ГРЕЗЫ И КОШМАРЫ УКРАИНСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Поделиться
23—24 мая в Ялте пройдет заседание Совета глав государств-участников ЕЭП, результаты и достигнутые договоренности которого могут привнести новые штрихи в цели объединения...

23—24 мая в Ялте пройдет заседание Совета глав государств-участников ЕЭП, результаты и достигнутые договоренности которого могут привнести новые штрихи в цели объединения. Например, станет очевидно, что ЕЭП вовсе не экономическое объединение, а организационная рамка для решения вопросов регионального устройства.

Украина — не Россия, но и не Европа

Вступление в Евросоюз 1 мая 2004 года десяти стран Центральной Европы стало завершающим этапом в переделе территории после поражения Советского Союза в холодной войне. В течение нескольких месяцев 1989 года СССР лишился всех своих территорий в Центральной Европе, полученных в результате Ялтинского соглашения 1945 года между США, СССР и Великобританией, согласно которому страны-союзницы во Второй мировой войне произвели раздел завоеванных земель. С точки зрения истории, текущее расширение границ ЕС на восток скорее является восстановлением границ победителя в холодной войне — в определенной степени евровосстановлением, и имеет, в первую очередь, политическую окраску.

Формально Болгария, Румыния, а также страны бывшей Югославии пока не являются территорией Евросоюза, однако фактически дело только во времени: все системы этих стран направлены на евроинтеграцию, и, что, возможно, более важно, — это встречный процесс со стороны ЕС.

В отношении Украины ситуация другая. Украина всегда была сердцевиной Советского Союза. Из Украины в Москву поставлялось практически все — начиная от хлеба и заканчивая основными управленческими кадрами и учеными. После завершения холодной войны Украина не рассматривалась как возможная территория для розыгрыша как в силу объективных исторических причин, так и на фоне отсутствия подобного волеизъявления со стороны самой Украины. Справедливости ради нужно отметить, что подобное изменение восприятия требовало бы гиперусилий со стороны Украины, которые можно сравнить с ампутацией части целого и приживления этой части к другому целому. Нельзя также забывать о таком тонком аспекте, как конфессиональное противостояние, ведь Киев является мировым центром православия — то есть для Украины это еще и культурный выбор. В этом принципиальное различие между положением Украины и странами Центральной Европы.

Интересы стран Запада на постсоветском пространстве были связаны не столько с насаждением демократических ценностей в заблудшей в коммунистических идеях части мира, сколько с построением в регионе определенной системы безопасности, которая бы сдерживала уже не военную угрозу, а, скорее, социальную. После распада СССР возникший региональный вакуум власти вызвал мощные миграционные процессы, в некоторых странах начали появляться неуправляемые режимы, обострилась проблема терроризма, расширилась торговля наркотиками, людьми, оружием. Запад вынужден решать эти сложности. Инициатива ЕС Wider Europe — Neighborhood: A New Framework for Relations with our Eastern and Southern Neighbors направлена на решение проблем безопасности.

После распада СССР максимум, чего мог хотеть Запад от Украины, — это ее ядерного разоружения, что он и получил без особых усилий. После этого Украина перестала интересовать Запад в качестве ключевого элемента военной системы безопасности и стала частью политики социальной безопасности. Однако Украина сама пока не осознала свою значимость в этом направлении. Построение региональной системы социальной безопасности может стать ключевым полем для сотрудничества Украины и стран Запада в ближайшие годы.

Россия уже не является той угрозой, которую представлял собой СССР. Эта побежденная страна уже не сможет стать империей в современном смысле слова. В 1994 году в интервью одной из российских газет Збигнев Бжезинский подчеркнул: «После 70 лет коммунизма Россия проиграла титаническую борьбу… Претендовать на роль сверхдержавы — иллюзия. Россия сейчас — бедная, примитивная страна». Несмотря на определенное экономическое оживление в России в последние годы, ее экономика все еще остается «примитивной», базирующейся на сырьевых ресурсах. Несмотря на значительные успехи в институциональном переустройстве, экономическая политика, проводимая Путиным, не предполагает каких-либо коренных изменений в обозримом будущем. Наоборот, очевидны протекционистские настроения, которые будут продолжать тормозить трансформацию экономики. Поэтому ожидать в ближайшее время серьезного противостояния по линии Россия—Запад не приходится.

