…И БЮДЖЕТ ТОЖЕ

02 октября, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 40, 2 октября-9 октября 1998г.
Отправить
Отправить

Хронология событий, которые будут развиваться после визита в США премьер-министра и главы Нацбанка Украины, определена парламентом на минувшей неделе...

Хронология событий, которые будут развиваться после визита в США премьер-министра и главы Нацбанка Украины, определена парламентом на минувшей неделе. Хронология несколько специфическая: на 13 октября назначен отчет Кабмина, на 15 - представление нового проекта бюджета на 1999 год. Из такой расстановки очередных актов спектакля под названием «конструктивное сотрудничество» парламента с правительством следует, что если вдруг, по каким-то невероятным причинам, 13 октября крохотной группе «деструктивных сил» - не более чем 60 депутатам фракций «Левого центра» и «Громады» - удастся отправить правительство в отставку, то к 15 октября новый проект бюджета представлять в ВР будет некому. Подобный алогизм, вероятно, должен быть разрешен единственным способом: никакой отставки правительства быть не может, а несколько запоздавший бюджетный процесс пойдет в обычном русле. Благо, к тому времени правительство уже будет знать от МВФ, какие границы валютного коридора можно закладывать в расчеты макроэкономических прогнозных показателей, на какие суммы внешнего кредитования можно рассчитывать при торгах с парламентом за бюджетный дефицит. Ну, и так далее...

Однако усомниться в столь традиционном и мирном развитии событий все же приходится. Первый и основной повод - создание Президентом нового консультативного совета по вопросам внутренней политики. Казалось бы, еще один совещательный орган, вполне понятный в преддверии президентских выборов. Однако когда в состав этого органа не попадает ни премьер-министр, ни глава президентской администрации, ни даже секретарь СНБО, зато попадают, кроме членов известного «холдинга» г-д Волкова, Медведчука, Суркиса и Бортника, все силовики (за исключением министра обороны), глава ГНА, министры иностранных дел, информации и юстиции, генпрокурор и только три-четыре губернатора самых политически ключевых регионов, - совещательный орган начинает напоминать что-то иное. Первое впечатление - что это некий эрзац «комитета национального спасения», роль которого станет более понятной в случае развития событий по достаточно радикальному сценарию.

Подтверждения насчет радикального сценария есть и в парламенте. Например, секретарь правового комитета ВР А.Лавринович предполагает, что за десять дней до 13 октября (то есть сегодня), что необходимо по регламенту, в секретариат поступит требование не менее 150 депутатов внести в повестку дня после отчета Кабмина резолюцию недоверия. Благодаря такой оперативности сторонников отставки правительства благонамеренному руководству ВР уже не удастся даже сделать вид, что после отчета Кабмина можно дальше тянуть с вынесением какого-то совершенно четкого решения. И если окажется, что у «Громады» и СПУ все же наличествуют подписи свыше 230 депутатов, о которых слухи распространяются с начала сессии, - то отставка неминуема.

Правда, единственный член НДП, представленный в консультативном совете Президента по внутренней политике, И.Плющ на вопрос журналистов, есть ли уже команда отправлять Кабмин в отставку, ответил отрицательно. Но, во-первых, это было еще 1 октября, а во-вторых, И.Плющ может не все знать, да в конце концов на такие вопросы может и не отвечать с полной откровенностью. Зато другие политики, не входящие в «комитет национального спасения», напротив, полагают, что у владельцев «холдинга» уже нет больше терпения ждать, когда созреют новые условия для отставки В.Пустовойтенко, и они используют рвение оппозиции, чтобы свалить правительство. После этого в интересах новой «партии власти» либо добиться, чтобы левые водрузили своего премьера на вершину «временного» предвыборного правительства, либо растянуть процедуру назначения таким образом, чтобы во главе исполнительной власти встал «второй Звягильский» - то есть ныне первый вице-премьер, а к тому моменту «бессменный» и.о. А.Голубченко.

К этому сценарию бюджетный процесс может иметь следующее отношение. Либо - если удастся закрепить и.о. Голубченко на вершине исполнительной пирамиды, бюджет вообще срывается, и парламент вынужден к концу года принять очередной закон о пролонгации финансирования расходов по схеме 1998 года (читай - по указу о секвестре). После чего кредиты МВФ льются рекой в руки «нового» правительства, являющегося подразделением того самого холдинга. Либо, при наличии левого премьера, парламент принимает бюджет на свое усмотрение: с огромным дефицитом, с непомерной эмиссией и прочими прекрасными, вполне соответствующими «болгарскому варианту» вещами. И тот, и другой пути ведут к победе на будущих выборах Президента Кучмы или какого-либо иного лица, которое приглянется «холдингу» в процессе отбора из 100 (прогноз Л.Кучмы) его конкурентов.

Интересно, что о намерении новой «партии власти» использовать оппозицию в борьбе с правительством знает сама оппозиция и как-то не проявляет особого беспокойства. Например, А.Мороз полагает, что подобные методы прежде всего не полезны для Президента Кучмы, поскольку при любом дальнейшем раскладе именно он продолжает накапливать негатив в обществе. Действительно, ни внедрение в жизнь секвестированного бюджета, ни глобальные эмиссионные вливания не позволят решить главную - социальную проблему, а платить долги по зарплатам все равно необходимо.

Кстати, сам А.Мороз широко разрекламированный в прессе прецедент со своим округом, где лишенные зарплат учителя вынуждены клясться, что не голосовали за экс-спикера и не заслужили такого наказания, - продолжает использовать теперь уже не как средство давления на премьера, а как доказательство того, что за невыполненные предписания парламента о первоочередности финансирования социальных программ придется расплачиваться. Более того, глава СПУ полагает, что в случае создания действительно нового правительства будут просто использованы давно и открыто рекомендованные Кабмину источники финансирования: ресурсы, накапливаемые на таможнях, и возвращенные в бюджет ресурсы внебюджетных фондов. Поэтому экс-спикер полагает, что отставка Кабмина 13 октября реальна и необходима, никаких и.о. Президенту оставить не удастся, а в соответствии с законом о назначении должностных лиц в течение двух недель придется подыскивать приемлемую для парламента кандидатуру. Возможно, подбор кандидатов продлится несколько раз по две недели, но в конце концов под давлением самых разных факторов правительство будет сформировано. И новый бюджет парламент будет принимать уже под это правительство. Вопрос о том, в какой степени такое развитие ситуации окажется на руку Президенту Кучме, - А.Мороз не обсуждает.

Следует, разумеется, заметить, что оптимизм А.Мороза основан все еще на том, что отставка правительства, как и формирование нового состава и принятие нового, правильного бюджета, будет поддержана всеми, кто в последнее время проявлял недовольство экономическим курсом. Между тем, до 13-15 октября должны состояться некоторые внепарламентские события, способные оказать свое влияние на реализацию планов «антиправительственной коалиции». Съезд или съезды СДПУ(о), в результате которых произойдет окончательный развал социал-демократии, все же только укрепит позиции В.Медведчука, и он с его частью фракции, как один из отцов новой «партии власти», не станет противиться отставке правительства, а даже, вероятно, поддержит ее (что бы ни говорилось на официальных брифингах вице-спикера).

А вот пленум КПУ еще может и передумать. А может, наоборот, выдвинуть своего кандидата на пост нового премьера, и тогда уже самая большая фракция ВР станет решать, пользоваться ли рецептами Мороза в бюджетном процессе, если эти рецепты не позволят к моменту выборов создать достаточно революционную ситуацию в стране, на волне которой «красные» смогли бы двигаться дальше к решительным победам.

Еще одно событие: планирующееся выдвижение Е.Марчука кандидатом в Президенты от группы национал-патриотических партий, представленных в парламенте небольшой, но все же полезной при наборе голосов за отставку Кабмина группой. Будет ли такая поддержка Марчуку поводом для смены им своего мнения о несвоевременности правительственного кризиса - пока не известно, но это важно: до сих пор все инициативы Е.Марчука как главы социального комитета поддерживаются в парламенте достаточно организованно. Кстати, о залежах на таможне, используемых далеко не в социальных целях средств, Марчук уже также упоминал, так что ему самое время присоединиться к Морозу хотя бы на данном этапе, как ни сложно это по отношению к конкуренту.

О позициях же других политических сил можно, пожалуй, говорить уже сейчас. Например, Рух, который еще недавно очень порицал «левогромадовцев» за коварные замыслы раздувания политического кризиса, вдруг сделал две вещи. С одной стороны, поставил свою подпись под требованием переголосования процедуры отклонения проекта бюджета, благодаря чему проект возвращен правительству как противоречащий и Конституции, и бюджетной резолюции, а не оставлен на доработку парламенту. Во-вторых, в выступлении пока единственного руховского кандидата в Президенты Б.Бойко прозвучал «странный» упрек по адресу коммунистов в том, что правительство Пустовойтенко и вся исполнительная вертикаль - поставлены «красными». Если традиционную риторику Руха насчет засилья коммунистов в вертикали можно опустить, то недовольство нынешним «коммунистическим премьером» - нет.

Что касается НДП, то теперь уже бывшая «партия власти» идет своим, ей одной уготованным путем. Глава УСПП обрушивается на премьера, хотя и с заметным отставанием от событий, унижающих директорат, зато вплотную к планируемой отставке Кабмина. Некоторые лидеры партийной «верхушки» интересуются у наблюдателей, как скоро, на взгляд постороннего, премьеру «сплетут лапти» и какая политическая сила готова взять на себя ответственность за переходное перед выборами правительство. Внутрипартийная оппозиция, давно выражавшая недовольство как Президентом, так и премьером, начинает намекать, что скоро в НДП именно она составит большинство. И так далее...

Наконец, СелПУ. Обретение ею фракционной «свободы» от социалистов и, главное, наличие в ее верхушке А.Ткаченко, на первый взгляд, должно гарантировать, что оппозиционность к Пустовойтенко ей заказана. С другой стороны, несомненная связь с новой «партией власти» (хотя бы на том основании, что именно «холдинг» контролирует топливо для проведения осенних полевых работ) - гарантия поддержки вотума недоверия правительству, которое так и не обеспечило сбора сахарной свеклы и подсолнечника. И потом, если членам фракции не достались парламентские комитеты, то разве не вправе они добиваться министерских постов?

Вообще же, парламент в целом уже приложил руку к тому, чтобы еще перед визитом в США премьер Пустовойтенко лишился главных козырей в переговорах с МВФ: все проекты Кабмина об отмене социальных льгот отклонены, указ Президента об аренде земли хотя формально и дейстует, однако не может привести к притоку инвесторов, поскольку в политическом смысле заблокирован новой редакцией аналогичного закона...Кстати, меры эти одинаково неблагоприятны и для любого иного правительства, ориентирующегося на внешнюю поддержку в целях президентской кампании. С другой стороны, не складываются дела у любого из возможных вариантов правительства Кучмы и на «восточном фронте»: бартерные союзы - тройственные ли (с Белоруссией и Россией) или даже просто двусторонние (с Туркменистаном) не сулят новых теневых прибылей ни «холдингу», ни официальному НАК «Нефтегаз Украины». Может, это сигнал, что после травли лидеров «Громады» ходить по тропинкам, протоптанным еще премьером П.Лазаренко, - бессмысленно? А может, это всего лишь ответ на недоброжелательное отношение части ВР к спичу в его стенах Г.Селезнева... Не суть важно, главное - держать такие правительства Президенту более чем накладно.

Собственно говоря, уже перечисленного выше достаточно для того, чтобы полагать, будто парламент все же не ограничится тем, что перед отставкой Кабмина испытает свою тяжелую руку на Нацбанке. Вероятность подобных намерений подчеркивал не только экс-министр экономики В.Суслов, но и факт специальной беседы Президента с главой Счетной палаты В.Симоненко (кажется, это был первый случай, когда Л.Кучма признал существование подобного органа после всех нанесенных ему высочайшей рукой травм), и именно на предмет изучения резервного фонда НБУ, как и на предмет бюджетного процесса. Да, Нацбанку предписано парламентом, несмотря на игнорирование обычных процедур, все же представить перед бюджетом программу кредитно-денежной политики. Да, это мероприятие больше напоминает подготовку к отставке В.Ющенко, чем простое ознакомление с секретными планами финансовых властей. Но, как учит нас секретарь СНБО В.Горбулин, анализируя опыт России, нельзя не признать, что именно компактная смена и главы НБУ, и правительства в целом - вещь вполне реальная в условиях уже все равно наметившегося начала полномасштабного правительственного и даже общеполитического кризиса. Это тем более реально, что произойдет не до, а после окончательного выяснения отношений посланца Кучмы Пустовойтенко с международными финансовыми структурами. Которые, наученные горьким опытом помощи постсоветским странам, заговорили о реформе всей мировой финансовой системы, в которой не должно оставаться места подобным непредсказуемым кризисам. Кто сегодня может сказать: а вдруг меняющейся глобальной концепции МВФ подойдут в той же Украине совсем иные партнеры, чем те, с которыми им до сих пор приходилось работать и кого им еще может предложить Президент Кучма?

Впрочем, никакого особого оптимизма в наших условиях питать не приходится. По следующим причинам. Сам по себе правительственный кризис, который в юридическом отношении еще связан с некоей конституционной коллизией и может потребовать вмешательства КС, прежде всего ставит Президента перед тем самым выбором, о котором он в последнее время как-то перестал публично упоминать (если не считать намека на то, что парламенты, не сформировавшие большинства, во всем мире распускаются). Речь, разумеется, идет о силовом разрешении Президентом всех своих проблем. Возможно, только полный профан может предположить, будто увеличение осеннего войскового призыва в Нацгвардию при сокращении призыва в армию - что-то такое означает. Но наличие уже упоминавшегося Консультативного совета по внутренней политике с привлечением в него всех силовиков, которые по Конституции не должны иметь к политике никакого отношения, - означает многое. Особенно если учесть, что в определенных политологических (!) кругах, очень близких к совету и заодно - к «холдингу», прорабатывается идея «легализации нелегитимных шагов исполнительной власти». В мире, если уж брать аналогии Л.Кучмы, такие штуки выполняются (или выполнялись в недалеком прошлом) военными или полувоенными хунтами. На исходе тысячелетия, да еще на столь специфической территории, как наша, не будет большой разницы, если ту же роль сыграет «модерный» вариант - «холдинг». Тем более, что он - на ту же букву.

Подождем 13 октября. Подождут ли они?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК