ГУАМовская песнь СНГ

26 мая, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 20, 26 мая-2 июня 2006г.
Отправить
Отправить

ГУАМ всегда имел репутацию фрондерского объединения, созданного на постсоветском пространстве как альтернатива СНГ...

ГУАМ всегда имел репутацию фрондерского объединения, созданного на постсоветском пространстве как альтернатива СНГ. В глазах российских и западных экспертов это реноме подтверждала и начатая за несколько дней до киевского саммита публичная дискуссия о возможном пересмотре Грузией, Молдовой и Украиной формата своих отношений с Содружеством. Равно как и высказывание главы украинского внешнеполитического ведомства Бориса Тарасюка, заявившего: «ГУАМ является продуктом неэффективности СНГ». (С этой оценкой в целом согласился и Виктор Ющенко.)

Скандальный оттенок не стерли слова Бориса Тарасюка, что «ГУАМ не является «анти» и объединением против кого-то. ГУАМ — это объединение государств, имеющих общие взгляды, общие интересы и желающих их реализовать». Многим трудно представить, что подобное возможно на пространстве, которое Россия считает зоной своих интересов. Точно так же, критиков квартета не могла успокоить и оценка встречи представителя российского МИДа: Москва не видит антироссийской составляющей в происходящем в Киеве саммите. «Вызывает вопросы скорее не ГУАМ, а чрезмерная ветвистость организаций на черноморском направлении. Есть организации со сложившимися традициями и устоями. Нам кажется, что стоило бы развивать работу именно подобных образований», — комментировал журналистам первый заместитель министра иностранных дел РФ
Андрей Денисов.

Все это стало фоном киевского саммита ГУАМ и делало встречу «четверки», на которой решалось будущее этого объединения, достаточно знаковым и интересным событием.

На протяжении девяти лет существования ГУАМ в воздухе постоянно висел вопрос о том, сможет ли эта региональная организация стать успешным проектом. До 2005 года ГУАМ, в котором тогда еще формально пребывал и Узбекистан, представлял собой достаточно аморфное образование: временами слишком уж разным виделось будущее этого клуба некоторыми его участниками, объединившимися в 1997-м, чтобы совместно противостоять доминированию Москвы на постсоветском пространстве. Скепсис относительно будущего организации усиливало и то, что периодически лидеры стран–участниц ГУАМ ради сиюминутных внутриполитических целей шли на внешнеполитические уступки России. В Кремле же с раздражением относились к проекту, который воспринимался не иначе как «прозападный и антироссийский блок». Хотя очевидно, что виртуальность ГУАМ связывалась не столько с позицией России, а, прежде всего, с неимением у лидеров объединения политической воли и отсутствием в рамках организации реализованных экономических проектов: подписанное в 2002-м соглашение о зоне свободной торговли до последнего времени так и оставалось на бумаге.

Демократические революции в Грузии и Украине дали ГУАМ шанс стать эффективной и влиятельной организацией в черноморско—каспийском регионе. Сегодня для этого есть все предпосылки: общие цели участников, политическая воля лидеров и внешнеполитическая (и финансовая) поддержка Соединенных Штатов. Свою помощь объединению готовы предоставить и общественные организации: Фонд «Евразия» и Институт внешней политики инициировали проект аналитической поддержки ГУАМ. И члены «четверки» пытаются воспользоваться шансом (которого, быть может, больше не представится) и реализовать свои амбиции. (Для Киева это означает, прежде всего, возможность продемонстрировать на деле свою способность быть региональным лидером.)

Достаточно сказать, что в Киеве, наконец, произошла институциализация ГУАМ: из неформального регионального объединения он трансформировался в полноценную международную организацию со своим секретариатом, который будет располагаться в украинской столице. (Изменение статуса уже в скором времени может принести ГУАМ практические выгоды, поскольку облегчит процедуру присоединения организации к ряду проектов, финансируемых, в частности, Евросоюзом.) В ближайшем будущем появится генеральный секретарь, которым, судя по всему, будет представитель Азербайджана.

Попутно лидеры объединения дали ему новое название — «Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ», что должно продемонстрировать мировому сообществу изменение акцентов в работе. «Деятельность ГУАМ будет направлена на утверждение демократии, на экономическое и социальное развитие, сотрудничество в сфере безопасности», — так очертила задачи образовавшейся международной структуры пресс-секретарь украинского президента Ирина Геращенко. За новое название организации, в котором присутствует слово «демократия», проголосовала и азербайджанская делегация, что можно однозначно трактовать, как желание Баку реабилитировать репутацию страны, подпорченную президентскими и парламентскими выборами. Так что вовсе не случайно азербайджанский президент Ильхам Алиев во время саммита много и часто говорил о демократии и демократических институтах, столь важных для становления государства…

Впрочем, вопросы, связанные с распространением и поддержкой демократических ценностей в черноморско-каспийском регионе, относятся, скорее, к прерогативе неформального Сообщества демократического выбора. Удел же ГУАМ — реализация конкретных экономических проектов (на чем особо акцентируется в новом названии организации) и защита интересов «четверки» в сфере безопасности (что подразумевается). Исходя из заявлений глав государств гуамовского квартета, можно выделить три основных направления его деятельности. Первое: проекты в экономической и энергетической сферах, прежде всего, связанные с транспортировкой энергоресурсов. Проведение согласованной политики по «замороженным конфликтам» — это второе. И третье: вопросы, связанные с европейской интеграцией стран – участников квартета и углублением их отношений с НАТО.

В ближайшее время маловероятно ожидать от ГУАМ конкретных результатов в разрешении «замороженных» конфликтов, в том числе и относительно европейской интеграции и углублению отношений с Североатлантическим альянсом. Поэтому ключевым критерием успешности организации является ее способность реализовать общие экономические проекты.

На сегодняшний день в актив ГУАМ можно записать два-три проекта, находящихся в той или иной степени реализации. За несколько дней до начала саммита в Киеве был открыт украинский сегмент Виртуального центра ГУАМ по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, распространением наркотиков и другими опасными видами преступлений. Этот центр даст возможность правоохранительным органам оперативно обмениваться информацией о лицах, подозреваемых в совершении преступлений, и его деятельность следует рассматривать в контексте участия «квартета» в антитеррористичекой кампании. На начальном этапе воплощения в жизнь находится проект содействия торговле и транспортированию (СТТ), который ориентирован на максимальную реализацию транзитного потенциала организации. (Примечательно, что и Виртуальный центр ГУАМ по борьбе с терроризмом, и проект СТТ осуществляются в соответствии с Рамочной программой ГУАМ—США и при финансовой поддержке Вашингтона.)

ГУАМ может порадовать своих сторонников еще одним своим достижением — зоной свободной торговли (ЗСТ). Правда, достижение это все же условное: по ряду причин ЗСТ в рамках ГУАМ пока не функционирует. Во время киевского саммита был подписан протокол о реализации соглашения о зоне свободной торговли. По словам украинского президента, на нынешнем этапе уже можно говорить о либерализации движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала, а следующим этапом будет гармонизация отношений таможенных и пограничных служб участников объединения. Но, объективно оценивая ситуацию, признаем, что от ЗСТ не приходится ожидать сколько-нибудь серьезного эффекта в силу довольно слабых торгово-экономических связей между странами – членами ГУАМ. Достаточно сказать, что товарооборот Украины с Грузией доходит до 200 млн. долл., а с Молдовой составляет около полумиллиарда долларов.

Поэтому тестом на жизнеспособность ГУАМ будет способность его членов совместно реализовать проекты в сфере транзита и энергетики, прежде всего, в сфере транспортировки энергоносителей из каспийского и центральноазиатского регионов. Об этом свидетельствуют не только комментарии лидеров ГУАМ в СМИ, но и достигнутая договоренность о создании в рамках организации топливно-энергетического совета. В свою очередь Ильхам Алиев пообещал: в ближайшие годы Азербайджан увеличит добычу нефти до 60 млн. тонн, что позволит наполнить нефтепровод Одесса—Броды. Стоит отметить, что помимо Азербайджана, единственного из гуамовского квартета, обладающего значительными запасами энергоресурсов, на саммите присутствовал и представитель Казахстана. Страны, которая не просто добывает в достаточной степени нефть и газ, но и готова их экспортировать в европейские страны-потребители через территорию Украины и страны Южного Кавказа.

Однако эти амбициозные планы будут иметь шансы реализоваться, если к «четверке» присоединится Евросоюз, а не только некоторые молодые члены этого клуба. Так, молдавский президент Владимир Воронин заявил, что необходимо подготовить соглашение о сотрудничестве организации с Евросоюзом. Но пойдет ли на это ЕС?

Дело в том, что, в отличие от Соединенных Штатов, напрямую заинтересованных в успехе этой организации (по причине, в частности, и геополитического порядка), у Европейского Союза к проекту «четырех» отношение, мягко говоря, неоднозначное: Брюссель, в отличие от Варшавы и Вильнюса, старательно дистанцируется от ГУАМ. Показательно: если от Соединенных Штатов на киевском саммите присутствовал специальный представитель госдепартамента — заместитель помощника госсекретаря Дэвид Кремер, то Евросоюз ограничился главой представительства Еврокомиссии в Украине. Причин такого осторожного отношения может быть несколько. Во-первых, в бюрократических учреждениях Евросоюза до сего времени не могут понять, что из себя представляет ГУАМ. Во-вторых, в очередной раз играет т.н. российский фактор: ряд влиятельных членов исполнительных органов Евросоюза всерьез опасаются маргинализации России и потому считают политически невозможным оказывать знаки симпатии организации, которую в Кремле воспринимают как антироссийский блок. Однако, если Россия, похоже, и далее будет негативно относиться к Организации за демократию и экономическое развитие, то ситуация с Европейским Союзом может измениться к лучшему. Поскольку после зимнего украинско-российского газового конфликта Еврокомиссия пересматривает свою политику энергетической безопасности. И это дает серьезные основания надеяться, что ГУАМ все же имеет неплохие шансы на будущее.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК