Сегодня страна живет ожиданиями президентских выборов и связываемых с ними перемен к лучшему. Ожидания базируются на нынешней (старой) схеме — проводятся всенародные выборы, избирается новый президент, с новой программой, он отстраняет от власти продажных и коррумпированных чиновников, ставит на ответственные посты новых людей, эти люди реализуют предвыборную программу президента, власть больше беспокоится о простых гражданах, жизнь в стране постепенно улучшается… Люди, измученные трудностями, которые создала для них власть, несомненно, имеют право надеяться на такие перемены. Но их ожиданиям, похоже, сбыться не суждено. Как минимум, до 2006 года.
Поскольку может произойти совсем другое. Вследствие реализации плана Медведчука—Симоненко—Мороза по внесению изменений в Конституцию будет сохранен нынешний политический режим. Более того, укрепятся позиции основных группировок в окружении Президента Кучмы, имеющих определяющее влияние на развитие страны в течение последних лет. Не произойдет ожидаемого обновления и даже ротации управленческой команды. Остается неизменным политический курс. Вместо обещанной более слаженной работы всех ветвей власти мы станем свидетелями противостояния нового президента со старой властью, которое может перерасти в длительный и достаточно жесткий конфликт. Страна с ее интересами при этом мало кого будет занимать.
Сегодня активно обсуждаются кандидаты в президенты, возможные предвыборные альянсы, проблемы обеспечения честных и прозрачных выборов. Если конституционная реформа состоится, как задумано, эти темы теряют свою актуальность. Власть может смело проводить честные и прозрачные выборы, выставив на них на всякий случай какого-нибудь кандидата или кандидатов. Власть может не мешать оппозиции объединяться в тройки-четверки. Пусть от оппозиции идет самый сильный кандидат, с суперпрограммой, пусть он побеждает с 90% голосов — особых проблем для власти не будет. Потому что проект Медведчука—Симоненко—Мороза позволяет решить ее главные проблемы задолго до дня голосования, причем абсолютно легитимно. Более того, власть вынуждена будет действовать в этом направлении решительно. Иначе новый президент может на законном основании подписать свой первый указ о роспуске Верховной Рады и назначении внеочередных выборов, а также признать все решения правительства, принятые в предвыборный период, нелегитимными. Что дает основания для выведения столь мрачной перспективы? Об этом и поговорим.
Что нас ждет до выборов
Президентская команда, усиленная коммунистами и социалистами, нацелена на принятие изменений в Конституцию на нынешней, весенней сессии. Уже на следующей неделе планируется подписание политического соглашения, главная цель которого — гарантировать 300 голосов в поддержку законопроекта Медведчука—Симоненко—Мороза; коммунисты и социалисты уже успели его завизировать. Реформаторы — и подталкиваемые страхом большевики, и одержимые реформаторским зудом левые — излучают уверенность в успехе начинания. Но, похоже, не только противники, но даже не все сторонники реформы, в ее нынешнем виде, просчитали последствия предлагаемых изменений — как краткосрочные (на период до выборов), так и среднесрочные — после выборов, на период до 2006 года. А они, эти последствия, крайне негативны для страны, если процесс пойдет по задуманному сценарию. Сценарий нужно менять, причем безотлагательно. Очень надеюсь, что если не все депутаты, то хотя бы лидеры фракций до окончательного голосования еще раз прочитают законопроект о внесении изменений в Конституцию. Предлагаю начать прочтение с конца — с Переходных положений, поскольку собака зарыта именно в них.
Итак, изменения в Конституцию, в соответствии с Переходными положениями, вступают в силу через четыре месяца после принятия закона. Мне трудно сказать, как появились в тексте законопроекта эти «четыре месяца» — был ли это некий скрытый замысел (умысел), взяли ли «с потолка» некое время для принятия необходимых законов, либо это просто юридическая некорректность, попросту — ляп. Сейчас это неважно. Важно другое — через четыре месяца после принятия закона включится счетчик, тиканье которого будет слышно во всех парламентских и правительственных коридорах.
Во-первых, в отличие от ныне действующей, обновленная Конституция требует, чтобы в Верховной Раде была сформирована «коалиция депутатских фракций» (большинство). Определен и срок — месяц. Если изменения в Конституцию проголосуют в марте, апреле, даже в мае, добавляем четыре месяца и делаем вывод: создавать коалицию необходимо до президентских выборов. Не создадут — Раду нужно распускать, как того требует обновленный Основной Закон. Президент Кучма уже не может распустить парламент — за полгода до президентских выборов он лишен такого права. Но это может сделать новоизбранный президент, вдруг обнаружив, что в ВР нет формально зафиксированной коалиции депутатских фракций. Инстинкт самосохранения заставит депутатов спешить, и нет сомнения в том, что коалицию они создадут. Какой она будет? Вероятнее и проще всего — переименовать в коалицию нынешнее пропрезидентское большинство, обнародовав его состав и закрепив формально. Особой проблемы, на первый взгляд, и нет.
Но это лишь на первый взгляд, ибо, во-вторых, обновленная Конституция требует, чтобы в стране действовало коалиционное правительство, созданное Верховной Радой (по предложениям той самой коалиции). Такого правительства в стране сегодня нет — все члены нынешнего Кабмина назначались не Верховной Радой, а указами Президента Кучмы. Факт несоответствия требованиям Конституции налицо. Нынешний Президент и его большинство могут не обращать на это внимания и считать правительство Януковича коалиционным (Виктору Федоровичу обещано премьерство до октября), но сменщик Леонида Даниловича будет иметь правовые основания, с одной стороны, отменить все решения Кабмина (принятые им с момента введения в действие конституционных новаций до вступления в должность нового главы государства) как нелегитимные, с другой — опять-таки распустить Верховную Раду, не выполнившую требование Конституции по созданию коалиционного правительства.
Теоретически можно заявить как предложенное коалицией правительство Януковича и попытаться проголосовать его состав в парламенте. Думаю, не выйдет. Понимая, что теперь уже банкует парламент, а не Президент, фракции, вошедшие в коалицию, не станут безропотно поддерживать кандидатуры «чужих» министров за счет своих квот. Какое же правительство мы можем получить? Реформаторов? Народного доверия? Как бы не так. Министерские посты будут делить по понятиям, а не по европейским ценностям. А потому случайных людей в правительстве не будет, будут все «свои».
Кто может возглавить новый Кабмин? Легче сказать, кто его не возглавит. Понятно, что депутаты не проголосуют за премьера Ющенко, будь он хоть трижды лидером самой многочисленной фракции. Не поддержат они и Симоненко или Мороза, как бы рьяно они ни голосовали за конституционную реформу большинства. Нет шансов у Тимошенко, пояснения излишни. При нынешнем накале отношений между лидерами трех наиболее влиятельных группировок, думаю, не смогут взойти на премьерский пост ни Янукович, ни Тигипко, ни Медведчук. Скорее, парламент поддержит более нейтральную фигуру, типа Кирпы. Еще раз напомним: если изменения в Конституцию проголосуют в марте-мае, то правительство будет формироваться до президентских выборов, при активном участии Президента Кучмы. Да, по новым правилам президент не сможет сам назначать членов правительства, но патронировать этот процесс он сможет — рычагов влияния на парламент у него предостаточно. Кроме того, президент будет лично предлагать на утверждение Верховной Рады три кандидатуры — министра обороны, министра иностранных дел и председателя СБУ. Вряд ли мы увидим на этих постах новые лица, доселе не замеченные в лоббировании интересов Президента и его окружения.
А теперь самое интересное — сформированное нынешней ВР при нынешнем Президенте правительство переходит в наследство новоизбранному президенту. И ни единой фигуры в составе «чужого» Кабмина новый президент заменить не сможет, даже тех троих (МИД, МО, СБУ), назначенных по его, президентской, квоте. Такого права у нового президента в связи с корректировкой Конституции не будет.
Что нас ждет после выборов?
Жесткое и длительное противостояние между ограниченным в своих полномочиях, практически беспомощным президентом, с одной стороны, и более мощным парламентом и монстром-Кабмином, с другой. Это в лучшем случае — если победит кандидат, действительно желающий кардинально изменить ситуацию в стране и заставить государство работать в интересах его граждан. Худший вариант — победа кандидата, разделяющего ценности и стиль работы нынешней власти; тогда особого противостояния не будет, а будут порядок и тишина, как на кладбище. Нарушат ее разве что мелкие межклановые войны. Второй случай анализировать почему-то не хочется, поговорим о первом.
Трудно не согласиться с Морозом: конституционная реформа стране необходима, поскольку сохранение за президентом нынешних полномочий чревато дальнейшей узурпацией власти, особенно в случае победы кандидата, разделяющего далекие от европейских ценности. Но нельзя проводить ее так, как это пытаются сделать сегодня, пользуя того же лидера социалистов со товарищи.
Если бы страна была нормальной и стабильно развивающейся, политика государства — верной и последовательной, депутаты и министры, политики — не так продажны, граждане — в целом довольны жизнью, тогда нет особых проблем, идеи Медведчука—Симоненко—Мороза — в жизнь… Но ведь у нас не все так, точнее почти все — не так. Стране нужен прорыв, нужны кардинальные изменения практически во всех сферах, нужны решительные и последовательные, хорошо скоординированные между ветвями власти действия. Но нынешняя реформа по своей сути и срокам внедрения не способствует этому. Наоборот, ее следствием станет торможение прогрессивных изменений, еще большая апатия и разочарование граждан в действенности демократических процедур, выборов в частности, консервация нынешнего курса.
Допустим, на выборах победил Мороз. Я в это не особо верю, но телеканалы постоянно внедряют нам (ему?) мысль о возможности победы. Победил в изнурительной борьбе, смог объединить вокруг себя всю оппозицию, убедил избирателей в том, что его программа наилучшая и что именно он способен поднять с колен народ и страну, смог преодолеть все преграды админресурса… Ну, занял кабинет на Банковой, а дальше что? Он может предложить своим многочисленным соратникам по коалиции лишь три поста: (а) главы своей администрации (или канцелярии, как ее называет оппозиция) и (б) секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО); а еще (в,г,д…я) — послов в зарубежных государствах, и то — если их кандидатуры поддержат не Морозом назначенный премьер и не им же, а еще Леонидом Кучмой, назначенный министр иностранных дел. На этом все, дележ кресел завершен, обновление элиты — тоже. Ах, союзники по коалиции и свои партийцы ропщут? Ющенко и Тимошенко на что-то претендовали? Кто-то хотел стать премьером, спикером? Луценко, Шибко, Николаенко, Винский тоже рассчитывали стать министрами? Предвыборную программу, говорите, хотели выполнять, чтоб перед народом не стыдно? Извините, но с этими вопросами не по адресу. Их теперь решают на Грушевского. Идите договариваться с хозяевами фракций и министров — с донецкими, эсдеками и трудовиками. Да, я «ваш» президент, и социалистический, и общенародный, за поддержку спасибо, но отплатить ничем не могу и обещаний выполнить не могу — сами видите, какая у нас Конституция.
Можно продолжать ерничать в том же духе, но ситуация критическая на самом деле. Новый президент, что бы он ни обещал перед выборами в стране и за рубежом, не будет иметь рычагов, необходимых для выполнения своих обещаний.
О правительстве уже упоминали: оно ему достанется «чужим» и неприкосновенным. Губернаторы тоже «чужие». Если губернатор коррумпирован, министр — вор, прокурор — продажный, отстранить от должности этих людей и назначить новых президент уже не вправе, поэтому они будут воровать и дальше.
Говорят, мощным инструментом президента остается СНБО, который он возглавляет. Неправда. Во-первых, в состав Совета по должности входят пятеро «чужих» — премьер, председатель СБУ, министры внутренних дел, обороны, иностранных дел. Во-вторых, чтобы обсуждать на заседаниях СНБО важные вопросы, президенту придется включить в его состав других, назначенных при Кучме, чиновников. Можно, конечно, создать в СНБО и пропрезидентское большинство, ведь глава государства вправе кооптировать в Совет хоть весь свой избирательный штаб. Но это проблемы не решает. Поскольку, в-третьих, чтобы указ президента, принятый во исполнение решений Совета, имел юридическую силу, его, по Конституции, должны обязательно завизировать премьер и профильные министры. Иначе — пустая бумажка. Это сегодня, при действующей Конституции, отказ Януковича или Папиева поставить свою подпись под президентской означает их немедленную отставку единоличным решением Президента Кучмы. Новый президент таких полномочий иметь не будет, поэтому СНБО на самом деле не инструмент, если премьер и президент — из разных политических лагерей.
Президент будет иметь меньшее влияние на нормотворчество Кабмина. Сегодня Кучма может отменить любой правительственный акт, его сменщик — сможет приостанавливать действие лишь тех актов правительства, которые не соответствуют Конституции, законам и актам президента, причем с одновременным обращением в Конституционный суд. Формально, Кабмин должен в своей деятельности руководствоваться среди прочего и актами президента, но акты главы государства издаются только в рамках его конституционных полномочий, теперь уже резко ограниченных. Президент утратит право создавать, ликвидировать и реорганизовывать центральные органы исполнительной власти. Теперь это полномочия правительства. В принципе, чтобы удовлетворить интересы членов парламентской коалиции, Кабмин вправе создать хоть сотню министерств и полтыщи ведомств, было бы желание.
Президент утратил контроль и над вертикалью исполнительной власти. Нынче Кучма, по представлению премьера (формальному) назначает глав местных госадминистраций и снимает их со своих постов. Через «четыре месяца» после принятия изменений в Конституцию это станет прерогативой Кабмина. Из-под контроля Президента выведены Антимонопольный комитет, Фонд госимущества, Нацбанк, Госкомитет по информационной политике.
Новый глава государства не сможет досрочно отозвать должностных лиц, назначенных Кучмой по президентской квоте, к примеру, судью Конституционного суда с сомнительной репутацией, либо председателя ЦИК, совмещающего десять должностей. Вот закончится их срок — пожалуйста, а до этого — «я в домике».
Формально президент будет руководить внешней политикой, но назначить послов, как уже упоминалось, он может только с согласия премьера и министра иностранных дел.
Получается, что реализовывать свои предвыборные обещания президент может исключительно через активную законотворческую работу, то есть работать как бы депутатом, ведь президенту сохранили право законодательной инициативы и право вето. Однако эффективность этой работы при «чужом» парламенте будет минимальна, а частое ветирование им законов лишь углубит конфликт с Радой. Нынешний парламент, избранный и переформатированный при известных условиях, и правительство, утвержденное им за месяц до выборов президента, не будут гореть особым желанием поддерживать реформаторские усилия нового президента. Это неизбежно приведет к жесткому конфликту между правительством и президентом.
Не имея полномочий для отставки Кабмина, президент может попробовать создать новую коалицию, в свою поддержку. Сделать это будет архисложно. Во-первых, большевики реализуют свои интересы через Кабмин, во-вторых, у нового президента уже нет рычагов силового влияния на депутатов (налоговой, милиции, прокуратуры), а в-третьих, попытки создания новой парламентской коалиции неизбежно вызовут негативную реакцию премьера и активные действия против президента и его окружения.
В конечном счете, страна и власть будут втянуты в перманентное политическое противостояние и борьбу за распределение властных полномочий. Об избирателях и их интересах вспоминать будет некогда.
Что нас ждет на выборах
Об этом кратко, поскольку малоинтересно. Выборы во многом потеряют свою значимость после изменения Конституции по предложенному Медведчуком—Симоненко—Морозом варианту. Действительно, обещать людям много нельзя, т.к. выполнить обещания будет невозможно. Обещать мало — не изберут. Значит, придется врать. Всем кандидатам. Больше, чем обычно. Коалиции формировать трудно, поскольку делить между участниками будет практически нечего. За идею не все готовы бороться.
В наиболее сложной ситуации кандидаты, имеющие наибольшие шансы победить. Сегодня это Ющенко и Янукович. Донецкие в принципе могут тормознуть реформу, если верят в Януковича. Ющенко этого сделать не может, видимо, придется в ней как-то участвовать. А это отразится на характере избирательной кампании лидера «Нашей Украины».
Перед Ющенко сегодня сложный выбор: либо идти к победе с гордо поднятой головой, побеждать и рулить страной без руля, либо включаться в торги с властью. Задача максимум — отложить срок введения конституционных изменений в действие до 2006 года, минимум — оттянуть голосование на конец нынешней сессии (начало июля), чтобы иметь возможность, в случае победы на выборах, участвовать в создании парламентской коалиции силами своей фракции и активно влиять на формирование Верховной Радой правительства.
Если большинство, при поддержке Симоненко и Мороза, таки протолкнет изменения в Конституцию в марте—мае, то Ющенко придется хорошенько думать, как вести себя его фракции в сентябре, когда в разгар выборов ВР будет утверждать «чужое» правительство. Компромисс с властью в расчете на будущее чреват потерей имиджа «оппозиционности» Ющенко в глазах избирателей и может отразиться на результатах выборов. Тем более, что, мягко говоря, критиковать Виктора Андреевича будут остальные оппозиционеры, не пожелавшие либо не допущенные к сотрудничеству с коалицией.
Есть ли выход?
То, что дело швах, понятно. Заметим, что если при постатейном голосовании Переходных положений пункт о «четырех месяцах» не получит 300 голосов, то лучше от этого не станет. Будет еще хуже, поскольку изменения в Конституцию в этом случае вступят в силу ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ДНЕЙ, а значит формировать коалицию и делить правительство могут начать уже весной. Внести в текст Переходных положений иной срок, например, 2006 год, что было бы вполне приемлемо и логично, на этой сессии можно, но дальнейшая процедура известна: опять Конституционный суд и окончательное голосование лишь на осенней сессии. А там выборы, во время которых консенсус находить намного сложнее
Нужно искать варианты выхода, их немного. Первый — реформу провести, но ввести ее в действие с 2006 года, после избрания нового парламента. На весенней сессии этого уже не сделать, но можно на осенней. Вариант сложный, но возможный, если в процесс активно включатся все фракции, в т.ч. «НУ» и БЮТ. Большинство может не поверить искренности намерений Ющенко и Тимошенко. Есть основания. Возможно, формой гарантии их позитивного голосования за изменения в Конституцию на осенней сессии мог бы стать публичный договор, подписанный с участием Президента, опубликованный во всех газетах, поданный по всем телеканалам, переданный во все посольства, с четким включением в предвыборные программы всех кандидатов обязательства проголосовать осенью. Если бы это удалось сделать, тогда после выборов страна могла бы рассчитывать на рывок, а с избранием нового парламента заработали бы защитные механизмы от узурпации власти.
Второй выход — рассчитан не на рывок, скорее на небольшой толчок после президентских выборов. Речь идет о минимизации негативных последствий нынешнего проекта. Для этого не нужно изменять процедуру, необходимо лишь проголосовать за проект в самом конце сессии, в июле. Тогда «четыре месяца» создают меньше проблем, а формирование парламентской коалиции и состава правительства по времени совпадает с оглашением результатов президентских выборов. Новоизбранный президент сможет участвовать в этом процессе и в результате — хотя бы смягчить уровень конфликтности в отношениях с парламентом и правительством.
Возможно, будут найдены другие решения. Важно, чтобы их искали. Процесс еще не стал необратимым, даже внутри парламента задействованы далеко не все ресурсы для того, чтобы донести до депутатов понимание личной ответственности за будущее страны. Не будем идеалистами, для многих такие аргументы малопонятны, а потому реформа вполне может быть проведена и ее последствия будут еще долго доедать 47 миллионов обманутых украинцев.
Ясно одно: слишком рано мы уверовали в нереальность пролонгации президентских полномочий. И рано расслабились. А пролонгация сегодня как никогда близка к своему осуществлению: де-факто Кучма будет президентом Украины ровно столько, сколько будет работать нынешнее большинство (коалиция) и утвержденный им Кабинет. И все это может произойти при активной поддержке двух оппозиционных фракций. Как бы к финишу пролонгационных планов за них не проголосовал весь парламент.