БЕЛАРУСЬ

Поделиться
Портрет в стиле пессимистического реализма Внутриполитическая обстановка в Республике Беларусь за последние месяцы обострилась...

Портрет в стиле пессимистического реализма

Внутриполитическая обстановка в Республике Беларусь за последние месяцы обострилась. Этому содействовали, с одной стороны, провал экономической политики президентской команды, последствием чего стало обострение экономического кризиса в обществе, а с другой - углубление политического кризиса, к которому привело усиление противоречий между исполнительной и законодательной властями Беларуси. Общая кризисная ситуация в стране привела к консолидации оппозиционных А.Лукашенко политических партий, усилению антипрезидентских настроений как в парламенте, так и во всем белорусском обществе.

Особую роль в обострении кризиса в Беларуси сыграли отсутствие четкой экономической политики и задержка с реформированием экономики.

Низкая инфляция, искусственно поддерживаемая государством, а также незначительное увеличение промышленного производства сопровождаются стремительным ростом нереализованной продукции (более 10 трлн. белорусских руб.), резким увеличением (в два раза) количества убыточных предприятий. Президентский указ о наведении порядка в банковской сфере сопровождался передачей контрольных пакетов акций наибольших банков государству, что содействует оттоку за рубеж значительной части белорусского капитала.

Провозглашенный курс на всестороннюю интеграцию с Россией, который должен был, по мнению А.Лукашенко, обеспечить страну дешевыми энергоносителями и постоянными заказами на продукцию белорусских предприятий, из-за отсутствия конкретных договоренностей и обязательств привел к диспропорции в торговле между государствами (дефицит внешней торговли с Россией за январь-май этого года достиг 383,1 млн. долларов). Несогласованность национальных законодательств, расхождения в сфере банковской деятельности и налоговой политике и т.д. лишь усиливают данные расхождения.

«Нулевой вариант», который предусматривал списание Россией белорусских долгов на сумму 1200 млн. дол. за право бесплатного транзита через территорию Беларуси и бесплатной аренды земель, находящихся под российскими военными объектами, остался лишь прокламацией. Долги перед Газпромом продолжают катастрофически обрастать пеней.

По мнению аналитиков, после президентских выборов Россия потеряла экономический интерес к Беларуси как к равноправному партнеру. В то же время противоречия углубляются из-за финансово-экономического кризиса в самой России, которая, с одной стороны, не собирается (а скорее, не способна) быть безотказным финансовым донором белорусских предприятий, а с другой - становится для Беларуси конкурентом на мировом рынке инвестиций.

Все это наконец привело к первому серьезному выпаду белорусского президента в адрес российского руководства. Выступая на съезде деловых кругов Беларуси, он заявил, что «...Россия повела себя в последнее время крайне непорядочно. Она полностью разрушила баланс, который был установлен» между государствами. А.Лукашенко высказал недовольство по поводу того, что РФ осуществляет «обвальное освобождение от пошлины» российских компаний, вследствие чего только за последние месяцы через территорию Беларуси беспошлинно перевезено товаров на сумму более 3 млрд. долларов. Соответствующим шагом со стороны белорусского правительства стало предоставление льгот ряду белорусских и иностранных компаний, что, в свою очередь, нанесло убытки России. В дальнейшем правительство Беларуси планирует повысить размер пошлины на отдельные российские товары, являющиеся аналогами белорусских.

О серьезном экономическом противостоянии говорить еще рано, однако именно возникшим недоразумениям был посвящен рабочий визит в Беларусь (22-23 июля с.г.) вице-премьера правительства РФ А.Большакова. Основной темой дискуссии сторон был дисбаланс в торговле, а также проблема технического оформления договора о ликвидации задолженностей, то есть «нулевого варианта».

Экономическим проблемам было посвящено совместное заседание Совета безопасности и кабинета министров Беларуси (30 июля с.г.), итогом которого стало задание правительству до 15 августа разработать и предоставить на рассмотрение президента программу первоочередных мер по оздоровлению экономики во втором полугодии 1996 года и концепцию социально-экономического развития Беларуси в 1997 году. А.Лукашенко принял также отставку вице-премьера правительства страны Л.Синицына и министра экономики Г.Бадея, что стало еще одним свидетельством экономического кризиса в Беларуси.

Волюнтаристская политика А.Лукашенко привела к углублению политического кризиса в обществе, усилению противостояния президента с Верховным Советом (ВС) и Конституционным судом республики, ухудшению международного авторитета страны. Реальным проявлением политического кризиса стала активизация деятельности политических партий и движений, а также их определенная консолидация в борьбе против А.Лукашенко.

Особенно обострились отношения президента с председателем ВС Республики Беларусь С.Шарецким, который считает, что президентская команда не способна осуществить рыночные реформы и эффективно проводить внешнюю политику.

Руководители политических партий разной направленности выступили (25.07.1995 г.) с обращением ко всем гражданам страны, которое подписали представители Аграрной партии, Объединенной общественной партии, Партии женщин «Надежда», Партии труда, Социал-демократической партии, Белорусского народного фронта, Партии коммунистов Беларуси. В обращении белорусский президент был обвинен в:

- нарушении Конституции и законов государства;

- развале экономики;

- провалах внешней политики (кроме двух воюющих стран в бывшей Югославии, только Беларусь не вступила в Совет Европы);

- сознательном обострении отношений с Верховным Советом, Конституционным судом, партиями и профсоюзами;

- неэффективности борьбы с преступностью.

По мнению партийных лидеров, республика может превратиться в государство с тоталитарным режимом. Партиям и движениям, которые выступили против политики А.Лукашенко, принадлежит 70% мест в парламенте, что создает реальную возможность импичмента президенту.

Посвященная годовщине независимости Республики Беларусь (27.07.1996 г.) санкционированная акция Белорусского народного фронта (БНФ) впервые объединила около 10 тысяч представителей левых, центристских и правых партий. Заместитель председателя БНФ С.Гусак особо подчеркнул, что ситуация в стране и необходимость осуществления активных мер вынудили объединиться большинство партий и движений противоположной политической направленности, в том числе БНФ и партию коммунистов Беларуси.

Несмотря на обострение экономической и политической обстановки в стране и стремясь завершить установление фактически авторитарного режима, А.Лукашенко пошел на усиление противостояния с оппозиционными политическими силами, используя при этом демократическую процедуру - всенародный референдум. На референдум планируется вынести до пяти вопросов, которые могут изменить основополагающие конституционные нормы. Среди них:

- продление полномочий президента Беларуси с 5 до 7 лет;

- изменение структуры парламента с однопалатной на двухпалатную, причем депутатов верхней палаты будет назначать президент;

- право президента лично назначать половину состава Конституционного суда (согласно с действующим Основным законом, Конституционный суд в полном составе избирается Верховным Советом);

- право частной собственности на землю (А.Лукашенко отказался подписать принятый недавно депутатами соответствующий закон).

Кроме того, на референдум могут быть вынесены вопросы относительно права главы государства досрочно распускать парламент, придания указам президента силы законов, передачи парламентских наблюдательных и контрольных структур - республиканской прокуратуры и контрольной палаты ВС - в подчинение президента. Не исключается вынесение на референдум и новой Конституции, разработанной в президентском окружении. Граждане страны должны также определить свое отношение к идее переноса Дня независимости Беларуси с 27 июля (в этот день в 1990 году парламент принял Декларацию о государственном суверенитете) на 3 июля (день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков) и ответить еще на два вопроса: «Выступаете ли вы за свободную без ограничений куплю и продажу земли?» и «Поддерживаете ли вы отмену смертной казни в Беларуси?»

Лидеры 14 крупнейших политических партий и движений Беларуси на заседании «круглого стола» в Минске приняли заявление к парламенту страны с предложением провести референдум, альтернативный президентскому.

Гражданам Беларуси предлагается определиться, поддерживают ли они: «Действия президента и правительства, направленные на систематическое повышение цен без соответствующей компенсации?», «Действия Верховного Совета по обеспечению первоочередности и своевременности выплаты заработной платы и пенсий?» На референдум выносится вопрос: «Считаете ли вы, что руководители местных органов исполнительной власти должны избираться населением соответствующего региона?»

По мнению подписавших заявление лидеров партий и движений республики, «перспектив выхода из существующего положения при продолжении нынешней политики, проводимой правительством и президентом, не видно». «Наоборот, - утверждается в документе, - с каждым днем страна приближается к национальной катастрофе».

Авторы заявления утверждают, что «все обращения к президенту с предложением о сотрудничестве им полностью игнорируются».

Заявление подписали руководители организаций полярной политической ориентации, такие, как партия коммунистов Беларуси и праворадикальный оппозиционный Белорусский народный фронт.

Уже есть реакция из России. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский считает заявление лидеров 14 крупнейших партий Беларуси о возможном импичменте президента республики Александра Лукашенко «ультиматумом» и «сугубо отрицательным фактом».

Как отмечается в заявлении В.Жириновского, распространенном в четверг пресс-службой фракции ЛДПР в Госдуме РФ, «А.Лукашенко, избранный подавляющим большинством белорусского населения, всегда был сторонником полного воссоединения Беларуси и России и добился реального прогресса в этом важнейшем для судеб русского народа деле».

«ЛДПР всегда поддерживала и будет поддерживать всех сторонников восстановления единства русского народа. Поэтому в обстановке кризиса, продолжающегося на всей территории бывшего Советского Союза, считаем недопустимыми любые попытки сместить президента-патриота, под какими благовидными предлогами они бы ни происходили», - говорится в заявлении.

В нем выражается уверенность, что «белорусский народ сможет защитить своего лидера и тем самым защитить свое будущее, неразрывно связанное с Россией».

Вопрос о «президентском» референдуме внесен в повестку дня очередной сессии Верховного Совета, которая откроется в Минске 2 сентября. Согласно национальному законодательству, парламент не позднее 30 дней после внесения на его рассмотрение предложения президента обязан назначить дату проведения референдума. А.Лукашенко направил в Верховный Совет представление на утверждение даты референдума 7 августа.

Вместе с тем президиум парламента решил рассмотреть на заседании сессии лишь три из предлагаемых президентом вопроса. Поскольку А.Лукашенко пока не представил Верховному Совету проект новой редакции Конституции, решение по включению в повестку дня сессии вопроса об определении даты референдума по Основному закону страны отложено. Окончательное формулирование вопросов и их количество должны быть определены в сентябре этого года. По предварительным данным, референдум состоится 7 ноября, однако это не окончательная дата, не исключается, что его проведение состоится вместе с довыборами в Верховный Совет Беларуси - 24 ноября 1996 года.

Последние события в Беларуси негативно влияют на международный авторитет страны. Наиболее ненормальным следует считать дальнейшее ухудшение отношений Беларуси с США. Этому содействовали последние события.

Во-первых, заявление председателя комитета Госдумы России по вопросам безопасности В.Илюхина относительно подготовки масштабной провокации против руководства Беларуси (с территории Польши) группой офицеров ЦРУ США с целью компрометации и устранения от власти президента А.Лукашенко является сугубо антиамериканской и антипольской политической акцией.

Во-вторых, обращение к Конгрессу США двух лидеров БНФ З.Позняка и С.Наумчика относительно предоставления им политического убежища.

Стало известно, что эмиграционная служба Соединенных Штатов приняла решение о предоставлении им такового. Как заявил «Интерфаксу» первый заместитель главы внешнеполитического ведомства Беларуси Валерий Цепкало, МИД Беларуси «не может рассматривать как дружественный акт со стороны Соединенных Штатов» подобное решение.

По его словам, американская сторона при принятии данного решения руководствовалась соображениями политической конъюнктуры. Поспешность, с которой лидерам оппозиции было предоставлено политическое убежище, «свидетельствует о заинтересованности в этом американских властей», убежден белорусский дипломат.

Он также подчеркнул, что у З.Позняка и С.Наумчика «не было никаких реальных оснований просить где бы то ни было политическое убежище». По мнению замминистра, «истинная причина выезда двух оппозиционеров в США кроется в преследовании личных интересов, прежде всего экономических».

Ссылаясь на заключения авторитетных европейских международных организаций, В.Цепкало подчеркнул, что «Беларусь относится к числу тех стран, гражданам которых нет оснований обращаться с просьбами о предоставлении политического убежища».

По его мнению, США «больше внимания следует уделять тем государствам, где в действительности ущемляются права человека, где люди лишены права избирать и быть избранными в высшие законодательные органы власти».

Вместе с тем В.Цепкало полагает, что факт предоставления политического убежища в США белорусским деятелям оппозиции «не повлияет на общий

климат отношений Минска и Вашингтона».

Решение госдепартамента США о предоставлении лидерам оппозиционного праворадикального БНФ Зенону Позняку и Сергею Наумчику политического убежища «является свидетельством того, что в Беларуси существует авторитарный режим и нарушаются права человека». Такое мнение высказал в интервью «Интерфаксу» ответственный секретарь правления БНФ Вячеслав Сивчик.

Он отметил, что, предоставив политическое убежище руководителям БНФ, «Запад продемонстрировал солидарность с теми, кто сражается за демократию в Беларуси».

Народный фронт намерен провести в сентябре «ряд политических акций», цель которых - добиться импичмента президента Александра Лукашенко.

В день начала работы в Минске очередной парламентской сессии - 2 сентября - совместно с представителями других партий БНФ планирует провести пикетирование Дома правительства, где будет заседать Верховный Совет.

«Антилукашенковская манифестация против инициируемого президентом проведения Конгресса народов Белоруссии» намечена на 14 сентября, сказал В.Сивчик. По его словам, 26 августа БНФ примет официальное заявление в связи с предоставлением З.Позняку и С.Наумчику политического убежища в США.

Рассматривая ближайшие перспективы развития внутриполитической обстановки в Беларуси, следует исходить из наличия двух вероятных этапов, первый - до проведения референдума (7 ноября с.г.), второй - после референдума.

На первом этапе экономическое положение Беларуси хотя и будет несколько ухудшаться, однако из-за кратковременности - не существенно. Процесс углубления политического кризиса будет продолжаться, чему будут способствовать антидемократические меры А.Лукашенко и возрастание активности оппозиционных сил.

В связи с запретом проведения политических акций до завершения сельскохозяйственных работ (проведения референдума), противостояние в обществе будет продолжаться на уровне президент - парламент. В то же время относительная слабость и ограниченность возможностей политических партий вряд ли позволит им проводить эффективную политическую борьбу против А.Лукашенко, что дает возможность последнему реализовать (через референдум) основные изменения в Конституции страны, при этом не исключается возможность дальнейшего роспуска парламента.

Со стороны России будет продолжаться всесторонняя поддержка курса А.Лукашенко как стратегического партнера РФ. Россия, возможно, пойдет на частичное списание белорусских долгов, для сохранения А.Лукашенко при власти, одновременно требуя дальнейших экономических и военно-политических уступок.

Не исключено, что предоставление США политического убежища З.Позняку и С.Наумчику приведет к тому, что Беларусь начнут причислять к странам, в которых нарушаются права человека, что повлечет за собой дальнейшую политическую изоляцию Беларуси.

Таким образом, процесс углубления политического кризиса в Беларуси в ближайшие месяцы будет продолжаться. Движение за устранение президента Беларуси от власти еще не набрало реальной силы, что позволяет А.Лукашенко пока держать ситуацию в стране под контролем.

В стратегическом плане игнорирование объективных законов развития демократического общества, нерешенность комплекса экономических проблем, а также односторонняя экономическая и военно-политическая ориентация на Россию будут содействовать повышению внутреннего напряжения в обществе, негативно влиять на общий экономический и политический потенциал Беларуси.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме