БЕЙ ПЕРВЫМ, ФРЕДДИ

20 февраля, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 8, 20 февраля-27 февраля 1998г.
Отправить
Отправить

или Субъективные мнения об избирательной кампании Пресса уже писала о законных и не совсем уловках, при помощи которых партии собирали подписи в свою поддержку...

или Субъективные мнения об избирательной кампании

Пресса уже писала о законных и не совсем уловках, при помощи которых партии собирали подписи в свою поддержку. В ноябре прошлого года, например, газеты сообщили о раздаче крупы и других продуктов в Кировограде в качестве благодарности за подпись в пользу «Громады». В этом же городе «двойник» Верки Сердючки занимался агитацией за СЛОНа. В Броварах в общежитии физкультурного техникума активно собирали подписи за «Громаду», а в качестве приманки студентам сообщили, что в список входит Григорий Суркис... В Луганске в одном из ЖЭКов попросили собрать по какой-то причине паспорта у дворников, данные которых тоже использовали в подписных листах, на этот раз - НДП. Можно расценивать эти факты как шутку, но, скорее всего, это похоже на обман.

Предвыборные баталии на этой неделе переместились в регионы, а отсутствие скандальных новостей за этот период на самом деле означает только затишье перед бурей. Я использовала это время, чтобы обсудить с представителями партий, которых мне удалось «поймать», особенности нынешней избирательной кампании. Как оказалось, кандидаты-соперники и их советники демонстирируют сейчас более изобретательные подходы, новые для нас методы предвыборной борьбы. Например, участились случаи, когда в одном округе баллотируются кандидаты с одной и той же фамилией. И это отнюдь не совпадение. Повезло Игорю Шарову - целых два кандидата под фамилией Шаров заявляли о намерении баллотироваться в его округе, однако вовремя отказались от этого шага.

Менее везучим оказался Артур Белоус, соперник которого - тоже А.Белоус, к тому же называющий себя политологом. В Зализнычном округе, где баллотируются оба «тезки», зарегистрированы, среди прочих, глава местной районной администрации и небезызвестный Михаил Бродский. Рассказывают, что «двойника» подсунули и нынешнему депутату Владимиру Бондаренко, зарегистрированному в одном из столичных округов.

Однако столь изобретательно тонкие методы борьбы являются редкостью. Чаще всего кандидатам и партиям приходится сталкиваться с попытками компрометации, распространяемыми о них слухами. Постоянный представитель Президента в парламенте Роман Бессмертный, «по природе однолюб», как он сам себя называет, с удивлением узнал на одной из встреч с избирателями о том, что поменял уже шесть любовниц. «Как правило ложь распространяется через средства массовой информации, листовки. 90% времени на встречах у меня уходит на разъяснения, как следует относиться к прессе, потому что люди до сих пор свято верят всем публикациям», - говорит Р.Бессмертный. Кстати, соцопросы свидетельствуют, что каждый третий избиратель ориентируется на информацию газет и телевидения, чтобы определиться при голосовании.

Лидер Руха Вячеслав Черновил рассказал об анонимных листовках, распространяемых оппонентами партии, где ему приписываются слова, которых он никогда не говорил. По его словам, газета КУНа «Шлях перемоги» опубликовала письмо некоего гражданина, рассказывающего о якобы лютой ненависти лидера Руха к Украинской повстанческой армии, цитируя его - «у бандеровцев руки по локти в крови»... «Это откровенная ложь. Я защищал УПА еще в подпольном «Украинском вестнике» в 70-х годах. Понятно, что это рассчитано на западный электорат, воспитанный в пиетете к УПА, - сказал В.Черновил. - По запискам избирателей я вижу, что одни и те же версии распространяются о нас как на Закарпатье, так и в Николаевской, Сумской областях. Это свидетельствует об их родственном происхождении. Вопрос о том, правда ли, что моя жена приватизировала универмаг во Львове, мне задают на Сумщине за три километра от российской границы, около Черного моря и на Закарпатье. Все знают о том, что моя жена сделала, только я не знаю».

По словам Р.Бессмертного, в предвыборной борьбе «дают себя знать» иные, более жесткие методы, вплоть до прямого запугивания и силового давления на кандидатов, подкупа или шантажа. Один из лидеров НДП Владимир Филенко сообщил о том, что члена партии, который выдвигается в Киевской области, два дня преследовали на машине, а закончилось это тем, что машина кандидата оказалась в кювете. Случай этот в партии связывают только с предстоящими выборами. Эта еще «цветочки» по сравнению с тем, что происходит, например, в Крыму. Чаще всего о фактах угроз знает узкий круг лиц, если сам кандидат не решит использовать разглашение такой информации как один из методов привлечения внимания к своей персоне либо вынужден сделать это, предвидя бессилие или нежелание правоохранительных органов обеспечить безопасность его и близких.

По мнению Л. Кравчука, нынешние выборы будут сопровождаться колоссальным социальным обострением ситуации. «Сейчас впервые вступают в борьбу партии, многие из которых опять же впервые борются за свой имидж, поэтому они будут делать все и использовать различные возможности, в том числе и финансовые, чтобы попасть в парламент», - считает первый номер объединенных социал-демократов.

Если верить социологическим опросам, уже сегодня каждый третий избиратель допускает, что результаты выборов будут перекрученными, а каждый пятый уверен, что они будут подтасованы. «Я думаю, что нас ожидают серьезные нарушения в процессе голосования, организации выборов. Активно будут использоваться также разные формы давления на избирателей, и это уже наблюдается», - считает Л. Кравчук. Этот процесс еще более обострится, думает В.Филенко, поскольку на выборы «пошли люди с очень большими средствами». Законодатель, казалось, сам позаботился о лазейках в законе о выборах, которые делают не только возможными, но и не противозаконными манипуляции голосами избирателей. Останавливаться на пробелах закона сейчас не будем, поскольку это заслуживает более детального исследования и отдельного разговора.

Как было уже замечено, несмотря на активную кампанию компроматов в прессе, когда ложь искусно перемежается с правдой, читатели, в основной своей массе, продолжают верить журналистам. Вслед за покупкой отдельных изданий и имен партии устремились на телеканалы. Те, кто так и не успел обзавестись собственным каналом или заполучить в свой список людей, от которых зависит эфир, сейчас кусают себе локти. Самые смотрибельные телеканалы сегодня крутят рекламные ролики всего 4-5 партий из 30, принимающих участие в предвыборном марафоне, в частности «Зеленых», СЛОНа, СДПУ(о), НЭПа, Христианских демократов, Либералов. Достаточно давно рекламно проявился Рух, но сейчас, как заявил В.Черновил, партия может иметь проблемы с размещением своей политической рекламы на канале

«1 + 1» «из-за определенных политических симпатий» канала.

«Нам надо буквально пробиваться для выхода в эфир. Попробуем выйти на «Интер», - говорит он. По мнению В.Черновола, существует некоторый «перекос» в новостийных программах. «УТ-1 не проявляет симпатий ни к левым, ни к правым, а к нам - отношение холодной отчужденности, поскольку бороться с нами - значит усиливать левых. Тем не менее чувствуются определенные симпатии по отношению к партиям, которые подписали меморандум», - считает лидер Руха.

Он также рассказал о том, как в Сумах представительная делегация партии была вынуждена отказаться от выхода на телевидение, поскольку у них запросили по 100 гривен за минуту. «Для нас не так просто найти несколько тысяч долларов на короткую получасовую передачу», - сказал В.Черновил и добавил, что эта цена выше, чем в Киеве, и в два раза выше, чем в Днепропетровске.

Леонид Кравчук считает, что возможности для кандидатов можно назвать равными с точки зрения одинакового времени, выделяемого по закону на государственном телевидении. Однако он подчеркивает немаловажное значение негосударственных каналов, размещение партийных роликов на которых будет зависеть от финансовых возможностей партий, блоков и отдельных кандидатов.

Несколько иное мнение у двух представителей НДП. Владимир Филенко уверен, что равных условий для партий при освещении в прессе, в частности, на телевидении не может быть, поскольку это определяется наличием у той или иной политической силы финансов. «Сейчас в прессе очень активно присутствует «Громада», они очень серьезно освещаются на региональных каналах телевидения и радио. СДПУ(о) имеют средства и поэтому тоже достаточно активно присутствуют в СМИ. НДП чаще всего видно на государственном телевидении в официальной хронике, что связано с тем, что часть наших членов занимают достаточно высокие посты. Новости ведь не могут обходиться без освещения работы премьер-министра», - считает один из лидеров народных демократов.

Р.Бессмертный сам признает, что он, как представитель Президента в парламенте, имеет преимущества перед другими кандидатами, зарегистрированными в его округе, которых, конечно же, не показывают так часто по государственному телевидению. При этом он справедливо замечает, что на региональном уровне степень освещаемости того или иного кандидата очень зависит от его местного статуса, связей, авторитета.

В избирательном штабе коммунистов сообщили, что партия вынуждена пока отказаться от политической рекламы на телевидении из-за отсутствия средств. За минуту рекламы на первом канале просят тысячу долларов, сказали в штабе, поэтому партия появится в эфире только на 20 минут, выделенных партии, наравне с другими, бесплатно. Однако, как считают специалисты, даже при применении грамотной рекламы коммунисты, которые имеют свой стойкий электорат, не смогут значительно увеличить количество своих сторонников.

Задача привлечения голосов стоит прежде всего перед партиями и блоками, рожденными накануне выборов. При этом многие из них жалуются на «информационную блокаду». Так, лидер блока «Вперед, Украина!» Виктор Мусияка констатирует такое явление, как замалчивание. Он привел пример, когда на презентацию списка блока в Киеве пришло около 60 журналистов, однако само событие практически не освещалось в прессе. По его мнению, «зеленая улица» на телевидении и в газетах обеспечена только тем, «кто ближе к исполнительной власти».

Однако дело, может, и не столько в этом. Даже для людей, далеких от политики, очевидна ориентация прессы на фаворитов, о которых чаще всего пишут и говорят. Разорвать этот замкнутый круг и заставить о себе говорить очень сложно. Пожалуй, больше других в этом преуспела «Громада». Один из ее лидеров, Александр Турчинов, в традициях этой партии дал наиболее резкую оценку нынешней предвыборной кампании. Для этой организации, по его признанию, главным соперником на выборах явилась власть. «Яркой иллюстрацией неравенства условий является государственное телевидение, где фактически в ежедневном режиме, системно и планомерно льется грязь на партию и ее лидера. Государственное ТВ избирательно предоставляет эфирное время для рекламы и дает возможность выступать во внерекламное время только пропрезидентским партиям (НДП, СДПУ(о), АПУ)», - считает А.Турчинов.

По его словам, такие методы рассчитаны «на глубинку, которая не читает газет, а смотрит только центральное телевидение». «После каждого информационного залпа на 2-3 дня падает количество вступающих в партию и нам практически заново приходится проводить агитацию»,- говорит Турчинов.

Частные телекомпании боятся иметь дело с «Громадой», считает А.Турчинов, поскольку «их очень быстро и просто прикрыть». Его партии отказывают в появлении на центральных каналах, и «с огромным трудом» удается размещать рекламу на частных региональных.

Насколько такие факты имеют место, можно будет судить уже после выборов, когда станут известны результаты мониторинга центральных и региональных средств массовой информации. Этим в Украине будут заниматься несколько международных организаций, в том числе и Европейский институт СМИ, который уже «мониторит» 7 общенациональных газет (среди которых, кстати, «Зеркало недели»), региональную прессу, в частности, во Львове, Днепропетровске, Одессе, Харькове, Симферополе.

Результаты исследований будут оглашены после выборов, однако эксперты института, высказывая частное мнение, уже сейчас отмечают, что «со всех сторон» больше всего «попадает» Руху и коммунистам. Они также констатируют тот факт, что сейчас в СМИ, в основном, выделяются 5-10 наиболее упоминаемых партий.

P.S. Как бы ни складывалось впечатление, что партии заняты только борьбой друг с другом, главная их цель - голоса избирателей. Результаты голосования дадут пищу для размышления политологов - насколько просто и какими методами можно заставить поверить украинский электорат в то, что одни уже никогда не предадут, другие обеспечат колбасу по два двадцать, но по талонам, третьи...

Будьте бдительны, уважаемые избиратели, предвыборная кампания, а значит, и борьба за ваши голоса продолжается...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК