Заслуженная артистка Украины, заведующая кафедрой скрипки Национальной музыкальной академии Украины имени П.И.Чайковского, филигранная скрипачка Богдана Пивненко цену себе знает. Она всегда в цейтноте: то научи, то покажи, то сыграй. Правда, было дело, когда спустя четверть века занятий скрипкой она, дочь известного украинского художника Ивана Марчука, "поссорилась" с музыкой, решила изменить жизнь и поступила в Киевский национальный экономический университет (бывший Нархоз) - захотела… забыть об инструменте.
И еще - многие ли выстояли бы при таких обстоятельствах: 26 марта 2008 года ее муж, Владимир Шульга (один из основателей сети магазинов "Фокстрот", №93 в списке партии "Наша Украина" и ключевой свидетель в "Деле об отравлении кандидата в президенты Виктора Ющенко"), внезапно и при странных обстоятельствах умер прямо в помещении Шевченковского райотдела милиции. Почти год рыжеволосая "Паганини в юбке", как окрестили ее журналисты, вынуждена была совладать с собой, пока не вернулись к ней душевные силы, восстановилось внутреннее равновесие и снова вспыхнула прежняя жажда жизни.
Летняя жара. В полуденную пору в одной из аудиторий кафедры скрипки Национальной музыкальной академии Украины прохладно. Собеседница дружелюбна и открыта в общении…
- Как вы, Богдана, считаете: почему в Украине веками все держится то на просветителях, то на энтузиастах, то на волонтерах?
- Печально, но таков, похоже, наш менталитет.
- Кто вас поддержал в глубокой депрессии?
- Знаете, оказалось, что меня окружает много хороших людей. И в первую очередь я признательна хорошему пианисту и дирижеру, художественному руководителю ансамбля солистов "Киевская камерата" Валерию Матюхину. После моего педагога-скрипача Богодара Которовича Валерий Александрович стал вторым важным в моей жизни человеком. Вернувшись к жизни, я заинтересовалась тем, что плохо знала, и начала играть современную украинскую музыку. Благодаря Валерию Матюхину вскоре я познакомилась со всеми выдающимися отечественными композиторами, а со временем и сотрудничать начала. Вместе мы издали фантастическую серию из двенадцати дисков - "Антология современной украинской музыки".
Их случай подтвердил: для Идеи нужно созреть. Так сложилось, что в свое время молодую, талантливую скрипачку и ансамбль солистов "Киевская камерата" пригласили в Черновцы. В тамошнем филиале всемирно известной фирмы грамзаписи Universal они, по заказу американских продюсеров, издали диски авторской музыки Мирослава Скорика и Валентина Сильвестрова. Другим было бы достаточно, чтобы покоиться на лаврах, но не им.
Однажды Богдана Пивненко и Валерий Матюхин с коллективом записывали очередную программу в Доме звукозаписи Национальной радиокомпании Украины, а возвращаясь домой, вдруг решили: почему мы сами не можем записывать, издавать и продюсировать диски? Это при том, что Богдана была беременна первенцем - сыном Богданом. Быстро они набросали план "Антологии современной украинской музыки" - вышло сорок пластинок. И закипела работа…
- Богдана, подтвердите или опровергните факт… В сентябре 2012 года вы представили диск "Мирослав Скорик. Концерты №1, 2, 4".
- Да…
- Это был первый в Украине альбом, записанный с симфоническим оркестром за время Независимости. Это правда, что в ходе записи маэстро Мирослав Скорик ужасно волновался, а после окончания студийной смены принес бутылку коньяка и сам ее выпил?
- Ну, нет… (Искренне смеется.) Сам он не выпил, все к ней приложились. Ведь это был фантастический опыт. Потом все концерты Мирослава Скорика записал скрипач Андрей Белов. Но наша запись тех авторских концертов была первой. Мирослав Михайлович добросовестно посещал репетиции, все три смены в Доме звукозаписи сидел возле звукорежиссера Андрея Мокрицкого. Естественно, высказывал замечания, волновался. Может, поэтому с коньяком и пришел… Хорошая получилась работа. Сегодня, когда я слушаю тот диск, меня переполняет искренняя гордость, что мы это сделали.
При финансовой поддержке первого мужа Богдана Пивненко неожиданно стала продюсером аудиопроекта "Антология современной украинской музыки". При таких обстоятельствах другая устроила бы собственный бенефис: я - с тем-то, я - с таким-то… Но в изданных двенадцати дисках той серии есть пластинки, где скрипачки нет…
Вот, например двойной альбом с музыкой Олега Кивы, состоящий из камерных кантат, исполненных пятью украинскими певцами: Ириной Семененко, Людмилой Войнаровской, Ниной Матвиенко, Валерием Буймистером и Денисом Вишней. Нина Матвиенко непревзойденно поет там произведения на стихи Тараса Шевченко и Павла Тычины!..
- Как для исполнительницы классической музыки, вы, Богдана, смелая в форматах. Меня поразил ваш DVD "За горизонтом горизонт": картины Ивана Марчука, музыка Валентина Сильвестрова, скрипичное изложение Богданы Пивненко. Кто сгенерировал идею?
- Инициатором этого неожиданного эксперимента выступил кинорежиссер Олег Павлюченков, мой второй муж. Именно он помог мне выбраться из той глубокой депрессии, которая возникла после гибели первого мужа, и начать новую жизнь. Он сделал цифровые фотографии всех папиных картин и полностью отреставрировал документальный фильм "Иван Марчук. Голос моей души", снятый в 1998 году режиссером Александром Ковалем на пленку. Теперь его можно посмотреть на Youtube в хорошем качестве.
- Кроме синтеза разных искусств и слайд-шоу, в чем еще заключался эксперимент?
- Олег экспериментировал с музыкой, поэтому программа "За горизонтом горизонт" была в двух вариантах: с музыкой Мирослава Скорика и Валентина Сильвестрова. Сначала проект планировали под открытие выставки живописи Ивана Марчука в Национальном музее в Вильнюсе (Литва). Это был новый формат, впрочем, глубоко отвечающий духу творчества Ивана Марчука. Нам казалось, что возникнет интересное сочетание. Так и произошло.
- Что отец сказал, когда увидел?
- Ему понравилось. Ему всегда интересно, если кто-то экспериментирует и предлагает свежие идеи, - уважает новые формы. Понравились и Олегу видеоинсталяции, где картины Ивана Марчука летали и трансформировались. Это ему созвучно, потому что не статично, а в движении, динамично.
Большинство меломанов, разбирающихся в национальной классике, скажут: Богдана Пивненко - одна из самобытных исполнителей, которые самоотверженно пропагандируют современную украинскую музыку. Вместе с тем существуют примеры, когда солистка поддерживала выразительно авангардные проекты. Скажем, совместное выступление с киевским ансамблем Art Nova ("Новое искусство"), одной из основных идей которого стал синтез… несовместимого. По предложению художественного руководителя ансамбля Георгия Черненко они исполнили "Гуцульскую рапсодию" для скрипки с ударными инструментами. Представляете, десять барабанщиков и Богдана с электрической скрипкой!
Не удивительно, что народный артист Украины Валентин Сильвестров о воспитаннице сказал: "У Богданы есть мера, есть вкус, есть глубина, поэтому она выглядит не как бассейн в бетонных стенах, а как река среди живой зелени…"
- Итак, коснемся новаций… Современное скрипичное искусство на Западе поражает яркостью форм. Меня, например, в клочья порвало совместное выступление на женевском St Prex Classics Festival в августе 2013 года британского скрипача-виртуоза Найджела Кеннеди и французского аккордеониста Ришара Гальяно. Просто разрыв шаблона - получалась некая приджазовая попмузыка с периодическим цитированием классики…
- Интересно, но я не видела. К сожалению.
- Были ли у вас подобные проекты, наподобие The Pivnenko Experience?
- Сразу не скажу. Наверное, я просто другого сорта исполнительница, которой нравится оживлять музыку современных украинских композиторов; это не является моей импровизацией. Наверное, это и есть The Pivnenko Experience. Я два раза пыталась играть совсем ультрасовременное. В начале 2000-х мне пришлось исполнять одно произведение Владимира Рунчака, тогда еще начинающего. Пришлось мне тогда и на скрипке играть, и на рояле, и даже… петь.
- Богдана Пивненко пела?!
- Да, пела... Был и другой пример. Мы играли "Элегию печали" для чтеца, скрипки, фортепиано и камерного оркестра львовского композитора Александра Львовича на стихи Иосифа Бродского и Владимира Набокова. Произведение было написано в 1993 году по заказу дирижера Геннадия Рождественского для Роттердамского симфонического оркестра и посвящено эмиграции. Украинская премьера состоялась в 2001 году в Киеве в исполнении "Киевской камераты" под руководством Валерия Матюхина. Скрипка должна была отражать эмоциональное состояние стихов, чувствовать словно бы душу поэта… Это было намного интереснее, с пением-то у меня… не очень.
- Хотел бы я услышать вас в том произведении Владимира Рунчака.
- Нет-нет-нет, больше я таких экспериментов не повторяла. То, что умею хорошо, - только это теперь и стараюсь делать. Если не чувствую, что получится на высоте, то оставляю для того коллеги, у которого это получится лучше. Например, Концерт для скрипки и оркестра Владимира Зубицкого чрезвычайно виртуозен. На премьеру я вышла в сапогах и вышиванке, и это почему-то поразило всех. Но это отвечало и самой музыке, и атмосфере премьеры.
Теперь у нее есть собственный взгляд на музыкальную педагогику, подкрепленный весомыми достижениями. С чего все началось? Пять лет назад она решила преподавать под влиянием своего последнего педагога, замечательного скрипача Бориса Громова, который умер год назад, не дожив до своего 55-летия. Увидев, как преподаватель воспитывает маленького скрипача, Богдана и сама решила попробовать, потому что… немного устала. Почти год на все ее концерты приходила девочка, непременно дарила мягкие игрушки, пока призналась: "Богдана Ивановна, я хочу у вас учиться".
…Последние четыре года Богдана Пивненко, среди других воспитанников, ведет нескольких маленьких учениц. Маргарите Почебут - восемь лет, Сандре Васильковой - десять, Александре Хмаре - 14. Недавно Сандра получила первую премию на Международном конкурсе "Львовский виртуоз". Маргарита - лауреат многих международных конкурсов - среди 15 других кандидатов прошла на престижный тритуровый конкурс, который состоится в начале июля в итальянском городке Вито-аль-Тальяменто, провинция Порденоне. А Александра в свои 14 лет поступила в Высшую школу музыки в Лозанне.
- Мир изменился, изменилась трактовка исполнения - того же Баха, например. Борются два мировоззрения. У одних исполнителей на первом плане внимание к стилю, именно на него в Старом Свете больше всего обращают внимания. В Азии и в Украине, отдают предпочтение технике. Как вы для себя решаете эту дилемму?
- Вы намекаете на то, что в современной академической музыке ныне очень много успешных "спортсменов"? Но это не значит, что они - хорошие музыканты. Знаете, я с вами согласна. Сегодня очень высокий средний исполнительский уровень. В области серьезной музыки сейчас доминируют азиаты, они выигрывают почти все конкурсы в Европе. Я заметила: ныне из двух десятков участников всего четверо - представители Европы.
- Кажется, у азиатов исключительно феноменальная техника…
- Да нет, разные среди них бывают исполнители. Что касается темы технарей, то, поверьте, этот стереотип они удачно разрушают: у азиатов встречаются просто прекрасные музыканты. Когда-то над этим вопросом я размышляла: почему наши и европейские исполнители не могут в массе своей так технически совершенно играть?
- Интересно, к какому выводу вы пришли?
- Возьмем, например, китайцев или индийцев. Их на родине более миллиарда. Представляете? Чтобы чего-то достичь среди национальных талантов, чтобы выбиться в лидеры, они круглые сутки должны землю рыть: играть, играть, играть - до совершенства. Это - во-первых. Во-вторых, там бытует культ уважения к старшему, а тем более - к педагогу: если Учитель сказал - это постулат, никто никогда не будет спорить, а тщательно будет выполнять все установки. Это как основы восточного менталитета.
- Есть такое…
- А у нас всячески поощряется и развивается детская и подростковая индивидуальность. И каждый - личность. Например, есть у меня ученица Саша Хмара. Что я ей ни говорю, что ни рекомендую - в ответ слышу: "Ну, могут быть варианты…"
В ребенке эта педагог лелеет не исполнителя классической музыки, а личность. Без личности нет искусства, без искусства нет культуры, без культуры нет человека. Сгущаются времена, где легко оскотиниться.
- В чем заключается The Pivnenko Experience?
- Только со временем я постигла саму идею: наше поколение должно воспитать новую плеяду юных исполнителей, чтобы украинская скрипичная школа осталась на высоте. Поэтому последние события меня привели в негодование: в рамках реформы образования предлагается уменьшить часы в музыкальных школах и все перевести в плоскость самодеятельности… Возмущенное письмо я тоже подписала. Инициаторы тех преобразований, наверное, не в курсе, что в Украину в свое время приезжал выдающийся, всемирно известный скрипач Иегуди Менухин, который изучал накопленный педагогический опыт Одесской и Центральной специализированных музыкальных школ-интернатов - чтобы открыть такую школу в Англии.
- Согласна, под поводом реформ уничтожаются самобытные вещи, в этом случае - азы профессионального музыкального образования.
- Именно так! Вы сохраните то лучшее, что существовало, не надо придумывать велосипед. Это мое личное мнение. Но собственной педагогической деятельностью я стараюсь держать high lеvеl, потому что без высокой планки на международные конкурсы не выйти. Например, Александра Хмара пришла ко мне в пятом классе. За это время она выиграла много международных конкурсов, но учиться у меня уже закончила, потому что поступила в Высшую школу музыки в Лозанне, кантон Во, Швейцария. В целом вы правы… Самый важный для меня The Pivnenko Experience - создавать тех, кем будет гордиться Украина.
- Признайтесь, Богдана, мечтаете создать собственную скрипичную школу?
- Нет! По природе я консерватор, поэтому намного важнее - сохранить традиции. Когда я познакомилась со своим первым мужем, знаете, чем Владимир Шульга меня подкупил? Он сказал: "Духи, машины и женщин я не меняю. (Смеемся.) Поверь, будет по-разному, но скучно не будет".