Среди самых выдающихся приобретений человечества - пожалуй, свобода слова, обмена информацией. Вот и Украина, наконец, получив независимость, приобщилась к этим общечеловеческим ценностям. В последнее время активно создаются теле- и радиоагентства, большое количество газет и журналов. Относительно печатной продукции, нельзя сказать, что отечественный ее рынок пустовал: имели и общественно-политические издания, и литературные, иные специализированные. Но новые отличаются независимостью взглядов и тем, что, как правило, являются негосударственными. Об одном из них - журнале «Art line» - и пойдет речь с его главным редактором Игорем Чабаном.
- Почему вы взялись за издание культурно-информационного журнала? Ведь культура в нашей стране по-прежнему «в загоне», следовательно, «Art line» изначально был как бы отмечен знаком неприбыльности.
- Начнем с того, что культуре, в общечеловеческом значении, никогда не грозил и не грозит «загон». Другое дело - что ныне и происходит в Украине, - она может пребывать в состоянии низкого финансирования. То есть возможно не вполне удачно манипулировать культурной политикой, но от этого сама культура не лишается своей значимости для человечества в целом. Что же касается неприбыльности, считаю: любое дело, исполняемое качественно, добротно, должно принести прибыль. Хочется отметить дальновидность тех, кто взялся за финансирование издания и предоставил мне полную свободу действий. Разработка общей концепции, название - мои. Такая деятельность для меня в новинку: ведь я - профессиональный музыкант с более чем 20-летним стажем. Однако тематика мне вовсе не чужда. Поэтому с интересом взялся за выполнение непривычных обязанностей, а они оказались, ко всему, увлекательнейшими!
- Расскажите поподробней о задачах журнала.
- Главная цель - выпускать в стране издание, которое смогло бы утолить информационный голод в области культуры, являясь в то же время не просто сборником разрозненных материалов о кино, театре, музыке, изобразительном искусстве, а единым комплексом, отвечающим общей идее журнала. Конечно, оно должно быть читабельным, хорошо оформленным - над этим, естественно, и работает наш коллектив. Стараемся сделать его узнаваемым.
- С какими трудностями на пути становления приходится сталкиваться?
- Не было сразу трудностей с информацией, потому что я - человек из мира культуры. Вот уж сложно - укомплектовать штат. И не потому, что все хорошие журналисты уже пристроены. Просто стою на позиции: коллектив - не только и не столько профессионалы, а единомышленники, согласные с имеющейся концепцией, самостоятельно мыслящие в том же ключе, а не пытающиеся все переиначивать. Не совсем просто с автурой. Нас ведь интересуют материалы менее репортажные, аналитические. Считаем удачей, например, сотрудничество с народным артистом Украины Яном Табачником. Он ездит по всему миру, общается со многими известными людьми. Прекрасный музыкант, Ян Петрович оказался неплохим журналистом и теперь готовит интервью для рубрики «Беседы звезд» - является эксклюзивным автором «Art line».
Еще трудность - унылое состояние полиграфии в стране, и в Киеве в частности. Многие новые журналы имеют возможность печататься за рубежом. Мы же - на родине. Причин тому несколько, но не последняя: поддержка отечественного полиграфического производства. Проигрываем иным изданиям во «внешнем виде»... Однако, в отличие от них, делаем ударение не на «картинки» (что нынче столь модно), а на тексты, их читабельность. В остальном же испытываем трудности, присущие стране в целом.
Не скажу, что нам кто-то мешал, «давил» нас. Да и коллеги если и критиковали - шло только на пользу. Несказанно порадовали слова Юлия Гусмана - человека эрудированного, подпитывающего своим интеллектом движение КВН: просто здорово, что в Украине появился подобный журнал и что такого рода издания в СНГ (кроме «Стаса») ему не попадались.
- Вышло уже несколько номеров «Art line». Какова реакция читателей?
- Пока не получили отрицательных отзывов. Представители «официальной культуры», правда, не слишком щедры на отклики в наш адрес. Что компенсируется добрыми словами конкретных актеров, музыкантов, художников. Думаю, самая лучшая их рецензия - желание печататься в журнале. Идет подписная кампания. Немаловажно для нас, что многие библиотеки решили пополнить свои «закрома» «Art line». В редакцию постоянно звонят их директора, интересуются, будем ли и дальше придерживаться взятого направления - оно им импонирует и, вообще, очень актуально на данный момент. Есть и пожелания, скажем, печатать литературные странички. Подумаем над этим. Подходим к нашему изданию как к общекультурному. Культура же - наверное, не только владения определенных муз. А гораздо шире: от культуры политики до культуры тела.
В общем, по поводу реакции на журнал могу подытожить: даже если и возникает зубовный скрежет, ветром его до нас не доносит. Телеканалы и компании относятся к «Art line» очень доброжелательно: освещают нашу деятельность, по мере возможности, денег за это не берут. Что касается русского языка, на котором пока выходит издание, не ощущаем давления - несмотря на то, что вторглись в сферу, где воцарилось несколько болезненное к нему отношение.
- Как вы сами оцениваете то, что уже сделано?
- Положительно. Лишь с выходом каждого следующего номера могу оглянуться на предыдущий и увидеть ошибки и недочеты. Безусловно, не все они - вина моя или моей команды, к которой отношусь с большим уважением и любовью. Она, команда, между прочим, - совсем невелика. Да, господа, журнал делают семь человек.
- Создается огромное число изданий. Но, не выдержав то ли острой конкуренции, то ли гонки цен, часто закрываются. Насколько можно говорить о стабильности «Art line»?
- Да, они перестают существовать как юридические лица. Люди-то, работавшие в них, не исчезают, и практика, приобретенная там, остается на информационном рынке страны. А гибель издания, думаю, - в первую очередь, просчеты в его организации.
«Art line» - как бы нерекламное издание, то есть от рекламы не отказываемся, но, согласитесь, размещать информацию о лучших кофточках, свитерах - задача не культурно-информационного издания. Вот если бы предлагали организацию литературных или иных творческих конкурсов с наших страниц - пожалуйста. И такая реклама была бы эффективной. Может возникнуть вопрос: как же существует издание? Ответ прост: «Art line» - интеллектуальный продукт, пользующийся спросом, он продается. Так что выписывайте его и получайте удовольствие вместе с нами: мы - от того, что пишем, а вы - от того, что читаете. Не забывайте, подписка на второе полугодие 1996 года в самом разгаре. Спасибо.