Осмелимся напомнить, что еще осенью прошлого года «ЗН» прогнозировало несколько фаз структуризации и переструктуризации парламента. Согласно нашим прогнозам вне зависимости от результатов выборов на первом этапе при активном применении админресурса и портфельных посул «Единая Украина» сформирует парламентское большинство. На смену этому этапу, согласно прогнозу, должны были прийти смутные времена распада и полураспада фракций с последующим уже третьим группированием парламентских сил вокруг определившихся или определенных властью, кандидатов в президенты. И заключительным крупным переселением парламентских народов, по идее, должна стать поствыборная структуризация, во время которой народные депутаты определят свое отношение к новоизбранному президенту. Мы также писали о том, что досрочные президентские выборы способны сэкономить стране два года, расконсервировать ситуацию и открыть возможности для эффективной работы имеющегося латентного большинства. Под латентным большинством подразумевается наличие в парламенте 350 депутатов, твердо убежденных в необходимости рыночного развития отечественной экономики. Если бы не предстоящие президентские выборы, если бы не активное вмешательство Президента и его администрации в парламентские дела и если бы не угрозы, проверки, уголовные дела, направленные против ряда депутатов, то это большинство, включающее в себя все фракции, кроме коммунистов и социалистов (плюс-минус), смогло бы весьма конструктивно работать. Однако не судьба.
В настоящий момент парламентарии пытаются создать большинство, любая из конфигураций которого будет искусственна, поскольку предпосылки для создания каждой из конфигураций не вызрели объективно. Тем не менее, надо полагать, в период между вторым и третьим этапами приведенной еще осенью схемы, какой-то вариант синтетического большинства все же будет реализован. У каждого из создающих есть свои резоны. Рассмотрим их вместе с вариантами.
Вариант №1. Оппозиционное большинство
Именно таким, если придерживаться буквы заявлений Виктора Ющенко, и должно было стать парламентское большинство. Лидер «Нашей Украины» неоднократно заявлял о том, что победившие на выборах силы не смогли сформировать большинство по причине вмешательства административного ресурса, используемого Банковой. Действительно, более половины избирателей поддержали на выборах те силы, которые призывали к изменению власти либо ассоциировались с этим процессом. Попытка объединиться на этой основе не увенчалась успехом. Тому есть целый ряд причин: и различие идеологий, исповедуемых представителями «четверки», и осознание частью «Нашей Украины» невозможности взятия карьерных высот без взаимодействия между большинством и Президентом, и вмешательство силовиков, и неготовность Ющенко к переходу в оппозицию, и многое другое. Неспособность действовать единым фронтом фактически обнулило полученный в марте шанс ускорить изменения в украинской власти.
Большинство, созданное на базе коммунистов, «Нашей Украины», БЮТ и СПУ, никогда бы не пришло к консенсусу в вопросах принятия экономических и социальных законов, не нашло бы общего языка в вопросах бюджета. Да и собственно не смогло бы сейчас стать большинством, поскольку при максимальной мобилизации сил, объединение смогло изыскать лишь 216 голосов. Именно столько депутатов 17 числа проголосовали за созыв внеочередного сессионного заседания, посвященного событиям 16 сентября. В отличие от «девятки», у оппозиционной коалиции нет резерва, поскольку соблазнить депутатов светлым будущим нельзя, а привлечь их состоятельным настоящим нет возможности.
Теоретически оппозиционное большинство могло бы найти консенсус в ряде вопросов, предполагающих конституционные изменения. Не исключено, что со временем каждый из них примет участие в этих процессах. Однако, скорее всего, сторонники разных знамен будут определяться со своим отношением к возможным изменениям самостоятельно.
Вариант №2. «Девять плюс осколки»
Весьма эффективным стимулятором для создания искусственного большинства является коалиционное правительство. Зачем Президенту большинство и коалиционное правительство? Причина одна — необходимо обеспечение преемственности власти, выраженное в передаче кресла в 2004 году доверенному человеку. В настоящий момент эта задача выглядит весьма сложной, поскольку у власти нет своего кандидата. Вместе с тем это не означает, что из-за подобной мелочи не нужно обеспечивать условия, позволяющие в любой момент начать раскрутку кандидата, с которым рано или поздно определится Президент. Коалиционное правительство является способом завязки интересов различных кланов и групп, чьи ресурсы Президент намерен использовать для достижения своей цели. Страх потерять золотоносных представителей в исполнительной власти должен, согласно задумке, заставить всех входящих в большинство, работать на кандидата, определенного Президентом.
Коалиционное правительство посредством эффективного сотрудничества с породившим его большинством, должно создавать атмосферу, призванную изменить отношение населения к власти и возбудить электоральные симпатии непосредственно к будущему премьеру. Вполне возможно, что какое-то время коалиционное правительство сможет просуществовать под руководством Анатолия Кинаха или какой-нибудь переходной фигуры типа Степашина или Кириенко. Однако, согласно законам политических технологий, сменить нынешнего премьера должен стратегический ставленник Президента, ведь времени на эксперименты осталось не так уж много.
Создание большинства на базе девяти пропрезидентских фракций происходит не под конкретного кандидата, а под конкретные обязательства, которые члены большинства берут на себя в отношении мистера «Х». Что они получают взамен? В первую очередь, удовлетворение кадровых амбиций, связанных с формированием правительства, региональными перестановками, а также перераспределением портфелей внутри парламента. Да-да. Именно так. Поскольку идеологи варианта «девять плюс осколки» решительно настроены повторить «торжество демократии» в Украинском доме, призванное объяснить всем оставшимся за бортом, кто в парламенте хозяин. В случае, если будет собрано достаточное количество голосов, оппозиции, возможно, оставят комитет по СМИ, регламенту и, может быть, по вопросам бюджета. Все остальные парламентские портфели будут перераспределены между девятью фракциями.
Изменения также могут коснуться президиума, в чем заинтересована, например, СДПУ(о), и чего, собственно, опасается Владимир Литвин, не пожелавший играть в девятифракционные медведчуковские игры. Вместе с тем без команды Президента изменить спикера даже Виктору Владимировичу вряд ли удастся. Да и сложно относящиеся к нему представители парламентского большого бизнеса вряд ли допустят прирастание медведчуковских земель спикерским креслом.
Свои резоны есть и у фракций, являющихся потенциальными составляющими этого варианта большинства. С точки зрения государственных интересов, они все отдают себе отчет в необходимости привлечения к большинству «Нашей Украины». Такое большинство, безусловно, может быть более эффективным, стабильным и, при определенных условиях, даже конституционным. При мысли о присоединении «Нашей Украины» к «девятке» на ум приходит и рейтинг Ющенко: а вдруг власть не сможет породить реального проходного кандидата, тогда поддержать рейтингового Ющенко можно будет с меньшей опасностью для себя. Ведь он член сформированного и скрепленного президентским «добром», большинства. Но фокус в том, что о большой политике лидеры и депутаты маленьких фракций сегодня крепко не задумываются. Они четко понимают, что если у тебя во фракции 15 или 18 человек, то вес твоей фракции увеличивается в малочисленном большинстве и сводится практически к нулю в большинстве стабильном и пуще того, конституционном. Малое большинство, представленное формулой «девять плюс осколки», позволяет взять больше трофейных портфелей, нежели большинство, в котором наличие или отсутствие в зале даже нескольких малых фракций никто и не заметит. Именно поэтому членство «Нашей Украины» в большинстве не совсем выгодно малым фракциям.
Теперь о численности. На сегодняшний день девять фракций насчитывают 215 человек, представленных фракциями «Трудовой Украины и ПППУ», «Регионами Украины», СДПУ(о), «Европейским выбором», «Деминициативами», «Народным выбором», НДП, аграриями и «Народовладдям». Представители власти вплотную занимающиеся проблемами большинства, выражают уверенность, что при условии применения сконцентрированного админресурса, при открывающихся кадровых правительственных и комитетских перспективах им удастся довести количество приверженцев до 240—250. На Банковой по-прежнему рассчитывают на кадровые амбиции ряда депутатов «Нашей Украины». Не без надежды наблюдают за самостоятельной грачевской линией у коммунистов, и достаточно уверено говорят о возможном переходе нескольких депутатов из СПУ и блока Юлии Тимошенко в стан «банкового».
Подобный вариант большинства весьма устраивает главу администрации, поскольку укрепляет его влияние в парламенте, выталкивает Ющенко на дискомфортное оппозиционное поле и лишает лидера «Нашей Украины» возможности, пусть весьма призрачной, возглавить коалиционное правительство. Большинство «девять плюс осколки», и порожденное этим большинством коалиционное правительство, превращается в инструмент, которому Медведчук найдет эффективное применение. Мы ведь все помним, что он Президентом нанят как менеджер, отвечающий за исполнение главной задачи. А распоряжаться инструментами ему сам Босс велел.
Вместе с тем избрание данной формулы большинства ставит под серьезное сомнение возможность конституционных изменений, о необходимости которых как бы говорил Президент. Впрочем, почему только конституционных? Бизнесмены — народ занятой и, несмотря на потенциальную общую задачу, достаточно разобщенный. Большинство, состоящее из 240—250 депутатов (если их вообще удастся собрать), способно концентрироваться, дисциплинироваться и принимать время от времени глобальные решения. Например, утвердить бюджет или премьера. Считать же это большинство постоянно, а не экстремально действующим, вряд ли можно.
Не стоит забывать и о том, что власть таким образом создаст оппозиционный очаг, усиленный «Нашей Украиной». До сегодняшнего дня оппозиционные и полуоппозиционные силы не дали власти поводов всерьез опасаться подобного развития событий, но опыт — сын ошибок трудных…
Вариант №3. «Девять плюс один»
Этот вариант предполагает создание большинства на базе девяти президентских фракций и «Нашей Украины». Из всех возможных вариантов девять плюс один — самый многочисленный. В случае реализации данной схемы, большинство окажется более чем конституционным — 325 голосов. В рамках данного объединения можно принимать и изменения к Конституции, и экономические, социальные законы, предполагающие 226 голосов. Если бы данному составу пришлось заниматься государственными интересами в чистом виде, то ему по плечу оказались бы многие законодательные высоты. Однако политическая атмосфера насыщена вирусами субъективных отношений и личных интересов. Отсюда и проистекают все сложности предполагаемой конструкции. Самая главная сложность состоит в противостоянии «Нашей Украины» и СДПУ(о). До недавнего времени Ющенко категорически не намеревался находиться на одном политическом гектаре с фракцией Виктора Медведчука. Медведчук также не заинтересован в распространении привилегий большинства на «Нашу Украину». Правда, в существующем противостоянии Медведчук себя чувствует более уверенно, нежели Ющенко, и, обладая достаточным количеством рычагов, может себе позволить некоторую снисходительность. Впрочем, об этом чуть позже.
Для ряда депутатов «девятки» присоединение «Нашей Украины» грозит существенным уменьшением кадровой квоты и понижением собственного уровня влияния на политические и экономические процессы. Кроме того, большинство лидеров пропрезидентских фракций не представляют себе, как будет достигаться консенсус по политическим вопросам с «радикальной частью» «Нашей Украины». Не вызывает большого восторга у придворных капиталистов и предполагаемое при вхождении в большинство снятие анафемы с бизнес-части фракции Ющенко. Свято место пусто не бывает: к чужим бизнес-проектам, замороженным при помощи админресурса, уже успели присмотреться представители «Регионов Украины», СДПУ(о) и «Трудовой Украины». Если же «Наша Украина» присоединится к большинству, то в этой ситуации придется отказаться, пусть даже частично, от трофеев.
Основными плюсами для власти формулы «девять плюс один» является отмывание образа власти и Президента, в частности, перед Западом, внушительная численность большинства и оттягивание Ющенко от оппозиции. Без «Нашей Украины» оппозиция действовать может, но эффективность этих действий была продемонстрирована 16 числа. Подписание договора с Ющенко может привести к следующим последствиям: во-первых, Тимошенко прекратит сдерживать антиющенковскую риторику, во-вторых, фракция «Наша Украина» получит вполне реальный шанс расколоться, в-третьих, Ющенко, вполне вероятно, потеряет ту часть своего электората, которая ожидала от него решительных властных действий и в-четвертых, население утратит надежду на создание в стране действенной оппозиционной коалиции. Ряд экспертов считают, что ассимиляция «Нашей Украины» может существенно сказаться на рейтинге Ющенко как кандидата в президенты. Правда, другие убеждены, что подобный шаг Виктора Андреевича можно будет определить и по иному, а именно — как окончательный выбор. Последние годы дали основания для того, чтобы электорат Украины представлял себе Виктора Андреевича как помесь тореадора с быком. Есть целый ряд объяснений, почему Ющенко не возглавил оппозицию и почему не пошел по пути единения с властью. Лидера «Нашей Украины» принято считать нерешительным. Вместе с тем нельзя не заметить следующее: Ющенко нерешителен в вопросах тактики, однако он умеет выдерживать стратегическую линию, которая ни у кого не вызывает вопросов. Эта стратегическая линия касается планов, относящихся к развитию государства. В то время как Президент Украины, будучи искусным тактиком, за все восемь лет нахождения у власти так и не смог выработать стратегическую и четкую программу развития Украины. Иными словами, Ющенко знает «что», но не знает «как», Президент же знает «как», но не знает «что». Нынешняя ситуация в принципе не дает окончательного ответа на вопрос Ющенко. Стать лидером оппозиции для него столь же непростая задача, как и стать лидером большинства. На первом и на втором пути стоят разные барьеры. Сделав ряд зигзагов, Виктор Андреевич избрал второй путь. Реализовывать его в формате «девять плюс один» он не горит желанием, поскольку ему по сердцу иной формат, а именно:
Вариант №4. «Девять плюс один, минус один»
В этом случае «у рояля все те же», что и в третьем варианте, кроме социал-демократов. Эмбрион обсуждаемого варианта возник во время проведения форума «За демократическое развитие Украины». Именно там было подписано «Заявление о создании коалиции демократических сил в Верховной Раде Украины». Согласно документу, подписанному Сергеем Тигипко (Трудовая Украина и ПППУ), Степаном Гавришем (Демократические инициативы), Катериной Ващук (Аграрная фракция), Анатолием Толстоуховым (НДП) и Виктором Ющенко (Наша Украина), первоочередными задачами участники коалиции считают: «Реформирование существующей структуры власти, проведение реальных политических, экономических и социальных реформ, направленных на построение демократического, гражданского общества и повышение качества жизни украинского народа». Подписавшиеся отметили необходимость диалога власти с оппозицией: «Результатом диалога должно стать формирование на основе политических сил членов коалиции коалиционного правительства, которое возьмет на себя ответственность за проведение экономических и социальных преобразований».
Честно говоря, не совсем понятно, какое отношение к формированию коалиционного правительства имеет оппозиция? Или это Виктор Андреевич о себе? Впрочем, не будем придираться к документу, который стал плодом компромисса между карьерными притязаниями лидеров партий, входящих в «Нашу Украину», пугливыми пропрезидентскими центристами и настроениями зала, устроившего на форуме овации Александру Морозу. Большинство, создаваемое по схеме: «девять плюс один, минус один», по идее, должен возглавить Виктор Ющенко. Ну разве что в партнерах у него окажется Сергей Тигипко, положивший немало сил, убеждая власть в необходимости присоединения «Нашей Украины» к большинству, а также убеждая «Нашу Украину» присоединиться к власти. По логике вещей, партнерский труд двух политиков должен быть вознагражден соответственно креслами премьер-министра коалиционного правительства и главы некоалиционного Национального банка. В данной ситуации у Сергея Леонидовича шансов больше, нежели у Ющенко, по одной простой причине: власть упорно не желает видеть Ющенко в кресле премьер-министра.
Общаясь с целым рядом политиков, имеющих прямой доступ в кабинет Президента, я поняла причины опасений. Несмотря на имеющееся право администрации Президента вмешиваться в деятельность Кабмина, несмотря на отсутствие у премьера возможности формировать команду самостоятельно, несмотря на полный президентский контроль над губернаторами и силовиками, Ющенко в премьерском кресле видеть не хотят, поскольку убеждены: если лидер «Нашей Украины» возглавит правительство, то власть может забыть об ином преемнике, поскольку кандидат от власти не сможет рассчитывать даже на выход во второй тур. Принятие решения о назначении Ющенко премьером означает, по мнению сторонников Президента, фактическую гарантию победы лидера «Нашей Украины» на президентских выборах. А подобное может произойти лишь в том случае, если Президент поставит на Ющенко, отбросив для себя все иные варианты. В подобное верится с трудом. Заявление «четырех», подписанное во время митинга, Виктором Андреевичем было скреплено не симпатическими чернилами. Именно поэтому большинство убеждено, что говорить о премьерстве Ющенко, равно как и о большинстве по формуле: «девять плюс один, минус один» — зря сотрясать воздух. Однако в окружении Президента, а точнее, в его влиятельной части, есть и иное мнение, которое не исключает возможности достижения договоренности между Леонидом Даниловичем и Виктором Андреевичем. Ющенко должен кое-что пообещать, а Кучма — в это поверить…
Те же источники допускают, что Виктор Медведчук способен отказаться в пользу общего дела от участия в коалиционном большинстве. По крайней мере, формальности для Ющенко могут быть соблюдены: СДПУ(о) официально в большинство не вольется и найдет в себе силы отказаться от претензий на распределение постов в правительстве и комитетов в Верховной Раде. Единственным условием может быть сохранение Зинченко на посту вице-спикера, на что депутаты вполне могут согласиться. Почему нет? На самом деле подобное смирение будет лишь означать уверенность Медведчука в собственных силах. За ними останется контроль над администрацией и СМИ, влияние в регионах, а что касается правительства, то глава администрации и представители СДПУ(о) имеют достаточно разнообразных ресурсов для того, чтобы добиться от членов коалиционного кабинета нужных резолюций и команд. И если в коалиционном кабинете будут представители «Нашей Украины», то есть все основания именно от них ожидать исполнения социал-демократических желаний. Ведь история взаимоотношений эсдеков, например с руховцами, началась не сегодня и даже не вчера. Неприемлемым для социал-демократов является лишь премьерство Ющенко. И если их влияние на Президента окажется сильнее, что вполне вероятно, поскольку 16 числа Ющенко в очередной раз в президентских глазах пал, а Медведчук в ночь с 16 на 17 сентября в очередной раз в президентских глазах поднялся, то Виктору Андреевичу премьерского поста не видать. Зато его однопартийцам в случае создания большинства по формуле: «девять плюс один, минус один» в правительстве достанется пять-шесть значимых портфелей. Правда, без согласия Виктора Андреевича данное большинство не сможет утвердить премьера, поскольку 289 голосов при утере 110 становится в данном вопросе несостоятельными. Кого предложит Президент парламентскому большинству, создаваемому при непосредственном участии лидера «Нашей Украины», — вопрос. Вопрос также — признает ли Президент подобное большинство. Сергей Тигипко и Виктор Ющенко не теряют надежды.
В пятницу, по словам Юрия Костенко, проект коалиционного соглашения о создании парламентского большинства будет представлен Леониду Кучме и Владимиру Литвину. Данный проект, по словам Юрия Ивановича, гарантирует действия конституционных органов — Верховной Рады и Президента Украины (в пределах их полномочий). Проектом предусмотрены принципы формирования Кабмина и определения кандидатуры премьера. Согласно этому принципу, все участники коалиции, все, кто поставят подпись под соглашением, будут выдвигать своих кандидатов и затем определять реальную кандидатуру рейтинговым голосованием. Согласно документу, созданное большинство, рожденное им коалиционное правительство и Президент, должны будут подписать трехстороннее соглашение, предполагающее систему взаимных гарантий и ответственности.
Какому из синтетических вариантов удастся провести взаимозачет личных интересов, какому выпадет разблокировать работу ВР и символизировать конструктивизм законодательной ветви власти, какому варианту большинства доведется разделить кадровый пирог? Об этом мы узнаем, думается, в ближайшее время. В любом случае, у участвующих в переговорах сил, есть все шансы перенести диалог власти и оппозиции в парламентский зал. А у оппозиции есть все шансы остаться на улице...