Для США и Западной Европы сегодня Россия и Украина — страны, к которым применимы единые нормы и правила, начиная от торгового и заканчивая миграционным режимом. Украина не только не заставила мир смотреть на себя по-другому, но и всячески способствовала своей дискриминации в качестве игрока на международной арене. Западу даже легче договариваться с Россией, потому что последовательность действий ее элиты создает впечатление, будто эта страна знает, чего хочет.

Украина остается выключенной из обсуждения вопросов региональной безопасности, в отличие от России, довольно агрессивно решающей проблему регионов и своего внешнего влияния. Украина в общем-то не имеет подобной «исторической памяти» — исторически так сложилось, что у нее никогда не было общегосударственной политики безопасности, за исключением, возможно, казачества. Во всех других случаях эта политика проявлялась в возникновении самоорганизованных военных образований, которые пытались захватить небольшие участки территории и управлять ими.

Украина, безусловно, останется предметом влияния. Однако рассчитывать на то, что Запад будет бороться за Украину, нет никаких причин. Пока Украина останется пассивным игроком без собственной позиции — она будет скорее общей угрозой и полем столкновения интересов. Такая неопределенность будет сохраняться до 2006—07 годов, то есть до следующих парламентских выборов.

Россия на пути к новому политическому союзу

Украино-российские отношения определяют большинство интеграционных процессов на постсоветском пространстве — и отношения эти все годы независимости Украины были сложными. Идея создания Единого экономического пространства между Украиной, Россией, Беларусью и Казахстаном стала очередной попыткой России создать организационные механизмы своего регионального лидерства. К тому же, сейчас многие интересы части украинской элиты пересекаются с целями России именно на этом объединении.

ЕЭПу, так же, как и всем предшествующим ему интеграционным объединениям на постсоветском пространстве, не удастся решить торговых проблем Украины и России, однако оно может оказаться достаточным для создания организационных рамок для решения других трудностей во взаимоотношениях между сторонами или отдельными политическими и бизнес-силами двух стран. Ответ на вопрос — откуда появляются столь непрофессиональные экономические концепции, как ЕЭП — лежит в области политики и вопросов безопасности.

Предстоящее заседание Совета глав государств-участников ЕЭП в Ялте 23—24 мая, вероятно, пройдет в традиционных рамках экономического сотрудничества. Однако могут проявиться некоторые скрытые акценты, которые станут первыми штрихами к изменению содержания ЕЭП в сторону воссоздания нового политического союза, что будет выражаться в попытках представить этому объединению историческую обусловленность. Сегодня у глав государств фактически есть свобода действий — они смогли получить одобрение народа на то, что осталось не понятным никому, по крайней мере, в Украине.

В международных экономических отношениях существует шесть видов региональной экономической интеграции, начиная от благоприятных торговых отношений и заканчивая политической интеграцией. Таблица демонстрирует, как форма экономической интеграции определяет ее степень (или уровень). При этом каждой из этих форм присущи свои задачи развития, что делает невозможным перешагивание к следующему уровню интеграции, не реализовав задачи предыдущего. Первичные формы служат исключительно экономическим интересам страны, в то время как последующая экономическая интеграция вынуждает страны к согласованию как внутренней, так и внешней политической и экономической стратегии.

Предшествующие майскому заседанию заявления Путина о готовности России к созданию зоны свободной торговли без изъятий идут параллельно с заявлениями о необходимости разработки «серьезного документа» относительно взаимодействия в таких областях, как тарифная политика, транспорт, связь, передвижение людей — по словам президента России, «что-то вроде экономической конституции». В слове «конституция» уже есть попытка введения политической действительности на уровне языка.

Возможность разноуровневой интеграции в рамках ЕЭП — слабая отговорка. По сути, это абсурд — нельзя быть членом организации на каком-то уровне. Если Украина намеревалась участвовать в региональной интеграции только на уровне зоны свободной торговли, то ей абсолютно нет необходимости становиться членом ЕЭП. Например, Швейцария, участвуя в европейском экономическом пространстве лишь на уровне зоны свободной торговли, является членом Европейской ассоциации свободной торговли, а не каким-то «особенным» членом Евросоюза.

Создание зоны свободной торговли между Украиной и Россией невозможно без решения таких проблем, как ограничения на поставку украинской металлопродукции в Россию или цены на импорт нефтепродуктов. Эти вопросы имеют огромное общеэкономическое значение для обеих сторон, и для их взаимовыгодного решения нужна интеграция двух экономик другого уровня, на чем и настаивает Россия.

И дело не в критике ЕЭП. Демагогия относительно совместного вступления четырех стран — участниц ЕЭП в ВТО или даже ЕС не более опасна, чем наивность людей, полагающих, что, не выстроив отношения с Россией как в вопросах торговли, так и вопросах региональной безопасности, Украина сможет интегрироваться в Европу. И сегодня у нас нет ответа на этот вопрос.

Угроза состоит в основном в том, что для Украины ЕЭП может стать маскировкой, под покровом которой она откажется от своих деклараций относительно интеграции в европейское пространство, вступления в ВТО, членства в НАТО. Несмотря на непоследовательность действий, Украина все же была страной с европейскими намерениями. Украина, которая откажется от своих предыдущих намерений, будет уже совсем другой страной.

Украина: в поисках опекуна

И дело не столько в отношениях с Россией или с Западом. Вопрос в том, сможет ли Украина вообще быть субъектом каких-либо интеграционных процессов?

На сегодня Украина не в состоянии интегрироваться ни в одном направлении в силу низкой квалификации чиновников, институциональной неспособности вести переговорный процесс и попросту других интересов национальной элиты.

Страна разрывается экономическими интересами крупных групп, в основном интересующихся вопросами распределения государственной собственности, а значит, находится в заведомо проигрышной ситуации в переговорах с Россией.

18 мая на заседании Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС в Брюсселе украинской делегации снова отказали в предоставлении статуса страны с рыночной экономикой, объяснив это вмешательством украинских властей в ценообразование на металлопродукцию и удобрения, предоставление льгот отдельным предприятиям. При этом Леонид Кучма, комментируя заявление президента Еврокомиссии Романо Проди о том, что Украина не имеет перспектив стать членом ЕС, заявил, что результаты будут, когда «начнется нормальное понимание значения Украины». Разговор глухого и немого.

Многие ключевые вопросы двусторонних отношений Украина—ЕС были провалены ввиду подмены украинской стороной целей переговоров. В сложившихся как внешних, так и внутренних условиях требовать от ЕС ассоциированного членства было равнозначно желанию звезды с неба. Получение Украиной статуса страны с рыночной экономикой также было скорее элементом построения положительного имиджа, поскольку его значимость довольно спорна, что видно на примере России. При этом вступление Украины в ВТО автоматически означало бы «рыночность» украинской экономики и имела бы безусловный приоритет для развития страны. Эти цели были важны для имиджа Украины, однако даже в таких вопросах прагматичность важнее. Сейчас очевидно, что углубление участия Украины в ЕЭП, хотя бы до вопроса общих внешних тарифов, несовместимо с ее намерениями стать членом ВТО.

Скорее всего, в ближайшие несколько лет доминирующим вектором развития Украины будет Восток, несмотря на значительные несогласованности в данном направлении. Закономерными и последовательными в этом свете выглядят последние отставки в правительстве людей, выступающих за европейский вектор развития Украины.

Все последние десять лет Украина двигалась в стратегии поиска опекуна. Надежд на то, что президентские выборы осенью этого года изменят ситуацию коренным образом, мало. Однако очевидно, что вопрос приоритетов внешней политики на президентских выборах будет ключевым.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме