаццо (Питти). Сейчас в Палаццо Веккио находится муниципалитет Флоренции.
Возрождение создало также свой образ городского дома-дворца (палаццо Медичи-Рикарди, Строцци и др.) Как правило, трехэтажное здание характерно «крепостной» кладкой первого этажа и более легкой, гладкой обработкой стен верхних этажей, красивыми сдвоенными окнами. Верхний этаж завершается сложно профилированным, вынесенным сильно вперед карнизом вместо зубцов и навесных бойниц. Характерной особенностью флорентийских палаццо является дворик с красивыми аркадами, скульптурами, садом. Тип такого палаццо развивался в дальнейшем в Риме и в Венеции, но здесь во Флоренции были заложены основы архитектуры Возрождения, творчески перерабатывавшей античное наследие.
Одно из самых сильных впечатлений во Флоренции - посещение церкви Санта Кроче. Строившие церковь еще в XIV веке архитекторы готическим пучкам колонн предпочли столбы классических пропорций, сводчатому перекрытию - балочное. Внутреннее пространство делится на три нефа восьмигранными столбами, расстояние между которыми так велико, что это пространство как бы распахивается перед нами от стены до стены. Незабываемое впечатление производят геометрическая правильность и обозримость этого громадного пространства, безукоризненная соразмерность архитектурных элементов. В облике архитектурного пейзажа флорентийцам XIV-XV веков представлялся мир, в котором господствует идеальная упорядоченность форм, конструктивная ясность и гармония, творческая мощь человека.
Санта Кроче - пантеон великих людей Флоренции. Здесь покоятся останки Микельанджело, Галилео Галилея, Макиавелли, Альфьери, Россини. Некоторые из гробниц очень хороши, особенно гробница поэта Альфьери работы Кановы. В Санта Кроче имеются фрески Джотто и замечательный горельеф Донателло «Благовещение», в котором мастер Кватроченто трактует евангельский сюжет как светскую сцену. Внутренний дворик украшает капелла Пацци - совершеннейший образец архитектуры XV столетия (Кватроченто), построенная в 1430-1443 гг. Брунеллески, имя которого неразрывно связано с началом новой эпохи не только в архитектуре, но и в искусстве в целом. В архитектуре Брунеллески, скульптуре Донателло и в живописи Мазаччо наиболее ярко выразилась реалистическая линия раннего флорентийского Возрождения, благодаря им Флоренция сделалась столицей Кватроченто.
Самое смелое создание Брунеллески - купол собора Санта Мария дель Фьоре (1420-1436 гг.), о котором Микельанджело говорил: «Трудно сделать так же хорошо. Нельзя сделать лучше». Микельанджело, автор проекта купола собора Св. Петра в Риме, все время соизмерял свой проект с творением Брунеллески. Заметим, что Брунеллески должен был завершить начатое предшественниками и соорудить гигантский купол (более 42 м в диаметре, т.е. практически такого же диаметра, как и купол Пантеона в Риме) не на круглом, а на восьмигранном основании и найти способ преодолеть чудовищную силу бокового распора. С поразительной смелостью и гениальностью зодчий решил стоящую перед ним проблему: он соорудил (без лесов!!) легкий, пустотелый купол из двух оболочек, скрепленных каркасом из бетонных ребер и поперечных обручей. Обнаженные дуги ребер энергично сходятся к фонарю купола, выделяясь яркой белизной на фоне красной черепицы, и явственно стягивают гигантский массив купола, сообщая ему и плавность, и нарядность, гармонирующую с теперешним многоцветьем мраморной облицовки собора.
Признаюсь, я немало времени провел на вершине соборов Св. Петра в Риме и Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (ах, какие прекрасные панорамы открываются с этих куполов!), и мне больше понравился купол Брунеллески: архитектор не заботится о «прилизывании», а, наоборот, обнажает конструкцию. Кроме того, в масштабах Флоренции купол Брунеллески очень мощно организует пространство центра города (архитектор Возрождения Альберти даже писал о том, что этот купол «осеняет всю Тоскану»).
Рядом с громадой флорентийского собора возвышается стройная 84-метровая колокольня, начатая в 1334 г. Джотто. Напротив собора красуется баптистерий Сан Джованни - старейшее здание города (XII-XIII вв.). Все вместе составляет неповторимый ансамбль, тесно связанный с историей Флоренции.
Для того, чтобы познакомиться с творчеством гениального художника Кватроченто Мазаччо, прожившего только 27 лет, надо пройти на левый берег реки Арно в церковь Санта Мария дель Кармине. Композиции Мазаччо наполнены подлинной жизнью, молодой художник произвел революцию в живописи и в смысле открытия линейной перспективы, и в смысле светотени. Свет и тень придают фигурам иллюзию движения: в фреске «Чудо со статиром»; сборщик податей, стоящий к зрителям спиной, явственно выставляет ногу из плоскости стены. При всей достоверности, картина из жизни Христа не буднична, но монументальна, характеры - глубокие и яркие. Церковь дель Кармине стала подлинной академией для многих поколений художников. Практически в одно время (в начале XVI столетия) сюда приходили учиться у Мазаччо и Леонардо, и Микельанджело, и Рафаэль.
Каждый турист обязательно побывает на небольшой площади (пьяццале) Микельанджело, расположенной на высоком холме, на левом (южном) берегу реки Арно. Отсюда с высокой террасы открывается знаменитый вид на Флоренцию, многократно описанный и запечатленный путешественниками. Внизу на противоположном берегу Арно лежит старый город: море красных черепичных крыш, величавый купол собора, доминирующий над всем центром города, изящная кампанилла Джотто. Чуть левее виден купол базилики Сан Лоренцо и ближе к реке выделяются суровые зубчатые стены и башня Палаццо Веккио. Вдали зеленеют холмы Фьезоле, пригорода Флоренции, восходящего к этрусскому городу Фезулы, а на горизонте сквозь дымку просматриваются Апеннины.
В эти утренние часы воздух так прозрачен и свеж, что кажется будто летишь над городом и пригородами, над морем зелени и красных цветов-крыш, например по направлению к холмам Фьезоле. Ведь именно там испытывал свой летательный аппарат Леонардо да Винчи, именно там любили гулять два друга Данте и Джотто, а также Донателло с Брунеллески. Во Фьезоле в доминиканском монастыре долгие годы жил художник Фра Беато Анжелико...
Целая вереница автобусов приехала на площадь, и туристы начинают осмотр монумента, стоящего на площади. Монумент представляет бронзовую копию прославленных скульптур Микельанджело: в центре «Давид», а у его ног - фигуры гробницы Медичи: «День», «Ночь», «Утро», «Вечер» (оригинал «Давида» находится в музее Академии изящных искусств, а оригиналы остальных фигур - в церкви Сан Лоренцо).
Пьяццале Микельанджело имеет свою историю. Весной 1529 г. объединенные силы германского (и заодно испанского) императора Карла V и папы Климента VII двинулись на Флорентийскую республику с целью восстановить во Флоренции власть семьи Медичи (родственников папы), изгнанных незадолго до этого из города. Руководство республики поручило Микельанджело (не только скульптору, архитектору, художнику, но и военному инженеру!) возглавить работу по созданию пояса городских укреплений. Микельанджело правильно оценил роль господствующей над городом высоты и именно здесь расположил Пьяццале Микельанджело и специально укрепил ее оборону. Флоренция в течение 11 месяцев выдерживала осаду, но в конце концов пала 12 августа 1530 года. С 1531 г. Флоренция стала великим герцогством Тосканским, и событие это знаменовало крушение идеалов Возрождения и было началом конца флорентийского Ренессанса.
Нет возможности и специальных знаний для того, чтобы описать все виденные в музеях и базиликах Флоренции произведения искусства. С сожалением читаешь в путеводителе совет не посещать более одного музея в день (имеются в виду такие всемирно известные музеи, как Уффици, Барджелло, Питти, галерея Академии; всего первостепенной важности туристических объектов до 80). Если собрать все произведения искусства, которые хранятся в музеях Флоренции, то такое собрание не уступит Риму и оставит позади Венецию. В одной только галерее Питти тринадцать картин Рафаэля, двенадцать Тициана, восемь Тинторетто. Но наилучшим образом представлены во Флоренции мастера Кватроченто и они же производят наибольшее впечатление (особенно Мазаччо, Донателло, Вероккио, Ботичелли). Рискну сказать, что из живописи во Флоренции самое сильное впечатление осталось от «Чуда со статиром» Мазаччо и «Рождения Венеры» Ботичелли. Кватроченто - не просто основа для Высокого Возрождения, для Леонардо, Рафаэля, Микельанджело - это самостоятельные, вечные вершины в искусстве.
