Обострение военного конфликта в Афганистане вызывает серьезную озабоченность мирового сообщества. Несмотря на обращения многих стран и призывы авторитетных международных организаций, выраженные в резолюциях Совета Безопасности ООН, Европейского парламента и Организации Исламская конференция, о необходимости прекращения боевых действий между конфликтующими сторонами и начала мирных переговоров, с новой силой развернулись боевые действия вокруг Кабула.
В результате эскалации военных действий с применением тяжелой артиллерии и авиации растет число невинных жертв, имеет место массовый исход мирного афганского населения в северные районы страны и за ее пределы.
Республика Узбекистан уделяет первостепенное значение вопросам укрепления региональной безопасности и урегулирования конфликта в соседнем Афганистане. В последнее время афганская тематика занимает главное место во встречах и переговорах президента Республики Узбекистан Ислама Каримова с лидерами зарубежных государств и руководством влиятельных международных организаций.
Президент И.Каримов на 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложил провести в Ташкенте семинар-совещание по проблемам региональной безопасности, а на 50-й юбилейной сессии ГА ООН выдвинул инициативу о введении эмбарго на поставку оружия в Афганистан.
Справка посольства Узбекистана: «Только в течение последних нескольких месяцев глава нашего государства направил личные послания на имя генерального секретаря ООН Бутроса Гали, президента Индонезии Сухарто, заместителя генсека ООН, председателя Совета Безопасности ООН, председателя Европейского парламента, главы специальной миссии ООН по Афганистану.
В резолюциях Европарламента, принятых в ходе его сессий 16 января и 24 октября 1996 года, содержится призыв к прекращению всякого вмешательства во внутренние дела Афганистана, а также к установлению международного эмбарго на поставки вооружений в эту страну.
В послании президента Республики Узбекистан И.Каримова председателю Европейского парламента К.Хеншу в феврале этого года отмечалось, что такое внимание Европейского парламента к ситуации в Афганистане расценивается «как выражение твердой воли ведущих европейских стран, ряд из которых является членами Совета Безопасности ООН, положить конец многолетнему кровопролитию на афганской земле».
Во время встречи с К.Хеншом в рамках саммита глав государств и правительств стран-членов ЕС во Флоренции в июне с.г. президент И.Каримов вновь призвал европейское сообщество обратить серьезное внимание на поиск путей решения афганской проблемы. Благодаря во многом твердой и принципиальной политике Узбекистана внимание международного сообщества к Афганистану в последнее время существенным образом возросло.
В частности, в письме председателя Совета Безопасности от 22 августа 1996 года на имя генерального секретаря ООН Б.Бутроса Гали отмечается, что члены СБ «принимают к сведению недавние предложения по содействию мирному урегулированию в Афганистане, включая предложение об эмбарго на поставки оружия, как оно изложено в письме президента Узбекистана от 23 июля 1996 года на имя председателя Совета Безопасности».
Об этом также свидетельствует принятие Советом Безопасности ООН 22 октября с.г. специальной резолюции по Афганистану, в которой нашли отражение позиции и предложения Узбекистана и других заинтересованных стран по урегулированию афганской проблемы. Необходимо отметить, что многие крупные государства, страны-члены СБ ООН поддержали предложение Узбекистана о введении всеобщего и полного эмбарго на поставки вооружений в Афганистан».
Более подробно осветить отношения Узбекистана к событиям, происходящим в Афганистане и Таджикистане, мы попросили Временного поверенного в делах Республики Узбекистан в Украине Алишера Агзамходжаева.
- Алишер Анварович, какова ваша оценка последних событий в Афганистане?
- Развитие событий последних дней свидетельствует, что афганский кризис принимает затяжной характер. Очередной виток военной конфронтации противоборствующих в стране различных группировок усиливает непредсказуемость дальнейшего развития событий в этой стране. О том, что сдача «талибами» Кабула подтолкнет их к отказу от силовых методов и будет способствовать началу мирного урегулирования, не приходится говорить. Нет пока и оснований полагать, что «талибы» пойдут на создание правительства национального согласия на основе широкого представительства всех внутриафганских сил.
- Похоже, Узбекистан не скрывает своей обеспокоенности по поводу происходящих событий и не намерен находиться в стороне от них.
- Углубление кризисной ситуации в Афганистане представляет прямую угрозу безопасности Узбекистана и других стран региона. В Узбекистане проявляют глубокую озабоченность развитием событий в Афганистане. Это нашло свое выражение в выступлениях и инициативах президента И.А.Каримова, а также в Заявлении МИД Республики Узбекистан от 23 октября с.г.
Вызывает удовлетворение, что принципиальная и неизменная позиция Узбекистана относительно путей мирного урегулирования конфликта в Афганистане, изложенная в Заявлении МИД РУ от 23 октября 1996 года, получает поддержку со стороны многих стран и международных организаций.
Правительство Узбекистана осуществляет интенсивные политические консультации с заинтересованными странами по поиску путей урегулирования конфликта в Афганистане. В последнее время ряд стран выдвигает различные предложения о проведении международной конференции по Афганистану.
Республика Узбекистан приветствует идею созыва международной конференции по Афганистану и готова принять активное участие в ее проведении. Однако, непременным условием должно быть то, что подобную конференцию необходимо проводить под эгидой ООН и с участием ОИК, а также всех постоянных членов СБ ООН в качестве гарантов для реализации тех решений, которые будут приняты на таком форуме.
Кроме этого, на конференцию следует обязательно пригласить представителей всех внутриафганских сил. Выпадение из переговорного процесса по каким-либо политическим соображениям любой из противоборствующих сторон делает невозможным достижение национального примирения в Афганистане.
Созыв и проведение представительной международной конференции требует тщательной и кропотливой подготовки с участием всех заинтересованных сторон. Представляется, что именно ООН в состоянии разработать соответствующую формулу международной конференции по Афганистану с учетом времени и места ее проведения, которая может стать приемлемой для всех заинтересованных стран и конфликтующих сторон.
Правительство Узбекистана будет и впредь прилагать все усилия для достижения мира в Афганистане, создания благоприятных условий для мирного созидательного труда.
- Соединенные Штаты давно присутствуют в Афганистане. А вот странам Европы сейчас, кажется, не до этого региона, ведь там все еще «болит» бывшая Югославия...
- Безопасность Европы не заканчивается на границе Таджикистана - члена ОБСЕ - с Афганистаном. Помимо географических параметров, имеются такие факторы, как наркотики, незаконная торговля оружием и международный терроризм. Это подтверждается и заметно возрастающим потоком из Афганистана в Европу наркотиков, оружия, а также участившимися проявлениями терроризма. По оценке английских экспертов, 60 процентов поступающих в Великобританию наркотиков, судя по их химическому анализу, имеют афганское происхождение. Европейские институты должны более активно участвовать в деле достижения мира в Афганистане.
- Имеет ли ваше руководство конкретный план действий по урегулированию конфликта?
- Принципиальная и последовательная позиция Узбекистана относительно путей мирного урегулирования в Афганистане заключается в следующем:
1. Немедленное прекращение военных действий.
2. Решение проблемы исключительно политическими средствами, путем мирного диалога с участием всех политических, региональных, религиозных и этнических групп.
3. Осуществление переговорного процесса под эгидой ООН при участии Организации Исламская конференция (ОИК).
4. Обеспечение территориальной целостности Афганистана.
5. Невмешательство во внутренние дела Афганистана.
6. Введение эмбарго на поставки вооружений в зону конфликта.
- Некоторые источники утверждают, что узбекская сторона озабочена якобы имеющими место фактами поставки Украиной оружия в Афганистан. Так ли это?
- Мы такой информацией не располагаем и более того у нас нет оснований так предполагать, поскольку исходим из позиции Украины в отношении афганского урегулирования, высказанной министром иностранных дел Украины Г.Удовенко 4 октября с.г.
- Как вы оцениваете потенциальную роль России в урегулировании афганского конфликта?
- Что касается внешнего фактора в решении данного вопроса, то наша позиция однозначно сформулирована в Заявлении МИД Узбекистана от 23 октября с.г.
В то же время в рамках мировых организаций, с учетом международного авторитета России она могла бы оказать значительное влияние на мирное урегулирование ситуации в Афганистане.
- В последние годы Афганистан и Таджикистан напоминают сообщающиеся сосуды, по которым переливается война. Как вы считаете, решать проблемы двух этих стран нужно отдельно друг от друга либо необходимо искать какой-то общий концептуальный подход?
- Сегодня существует среди политологов мира термин «афганско-таджикский котел». И действительно, конфликты в двух соседних странах генетически взаимосвязаны. События в Афганистане в какой-то степени инфицируют напряжение в Таджикистане, крайне негативно влияют на внутриполитическую обстановку в этой стране.