15 лет назад Служба безопасности Украины стала независимой от колосса — КГБ и вместе с молодым государством начала самостоятельное движение к настоящей независимости и демократии. 25 марта мы будем праздновать этот «хрустальный» юбилей. Правда, без председателя, а только с исполняющим обязанности, с незавершенным реформированием (начатым больше года назад) и в период откровенных недоразумений между разными ветвями украинской власти, что, к сожалению, иногда негативно сказывается и на деятельности украинских спецслужб. Но, пожалуй, это неминуемая «детская болезнь» любой молодой демократии, когда функции секретной службы используются политиками не как мощный государственный инструмент для отстаивания интересов собственной страны, а как определенный антидемократический институт. Мы живем в современном мире жесткой международной конкуренции и существования оснащенных новейшими технологиями иностранных спецслужб, террористических организаций и международных криминальных структур. А еще, как и любому новообразованному государству, нам приходится иметь дело с хорошо организованным противодействием близких и далеких соседей. Для них деятельность собственных спецслужб является необходимой составляющей межгосударственных отношений с самыми близкими союзниками. К сожалению, мы не можем конкурировать с теми спецслужбами, бюджет которых превышает бюджет Украины. Пришло время формировать компактную, хорошо оснащенную технически спецслужбу с мощными интеллектуальными возможностями, которая была бы способна противостоять любым посягательствам на суверенитет Украины, максимально способствовать развитию государства, не допускать деятельности на отечественных просторах организаций антиукраинского направления, противостоять преступным угрозам и террористическим вызовам.
Оглядываясь в прошлое, нельзя не вспомнить людей, формировавших стратегию Службы, определявших ее перспективы, разрабатывавших судьбоносные маршруты СБУ на долгие годы. Каждый председатель Службы безопасности по-своему влиял на внутренние процессы структуры и на создание ее общественного имиджа, начиная с Е.Марчука, который, собственно, стоял у истоков украинской спецслужбы и заложил фундамент ее функционирования в условиях независимости. Позже должность председателя занял В.Маликов — интеллигентный, эрудированный человек, который своим примером влиял на стиль и методы работы СБУ. Во времена руководства В.Радченко Служба безопасности Украины смогла приостановить разгул организованной преступности, на качественно новый уровень были поставлены оперативные службы. Его преемник Л.Деркач приложил немало усилий для укрепления экономического вектора деятельности СБУ, расширения и улучшения ее материальной базы, обучения личного состава.
Важной вехой в истории Службы безопасности Украины, на мой взгляд, стало начало 2005 года, когда на волне всенародного подъема ее личный состав почувствовал второе дыхание, надеясь, что в условиях демократических преобразований наконец будет преодолена организованная преступность и коррупция прежде всего в высших эшелонах власти, минимизирована деятельность группировок антиукраинского направления. В сознании сотрудников четко отпечатались слова А.Турчинова: «Спецслужба — это лицо государства. И, учитывая деятельность спецслужбы, можно судить о том, насколько демократическим или недемократическим является государство и является ли закон самым высоким критерием в этом государстве». Мы старались реализовать этот принцип. За короткое время соответствующие подразделения мобилизовались в борьбе с коррупцией и другими проявлениями организованной преступности, был дан старт операции «Контрабанда — стоп!». Результаты этой работы положительно сказались, в частности, на поступлениях в государственный бюджет. Мы старались оптимизировать деятельность спецслужбы, оставить в ней лучшее, самое прогрессивное и вместе с тем избавиться от деструктивного, в частности, формализма, проявления которого снижали эффективность нашей работы. Работали по логике — украинская спецслужба должна ликвидировать все имеющиеся угрозы Украине, выявлять их оперативно и в любой точке, прогнозировать опасности, принимать превентивные меры в отношении их.
Сегодня на СБУ возложены не менее важные задачи. Прежде всего —содействовать экономическому развитию нашего государства и продвижению его продукции на мировой рынок. Ведь ни одна уважающая себя коммерческая структура не заключит серьезного соглашения, пока ее собственная спецслужба не изучит будущего партнера и его намерений. Мы постепенно входим в глобальное мировое сообщество с присущей ему жесткой конкуренцией, за которой часто кроется промышленный и научный шпионаж. Если этого не учесть, это может привести к значительным потерям для украинской экономики, превратить отдельные ее отрасли в отстойник мощных экономических сообществ.
Следует также понимать, что без преодоления коррупции среди должностных лиц высокого ранга, сотрудников прокуратуры и судейского корпуса, без прекращения масштабной контрабанды, представляющей серьезную угрозу экономике государства, нельзя надеяться на рост авторитета нашего государства в мире. Это касается и борьбы с международным наркобизнесом, и с другими проявлениями транснациональной преступности. Где, считаю, мы достигли определенных результатов.
Когда перед офицерами спецслужбы ставятся конкретные задачи и они могут увидеть реальные результаты своей нелегкой работы, действия личного состава СБУ становятся слаженными и результативными.
Общеизвестная фраза «кадры решают все» приобретает особое значение, если речь идет о какой-либо спецслужбе. Не открою большой тайны, когда отмечу, что в традициях СБУ — чрезвычайно тщательно подбирать сотрудников, изучать их деловые, интеллектуальные, моральные качества. Такая позиция понятна — ведь доступ к государственным тайнам, владение деликатной информацией могут быть доверены далеко не всем. Между тем значимость спецслужбы заключается в работе на опережение — когда определенные процессы, затрагивающие государственные интересы, получают объективную оценку еще на этапе зарождения. А это по силам только интеллектуалам высокого уровня, способным постичь трудности общественной жизни и непредвзято разделить интересы государства и политические амбиции отдельных влиятельных групп в украинском обществе. Считаю, что достаточно ярко это подтвердилось в начале 90-х годов прошлого века. Ведь именно тогда абсолютное большинство сотрудников СБУ вполне сознательно избрали нелегкий путь служения независимой Украине, подчеркну — не из-за каких-то шкурных интересов, а прежде всего, учитывая понимание и адекватную оценку тогдашней ситуации. Как никто другой они отдавали себе отчет в том, что независимая Украина состоится только при условии, если ее интересы в специфической сфере будут защищать профессионально подготовленные офицеры. Прежде всего это касается руководителей СБУ, значительный вклад которых в развитие украинской спецслужбы нельзя не отметить. Среди них такие авторитетные специалисты, как А.Скибинецкий, А.Хомич, П.Шатковский, А.Шарков, Ю.Землянский, В.Крутов, В.Тимошенко, Л.Лычкатый, В.Шеремета, А.Беляев, В.Рыбалко, Ю.Суховатый, Ю.Вандин, Е.Сергиенко и другие. Я горжусь тем, что к созданию спецподразделений борьбы с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины приложил усилия мой отец — генерал-лейтенант Кожемякин Анатолий Леонидович.
Без сомнения, каждый из этих руководителей внес свой стиль в работу спецслужбы, но отмечу главное: благодаря им было реализовано новое видение функций СБУ и очерчен круг вопросов относительно защиты национальных интересов Украины.
Именно благодаря взвешенной позиции руководящего состава СБУ не была (или почти не была) втянута в партийные распри и оставалась равноудаленной от центров политического влияния. Нам удалось обеспечить деятельность СБ Украины как значимого государственного института и не превратиться в разновидность политической жандармерии по латиноамериканскому варианту. Но это отнюдь не означает, что на личном составе СБУ не сказались отрицательные общественные процессы. К сожалению, часть опытных сотрудников оставили службу, не найдя себя в новых условиях. Имеются и отдельные факты недобросовестного выполнения служебных обязанностей — ведь любая спецслужба лишь отражает социальные факторы как положительные, так и отрицательные. Кроме того, отмечу, что личному составу сегодня приходится работать в чрезвычайно сложных условиях. Непродуманные кадровые перемещения, попытки втянуть в политические игры, привлечь к выполнению не присущих спецслужбе функций, недостаточное финансирование и техническое обеспечение, социальная незащищенность, квартирный вопрос — вот далеко не полный перечень проблем.
Сегодня, к сожалению, мы имеем еще один, едва ли не главнейший фактор дестабилизации украинской спецслужбы — это дамоклов меч бессистемных попыток реформировать СБ. Разумеется, нельзя отрицать необходимость реформ в СБУ как средства оптимизировать ее деятельность в новых исторических условиях. Однако так называемое реформирование, которое происходило в последнее время в СБУ, не имело логического основания.
Во-первых, реформа СБУ должна осуществляться на основе Концепции национальной безопасности Украины с использованием комплексного подхода к реформированию СБУ, ГПУ, МВД, ГУР МО, СВР, Пограничной службы и других ведомств со специфическими полномочиями. Мировой опыт показывает, что именно при таком подходе посткоммунистические страны достигали нужного результата, ведь четкое распределение полномочий каждой из силовых структур способствует налаживанию взаимодействия и значительно усиливает эффективность их деятельности. При этом следует четко определить функции координатора реформ, который бы отвечал за поэтапное внедрение их в жизнь. Как по мне, эти функции следует возложить на СНБО и соответствующий комитет Верховной Рады.
Во-вторых, мировая практика подтверждает, что для любого реформирования требуются немалые материальные ресурсы, в 2—2,5 раза превышающие затраты на содержание определенной системы в предыдущем состоянии. В современных украинских реалиях нелегко пойти на такого рода затраты, однако начинать реформы без соответствующего обеспечения означает обречь их на провал и дискредитировать саму идею реформирования.
В-третьих, системное реформирование невозможно без политической свободы руководства государства и высокого морального авторитета непосредственных исполнителей — руководителей соответствующих ведомств. А о том, что потребности в реформировании назрели, свидетельствуют социологические опросы наших граждан. Согласно последним данным, на общем фоне катастрофического недоверия украинцев к государственным институтам и отдельным силовым ведомствам уровень доверия населения к СБУ сравнительно высок, однако этого явно недостаточно для общества, декларирующего преданность демократическим принципам. Да и как можно говорить о системном реформировании, когда уже несколько месяцев не могут назначить председателя СБУ?
Отмечая день создания Службы безопасности Украины, мы с глубоким уважением вспоминаем наших ветеранов. Именно им мы обязаны достижениями украинской спецслужбы в прошлом и бесценный профессиональный опыт, основы корпоративной этики, которые они передали последующим поколениям работников органов безопасности. Мы понимаем, что недостаточное внимание к ветеранам службы может поколебать уверенность наших сотрудников в своем будущем, нарушить конструктивную корпоративность, которая должна быть их неотъемлемой характеристикой. Пора создать единую ветеранскую организацию всех спецслужб Украины, привлечь ветеранов к ряду перспективных проектов относительно национально-патриотического воспитания, создать в украинском обществе объективный образ сотрудника СБУ. Искренних слов уважения и благодарности заслуживают также наши друзья и помощники, абсолютное большинство которых из чувства патриотизма помогает нам выполнять нелегкие задачи по укреплению суверенитета Украины, противодействию преступным посягательствам наших недругов.
Позвольте еще раз приветствовать всех украинских граждан с профессиональным праздником Службы безопасности Украины, пожелать личному составу СБУ высоко нести звание сотрудника украинской спецслужбы и всегда стоять на страже интересов нашей Отчизны. Уверен, что мы победим все трудности и проблемы и превратим Украину в мощное демократическое государство, где каждый ее гражданин будет жить достойно и будет уверен в завтрашнем дне.