На Пьяццале Микельанджело я пробовал «собрать» именитых мастеров в ряд (и тех, кто отсюда родом, и тех, чье творчество связано с Флоренцией): Данте, Петрарка, Бокаччо, Джотто, Донателло, Мазаччо, Вероккио, Брунеллески, Гирландайо, Фра Анжелико, Филиппо и Филиппино Липпи, Л.Б. Альберти, Л. Гиберти, С. Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль (в известной мере), Микельанджело и многие, многие другие. Какая великая держава XV-XVI века может похвастаться таким созвездием?
С восхищением вспоминаю, как много прекрасных произведений искусства просто на площадях и улицах Флоренции. Достаточно упомянуть только некоторые скульптуры на площади Синьории: «Давид» Микельанджело (копия), «Юдифь» Донателло, «Персей» Б.Челлини, «Похищение сабинянок» Джамболоньи и другие. Все эти произведения видит каждый проходящий по площади и так с детства воспитывается вкус флорентийцев. Может быть, поэтому так много изящества, как писал Герцен, «присущего всему итальянскому - дворцу и хижине, нарядной женщине и простому крестьянину». Навсегда запомнятся величавая плавность движений; осанка, вошедшая в привычку; приветливость, доброжелательность, но и сдержанное достоинство итальянцев и итальянок.
Загадка Кватроченто
После поездок в Италию гложет вопрос: почему так загадочно вспыхнула звезда искусства флорентийского Кватроченто? И почему спустя приблизительно 150 лет эта звезда закатилась? Только очень поверхностно можно сопоставить упомянутую вспышку с социально-экономической историей.
В XIII веке в Италии развивается новая форма организации города - коммуна. Появляются ремесленные и художественные объединения горожан - цехи. В развитии элементов капиталистических отношений Флоренция была впереди всех: к XIV веку во Флоренции уже было 200 мастерских (30 тыс. работников) по обработке шерсти и выделке сукна. Всего во Флоренции в первой половине XIV века было более 100000 жителей. Через Флоренцию шли торговые пути между Европой и Востоком. Флорентийцы покупали английскую шерсть, красители из Африки и Востока, а выделанные ткани продавались на европейских ярмарках. Развивалось также шелкопрядение. Флоренция одной из первых в Европе развивает банковское дело, впервые после большого перерыва в Европе во Флоренции чеканится золотая монета - флорин. Богатые флорентийские банкиры Строцци, Медичи, Альберти финансируют европейских монархов. Богатая республика проявляет агрессивность: и где силой, где больше деньгами приобретает близлежащие города. В частности, в первой половине XV века приобретены Пиза и Ливорно: таким образом Флоренция стала морской державой.
Таковы материальные предпосылки для культурного развития Флоренции, для появления гуманизма, как основы искусства, ориентированного на реальный мир и большие возможности человека-творца. Флоренция XIV-XV вв. - бесспорный центр культурной жизни, флорентийское наречие стало основой итальянского языка.
После утверждения Османской империи в восточной части Средиземного моря и открытия морских путей в Индию и Америку, Флоренция с XVI века начинает захиревать. Англия и Франция запретили экспорт шерсти и нанесли серьезный удар промышленности Флоренции. Происходит переориентация на сельское хозяйство и крупное землевладение. Флорентийский двор начинает жить на испанский лад (жена герцога Козимо I Медичи была испанкой), культура начала утрачивать свой гуманизм и демократический дух. Теперь красивым стало казаться только богатство, великолепие. Строительство замирает, равно как и развитие искусства. Новый стиль барокко, расцветавший в Риме, никак во Флоренции себя не проявил.
В XVII и XVIII веках наблюдался период экономического и политического упадка. В искусстве только оберегалось старое, и уже в XVIII веке к Флоренции стали проявлять интерес туристы. Флоренция переходила на положение знаменитого города-музея. В XIX веке Флоренция не осталась в стороне от национально-освободительного движения, с 1865 по 1871 г. Флоренция была столицей объединенной Италии.
Тоскана сегодня
Ну а как поживает Тоскана и ее столица Флоренция сегодня?
Сейчас в Тоскане живет около 4 миллионов человек, при этом наблюдается устойчивая стабилизация численности населения. По национальному доходу на душу населения Тоскана обычно занимает 6-8 место (после северных промышленно развитых провинций). Еще в конце 1950-х годов Тоскана была преимущественно сельскохозяйственным районом. Оливковое масло и вино (в частности, знаменитое кьянти) и сейчас являются основными статьями экспорта. С 1960-х годов началось более интенсивное промышленное развитие региона. Тоскана специализируется на точном машиностроении и приборостроении, производстве товаров широкого потребления высокого качества. Развита полиграфическая промышленность, судостроение и судоремонт (в портах Ливорно и Виареджио).
Характерной особенностью тосканской экономики является производство сувениров, художественные ремесла. При этом Флоренция остается витриной возможностей тосканских ремесленников, передающих свой опыт из поколения в поколение. Изделия из золота, серебра, керамики, стекла, полудрагоценных камней, дерева - часто на уровне шедевров. Вспомним, что золотую солонку Б.Челлини флорентийцы ценили не менее знаменитых скульптур и картин.
Для Тосканы является характерным упорное стремление к созданию небольших промышленных и торговых предприятий, малых фирм, основанных на индивидуальной технологии, уходящей в далекое прошлое. Ставка во всех отраслях делается на небольшие серии товаров высочайшего качества.
Так называемые «прогрессисты» считают, что такой подход сдерживает экономическое развитие Тосканы. Более силен во Флоренции голос «экологов», которые против масштабного развития металлургии, химической промышленности, уродующих окружающую среду, ухудшающих качество жизни (!). Мечта «экологов» - превратить Тоскану в колоссальный заповедник природы и искусства (весьма поучительные рассуждения для киевлян после 1986 г.)
Конечно, одной из самых доходных областей отраслей экономики является туризм, в основном связанный с летним пляжным сезоном на берегу Тирренского моря. Число туристов переваливает последние годы за 1 млн. Культурным наследием богаты не только крупные города Флоренция, Пиза, Сиена.
По данным статистики тосканцы не тратят много денег на культурные мероприятия. Это, отчасти, связано с известной бережливостью тосканцев, но, главным образом, с тем, что они (особенно флорентийцы) убеждены, что у них и дома по горло культуры.
Не менее интересным является то, что средний тосканец не очень рассчитывает на высшее образование. Юноши и девушки частенько бросают школу в 15 лет, чтобы побыстрее начать работать в «фамильной» фирме. Родители убеждены, что работа в мастерской плюс непрерывный контакт с туристами со всего мира, с произведениями искусств на улицах и площадях, в музеях и на выставках дадут юноше за 3 года большее художественное воспитание, чем полное школьное образование в промышленно развитой провинции севера Италии, где нет таких культурных традиций, как в Тоскане.
Путешественник во Флоренции, впрочем, как и всюду в Италии, очарован приветливостью людей, охотно отвечающих на нехитрые вопросы: «Dove Santa Croce?». А узнав, что вы из Киева, вам обязательно скажут: «О, я слышал, что это очень красивый город». Однако, по большому счету, тосканец относится к иностранцам спокойно, без излишних эмоций. Ну а если кто задумал пустить корни в Тоскане, то, говорят, это сделать трудно. Пожалуй, только большой талант открывает сердца. Тем более приятно было узнать, что одна наша киевлянка покорила всю Италию (в том числе и Тоскану), ведь ее имя сопоставлено с именем великого флорентийца Ф.Петрарки. Киевской поэтессе Л.Костенко присуждена премия им. Ф.Петрарки и на дипломе написано «alla poetessa internationale» (по смыслу - поэтессе мирового значения).
- ...«Arrivederci, Firenze! Будь счастлива, дорогая сестра! Какая ты у нас красивая, строгая и мудрая! Спасибо за науку, именно так и надо беречь художественные сокровища!»