БОЛЬШЕ СОВЕТОВ ХОРОШИХ И МЕНЬШЕ —РАЗНЫХ

Поделиться
В преддверии выборов не только в центре, но и в регионах заметна активизация местных элит в плане перераспределения, концентрации власти...

В преддверии выборов не только в центре, но и в регионах заметна активизация местных элит в плане перераспределения, концентрации власти. Проявляется это во многих формах и в разных направлениях. В Николаеве эта форма борьбы вылилась в хоть и краткое, но острое столкновение горсовета и районных советов.

Теоретической базой для перераспределения власти, впрочем, как и сохранения статус-кво, стал один и тот же закон - о местном самоуправлении, который дал возможность каждой группе разработчиков нового и традиционалистов находить в нем то, что каждому хочется, исходя из собственных интересов. Одним словом, новый Закон о местном самоуправлении сразу же после вступления в действие обострил взаимоотношение региональных элит, породил ряд конфликтов.

В Николаеве где-то полгода назад вызрело, встало на ноги движение «Муниципальная инициатива». «Муниципалы», выступив под лозунгом формирования территориальной общины как высшего органа народовластия, вовсе не кинулись организовывать разного рода организации самоуправления. Скорее наоборот, - проявили вполне определенную индифферентность к работе с массами, стремление централизовать власть, избавиться от районных советов в городе, которые упорно держались за право собственности. Группа депутатов горсовета, в основном члены «Муниципальной инициативы», подготовила два проекта решения будущей сессии - «О системе самоуправления в городе Николаеве», «О городских округах города Николаева». Как видим, в этих названиях трудно усмотреть какой-то радикализм. Это не случайность. Как показали дальнейшие действия, главной задачей было не вспугнуть обывателя вместе с районными советами, упразднение которых исподволь готовилось. На сессию было вынесено меры по практической реализации статьи 5 закона Украины «О местном самоуправлении». В этой формулировке вряд ли кто мог усмотреть, как и в названиях проектов решений, что дело идет не более и не менее как об упразднении районных советов. Судя по некоторым деталям, вопрос на сессию решено было выносить с минимальной оглаской. Однако - не получилось. Во всех четырех районных советах накануне городской состоялись свои сессии. Всполошились некоторые, наиболее активные общественные формирования города. Дело в том, что они, занимаясь конкретными вопросами благоустройства, городской жизни, опирались на помощь районных исполкомов. А поскольку «муниципалы», занятые глобальными проблемами, не нашли с ними контактов, эти ячейки действительного самоуправления оказались в роли наиболее яростных защитников существующей системы управления городом. Несколько таких общественных формирований, в том числе и наиболее сильное и влиятельное, действующее на Сухом фонтане, усмотрели в действиях городских властей не заботу о развитии самоуправления, а узурпацию власти, стремление отгородиться от нужд наиболее обделенных микрорайонов Николаева.

Эта вспышка общественной активности, хотя и была очаговой и не особенно резонансной, дала результат. Она послужила тому, что признаки сопротивления стали заметны: во всех четырех райсоветах состоялись сессии. Депутатский корпус районного уровня резко выступил против реорганизации управления. Наиболее весомый аргумент, на который уповали оппоненты «Муниципальной инициативы», был тот, что именно районный уровень управления находится ближе всего к населению, позволяет решать большинство вопросов, которые возникают в сложном городском хозяйстве.

Городским властям на ходу пришлось перестраиваться. Быстрого и безболезненного решения проблемы не вышло. Хочешь не хочешь надо было всерьез доказывать целесообразность нововведений. За несколько дней до сессии горсовета были проведены депутатские слушания. Противники и разработчики новой системы управления городом не нашли точек соприкосновения. Диапазон упреков и обвинений был широк. «Муниципалы» обвиняли районных депутатов в неумении видеть перспективу и концентрировать средства на нужных направлениях, в бездеятельности и распылении средств. А те, в свою очередь, приводили не менее убедительные аргументы того, как городская власть стремится все подмять под себя, все решать в центре, не считаясь с положением, сложившимся в том или ином микрорайоне города. Этот спор, по существу в том же виде, перешел и на сессию. Депутатам предстояло выбрать из двух предложенных моделей местного самоуправления одну. «Муниципалы» представили принципиально новую систему, в основу которой было положено единство системы власти и управления на территории города. В этой модели районные советы оказываются лишним звеном. Она предполагает создание вместо советов лишь исполнительных органов во главе с заместителями городского головы.

Если отбросить политическую трескотню, то вопрос, конечно, упростится. Однако не настолько, чтобы принятое решение сессии горсовета можно было считать безупречным. Тайным голосованием (40- за, 22 - против) утверждена система управления, в которой районных советов уже не будет. Таким образом, принятое решение означает, что нынешние райсоветы Николаева продолжат работу только до выборов в марте 1998 года. И уже без них городской совет нового созыва сформирует единую систему исполнительной власти. Ее предполагаемая структура: городская община - городской совет - городской голова - органы самоорганизации населения - исполнительные органы горсовета, исполнительный комитет, 4 районных исполнительных органа.

Дело как будто бы решено окончательно. Но есть и другие мнения. Инициатива Николаевского горсовета по ликвидации в будущем районных советов получила в Комитете по вопросам государственного строительства в Верховной Раде Украины неоднозначную оценку. Там полагают, что приятое решение может быть упразднено в судебном порядке, потому что в соответствии с Законом о местном самоуправлении окончательное решение в судьбе райсоветов принимается с учетом общественного мнения.

Мы недаром обратили внимание на то, что подготовка и принятие этого очень важного решения проходила без особой гласности. А Закон о местном самоуправлении, на который ссылаются разработчики, как раз и требует ее. Реальность такова, что городская община, на которую все ссылаются и от имени которой действуют, знать не знает, что происходит между городскими и районными властями.

Хотя, с другой стороны, во Львове эксперимент с упразднением райсоветов прошел без привлечения широких масс. А комиссия Л.Кравчука по госреформе оказала львовскому опыту полнейшую поддержку.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме