«Чем дальше в лес, тем толще партизаны» (Фольклор)
Светлана РЯБОШАПКА, УНИАР, специально для «ЗН»
Начиная со вторника, третьего декабря, Верховная Рада взялась всерьез решать нашу с вами судьбу. С вами, уважаемый читатель, если у вас нет возможности попросту уехать из этого нездорового климата туда, где что-то светит. Солнце, например...
С первых же звуков обсуждения пакета налоговых, платежных, системных законов, представленных Верховной Раде Украины, стороннему наблюдателю стало ясно: обсуждения не будет, пакета не будет, системы не будет - экономика закончилась и началась привычная карликовая политика в полный рост. Но о политике здесь не будет сказано ни слова.
Это - первый
В качестве первого упражнения ВР сходу вернула правительству на доработку проект закона под мощным названием «О мерах по стабилизации народного хозяйства и возобновлению экономического роста в Украине», признав его «сырым». ну не без этого: со времени, когда Президент стал инициатором и гарантом написания пакета, прошло всего-то месяца два - и чернила еще просохнуть не успели. К этому проекту - в его новом, доработанном виде - мы еще вернемся. И не раз, поскольку именно в нем упоминается, в частности, о социальных льготах и пенсиях.
Со второго захода депутаты достигли еще большего эффекта. отвергли проект под названием «О платежах на территории Украины» и не преодолели вето Президента на закон о внесении изменений в Гражданский кодекс УССР. Теперь кратко о сути происшедшего.
Прежде всего - почему речь шла именно о пакете законов, а не о привычной паре-тройке очередных неотложных мер? Хотя бы потому, что данные опыта свидетельствуют: пара-тройка неотложных мер, предпринятых в отдельной сфере экономики, приносят большую, но временную выгоду... небольшой группе заинтересованных лиц. Собственно, на такой временный эффект «точечные» меры и рассчитаны изначально. При этом нас совершенно не интересует, какая именно компания или персона получила от законодательного изменения дивиденды - материальные или политические, что в конечном счете одно и то же. Нас интересует - с точки зрения некоего «среднего украинца» - общее улучшение ситуации. А вот если задаться именно такой целью, то легко понять, что системная болезнь точечными мерами не лечится. И еще один постулат: безболезненных решений в современной экономической ситуации не бывает. Причем, чем дальше, тем эти решения будут все менее и менее безболезненными.
Итак, предложенный пакет законов представляет собой достаточно стройный, хотя и неполный, очерк системных изменений. Это - первый связный план перехода из состояния «нет, этого не должно быть» в состояние «это должно быть». А уж сам переход - дело пресловутой политической воли, которую не вложишь в пакет. Потому, что ее нет, как и не было. Впрочем, о политике - ни слова.
ВР, воспользовавшись чисто формальным поводом - проекты, мол, поступали в парламент поодиночке, следовательно, и рассматривать их будем по одному, да еще вперемешку с другими, не относящимися к пакету, - получила закономерный, а именно - отрицательный результат в первый же сессионный день.
Поправка к Гражданскому кодексу, принятая ВР, но «заветированная» Президентом, определяла, кто и в каком случае имеет право изъять деньги со счета предприятия (на погашение долгов, недоимок, штрафов и
т. д.) без согласия на это владельца счета. В народе такая процедура называется безакцептным, или бесспорным списанием средств. Поскольку со времен УССР количество организаций, имеющих законное или подзаконное право списывать деньги с чужого счета по самым различным поводам, перевалило за 30, никакое нормальное предприятие «много денег» на счету не показывает, а следовательно, частично работает в тени.
Поправка ВР предполагала ограничить списание в бесспорном порядке случаями, когда предприятие имеет задолженность по налогам, чего-то недоплатило в государственные целевые фонды, а также предусмотреть бесспорное списание по решению суда и по исполнительным надписям нотариуса. Вето Президента такую поправку отменило. автору точно не известно, какими мотивами руководствовался Президент (мотивы Президента вообще понять становится все сложнее), но дело было сделано: статья ГК УССР осталась в силе.
И ничего бы страшного в этом не было, если бы депутаты взяли на себя труд принять «пакетный» закон о платежах хотя бы в первом чтении. Поскольку «без реструктуризации задолженности и при сохранении безакцепта счета предприятий будут немедленно заблокированы» - позволим себе процитировать вице-премьера Виктора Пинзеника. На сегодня налоговая недоимка составляет 2,3 млрд. грн., плюс 1,4 млрд. грн. - задолженность перед пенсионным фондом. И если «точечно» предоставить налоговой инспекции право немедленно предъявить требование о безакцептном списании этой задолженности, движение средств по счетам предприятий немедленно (и естественно) прекратится. То есть, прежде чем списывать, необходимо упорядочить уже существующую налоговую задолженность предприятий - что и было предусмотрено в проекте закона о платежах в Украине наряду с отменой так называемой картотеки.
Возвращаясь к эффективности «точечных» мер, можно продемонстрировать, что «точечное» изменение, предложенное ВР, приведет к полному параличу любимого всеми депутатами производства, и, как следствие, немедленно исключит возможность выплаты официальной заработной платы любимым всеми депутатами трудящимся. Что непонятно?
Собрать в один закон и попытаться отрегулировать все вопросы, связанные с проблемой платежей, - такова была идея Закона о платежах на территории Украины. Проект отменяет налоговую картотеку, которая «ежедневно и ежечасно» заставляет предприятие пополнять теневой оборот, поскольку иначе все средства, пришедшие на счет, будут немедленно списаны в безакцептном порядке. По проекту, старые налоговые долги предприятие могло бы погашать в течение пяти или десяти лет, так сказать - в рассрочку. Это и называется реструктуризацией.
Что касается новых долгов, то их безакцептное списание предусматривалось в трех (а не в 30) случаях: по решению суда, государственных налоговых администраций и по согласию сторон. «На сегодня, - пытался объяснить представлявший проект Виктор Пинзеник, - сложилась правовая коллизия: одним законом владельцам счета предоставлено право распоряжаться средствами на счету. С другой - продолжает действовать десяток законов, в которых сохранена норма о безакцептном списании». От себя добавим, что результат такого положения вещей один: все сидят в тени и никто не выходит на свет. ВР оставила ситуацию без изменений.
Тяжелый лес правового поля
Итак, от тяжелой обязанности разумно распоряжаться средствами на собственных счетах и относительно честно платить налоги и зарплату родные предприятия уже избавлены, а платежный кризис остается с нами на неопределенно долгий срок. Вернемся к выдранному с мясом из пакета, рассмотренному и отвергнутому проекту.
Проект закона о платежах предполагал еще некоторые меры - в частности, разрешить юридическим лицам-резидентам рассчитываться между собой наличными деньгами и предоставить право предприятиям открывать столько счетов в разных банках, сколько они сочтут нужным. Тут уж стало дурно Национальному банку - по вполне объяснимым причинам. НБУ иногда очень не любит вмешательств в свое конституционно-правовое поле. В частности, поэтому среди подписей, удостоверяющих согласование проекта закона со всеми заинтересованными сторонами, нет автографа председателя правления Нацбанка Виктора Ющенко.
НБУ всю свою сознательную жизнь боролся с наличкой, всячески ограничивал и запрещал наличные операции. В момент денежной реформы именно теневая наличка была едва ли не главной его головной болью, и естественно, что сама мысль о наличных расчетах Нацбанку противна. Но вот ведь странность: несмотря на отчаянную борьбу теневой оборот растет, наличными все юридические лица рассчитываются из-под полы, а теневой ресурс как пришел в банки во времена обмена денег, так и ушел оттуда в родную тень. Может, для победоносного завершения (или хотя бы начала) борьбы с наличкой все-таки чего-то не хватает? Системы, например, или пакета?
Несмотря на то, что недавнее заседание правления НБУ прошло под лозунгом «платежность и ликвидность быть должна» (а кто купит ОГВЗ - молодец, но это уже другая тема), нынешнее состояние банков не позволяет предприятию-клиенту, имеющему дело с одним-единственным банком, с полным оптимизмом просыпаться по утрам. Иногда, к сожалению, случается, что деньги в банке «зависают». И надолго. Прикажете родному предприятию останавливаться, поскольку оно ни контракта официально заключить не может, ни расплатиться, ни деньги получить? Господи, да пусть их будет много, хороших, но разных банков - в каком-то что-то да останется. А для уплаты налогов завести реестр владельцев счетов, обозначив их соответствующими номерами, и отдать налоговой администрации.
Кстати, о налоговой администрации. Кто она, что она и где она - об этом существующие законы умалчивают. Зато из проектов пакета вырисовываются довольно грозные ее контуры: может она, налоговая администрация, например, обратить финансовые взыскания в имущественные. Другими словами, нет денег на уплату налоговой недоимки, долга - отдай недвижимость. По мнению депутатов, налоговая администрация (включающая и налоговую полицию, между прочим) берет на себя в этом случае функции судебной власти. Правда, разработчики пакета успокоили автора на сей счет: мол, наличие судебного решения при обращении взыскания на имущество должника предусматривается. Неплохо было бы это все же записать черным по белому. На всякий случай.
Вообще же непринятие пакета (без учета политических последствий) означает отсутствие реального бюджета, «отрубает» (будем надеяться - на время) внешние источники финпомощи, в госбюджете образуется малоприятный дефицит, и приходится решать - рассчитаться за газ с Россией или пенсии выплатить. Каким будет решение - можно угадывать до трех раз...
Между тем, пока парламентарии отбрасывали одну за другой возможности реформирования всей системы и абсолютно ничего толкового не предлагали взамен (ну не желают они этим заниматься - своих дел полно), жизнь кипела и за мраморными стенами ВР.
Вне парламента активно возмущались профсоюзные боссы, чернобыльцы, несчастные пенсионеры, инвалиды и Президент. А собственно, по какому поводу?
Льготы, которых нет, и льготы, которых не будет
Благодаря отсутствию нормальной платежной системы, отношений и гарантий прав собственности, налоговой системы (рассчитанной на инфляционные прибыли, ныне не существующие) и, конечно же, умелому ручному управлению страной, пришло время немножко подумать. Подумать прежде, чем начинать биться в истерике по поводу «сокращения социальных программ». Украина - не просто страна льгот, она к тому же страна липовых льгот и липовых льготников. Липовые льготы - это когда вы имеете право на бесплатные лекарства, но никогда не сможете их получить, потому что в аптеке их «случайно» не будет. Липовые льготы - это когда вас совершенно бесплатно медицински обслужат, после чего вы потратите все имеющиеся деньги на лечение. Льготная же очередь на получение квартиры, по самым скромным оценкам, превышает «нельготную» раза в два. В общем, стойте, стойте - вы никому не мешаете...
А теперь - серьезно. Какие функции выполняют льготы в нашем обществе и сколько они стоят?
Льготы у нас существуют, во-первых, как метод социальной защиты, во-вторых, как некая пожизненная премия за особые заслуги и, в-третьих, - «за профессию» (они же - «за должность»). И если первые предполагается упорядочить и там, где это имеет смысл, - заменить адресной денежной помощью, то остальным придется потесниться. Подсчитано, что все льготы для всех существующих на сегодня льготников будут стоить в 1997 году ни много ни мало - 14 млрд. грн. Так что инвалидов, ветеранов и ликвидаторов-чернобыльцев никто, собственно, и не собирался обижать и грабить. Несмотря на заявление Президента, что он этого не допустит...
Что касается официозных профсоюзов, а заодно уж - и прочих фондов, в которые мы отстегиваем от каждой зарплаты (благодаря чему распорядителей этих фондов неплохо кормят), то их возмущение вполне понятно. Для того чтобы не потерять бесплатного ресурса для разного рода коммерческих операций, они будут долго водить искренне возмущенных граждан под ВР и Кабмин. А может, и еще чего придумают...
Пенсии, пенсионный возраст, пенсионная система в целом. Проблема настолько болезненная и настолько деликатная, что здесь лучше - правду, только правду и ничего, кроме правды. Начнем с того, что пенсионеров у нас 14,5 миллиона. Средняя пенсия - 48 грн. Минимальная - 37. Пенсионная система такова, что пенсионеры существуют на те отчисления, которые работающее население платит в Пенсионный фонд. Поскольку официальные зарплаты (из-за множества изъятий) крайне низки, а количество работающих и получающих даже эти зарплаты - уменьшается (см. всю проблематику пакета), то средства для выплаты пенсий очень ограничены. В этой системе можно сделать только одно: перераспределить реально существующие средства таким образом, чтобы наименее обеспеченные пенсионеры не поумирали с голоду. Да, это отвратительная процедура, от которой несет уравниловкой на три версты. А что прикажете делать? Когда еще будет разработана система персональных пенсионных счетов (а она есть в пакете), дающая человеку, много и квалифицированно работавшему, возможность получать высокую пенсию... А нынешним пенсионерам платить нужно сегодня.
Потому вторая «непопулярная мера» - постепенное увеличение пенсионного возраста. Причем постепенное настолько, что к пенсионному возрасту европейских стран Украина подберется лет через 17. Зато уже сейчас эти меры позволят поднять пенсию самым бедным пенсионерам процентов на 10. Но если реформы пенсионной системы не произойдет, то и эти меры себя исчерпают - уже нечего будет перераспределять.
Как дальше сложится судьба «второй (а где первая?) волны реформ», в частности, предложенных проектов законов - пока неясно. Скорее туманно. И душно, потому что строгие хозяева не позволяют открыть даже форточку.