Июнь 1983-го. Мы, группа обладателей овеянных мечтой журналистских дипломов, совместно с любимым преподавателем Степаном Колесником направляемся из желтого корпуса Шевченковского университета на прогулку по красавцу Киеву. Она закончится тут же, в парке Шевченко. И был день, и была ночь (конечно, с шампанским), и мы были молоды, способны и смелы. От широты души не отказывали в этой характеристике и самому Колеснику...
И вот спустя 35 лет я стою в актовом зале Института журналистики этого же университета и вглядываюсь в ясные, открытые лица студенческого племени, среди которого и поседевшие люди с молодым взглядом сияющих глаз. Это воспитанники профессора Дмитрия Прилюка и те, кто работал вместе с ним, пришли на встречу поколений, посвященную памяти Учителя по поводу 100-летия со дня его рождения.
Я обращаюсь к собравшимся и говорю, что в зале находится журналист-легенда Степан Колесник. Зал взрывается овацией, Колесник встает с благодарной и смущенной улыбкой. Говорю студентам, что человек и в 20, и в 80 лет остается молодым, если он продолжает учиться. Поэтому так молоды Колесник и присутствующие в зале его коллеги. Молодым был, несмотря на свой пенсионный возраст, и Дмитрий Прилюк во времена моей учебы на журфаке. Все просто: настоящий журналист - semper tiro (всегда ученик ).
Школа несчастья…
Тогда, в 1983-м, разве я знал, что дружелюбный и искренний в отношениях с нами, студентами, Степан Колесник пережил драму из разряда, можно сказать, шекспировских. Всесильное Политбюро ЦК Компартии Украины дважды устроило ему школу несчастья в 1964–1970 гг. Молодой журналист "Радянської України" написал статью о неразберихе в агроэкономике, и... высшая партийная власть за "политически вредную статью" запретила ему работать в печати, литературе и кино. Позже она же ко всему пришила опальному журналисту еще и чистую политику (по подлому доносу преподавателя-мерзавца), и Степана лишили партбилета. Каким могло быть моральное состояние достойного человека и талантливого журналиста, причем на протяжении долгих лет... Как говорится, без комментариев!
Но позже и обстоятельства несколько изменились, и нашелся человек при должности, который видел в Колеснике едва ли ли не самого лучшего журналиста Украины. Это был декан журфака университета им. Шевченко Дмитрий Прилюк. Он не просто взял его на факультет преподавателем. Он, по сути, подарил принципиальному журналисту вторую жизнь. Впрочем... Для тех, кто хорошо знал Прилюка и обстоятельства появления его самого на факультете, этот поступок не был каким-то особенным.
В апреле 1958 г. ответственного редактора газеты "Колгоспне село" Дмитрия Прилюка наградили орденом Трудового Красного Знамени. В августе эта газета победила во Всесоюзном конкурсе на лучшее освещение жизни села. И в том же августе - внимание! - члены президиума ЦК Компартии Украины заявили, что руководитель газеты с работой не справился и потому надо немедленно его уволить. Конечно, газета помещала критические материалы, которые потом цитировали "вражьи голоса".
Вот так университет стал словно местом изгнания для Прилюка и приютом для Колесника.
...и университет счастья
Я учился на журфаке заочно, и потому, хотя был студентом прилюковского набора, с деканом пересекался редко. Но сошлюсь на одну из его лекций. Вот он отошел от темы и вдруг начал рассказывать о своей работе над статьей для тогдашней центральной газеты "Правда". Причем доверительно сказал, что трудновато дается ему статья... Задумайся, однако, читатель, это говорил известный публицист и редактор! Сейчас, спустя годы и годы, думаю, что и откровенность он демонстрировал не без умысла. Дескать, настоящий журналист должен быть самокритичным.
С нами, студентами, говорил не просто декан, а мастер-практик, наделенный педагогическим даром. Я особенно ценил его как действующего журналиста, ведь сам тогда работал в криворожской городской газете "Червоний гірник". Журналистская практика выгодно отличала и двух других деканов журфака разных лет - Матвея Шестопала и Анатолия Москаленко (позже первого директора Института журналистики).
Но перед нами был еще и профессор, доктор наук, автор фундаментального двухтомника "Теория и практика журналистского творчества". Одним из первых он начал поднимать роль философии, социологии и социальной психологии в журналистском образовании. И, обладая высоким уровнем практика и ученого, он не поучал нас, студентов, а именно учил. Не лишним будет сказать, что как человек творческий он демонстрировал, бывало, отличный юмор. "Есть у нас "мельница" (преподаватель Млынченко ), есть "мука" (преподаватель Мукомела) и есть продукт готовый - "мамалыга" (преподаватель Мамалыга), так что голод нам не грозит".
Дмитрий Прилюк для меня - такой же Учитель, как и лучший журналист 1970–1980-х годов Анатолий Аграновский (родом из Харькова). Я подготовил дипломную работу "Публицистика Анатолия Аграновского". Руководил ею Александр Мукомела. Горжусь, что после защиты в деканате попросили передать экземпляр дипломной работы как учебное пособие в "Кабинет молодого журналиста".
Из прилюковского гнезда
В актовом зале собрались, прежде всего, те, кто в разные годы вылетел из прилюковского гнезда, чтобы позже прославить украинскую журналистику. Виктор Пасак, который настоящего журналистского хлеба вкусил еще во время учебы в университете на практике в Казахстане и позже, в газете "Советский Сахалин" (!). А недавно порадовал журналистское общество книгой об известном теледеятеле Николае Охмакевиче. Николай Лукив, на протяжении последних 35 лет (!) неизменный главный редактор журнала "Дніпро"; Михаил Сорока, руководитель Киевской организации НСЖУ, бывший главный редактор газеты "Урядовий кур'єр"; Владимир Мостовой, основатель и многолетний руководитель авторитетного еженедельника "Дзеркало тижня", бывший руководитель Комиссии по журналистской этике; Николай Махинчук, известный журналист, поэт и прозаик; Зоя Шарикова, секретарь НСЖУ, соавтор знаковых журналистских сборников; Сергей Савелий, телекомментатор спортивных Олимпиад, начиная с норвежского Лиллехаммера в 1994 г., когда впервые выступала украинская команда... Я назвал немногих, тех, кого давно знаю или с кем удалось хотя бы переброситься словом. А сколько их, воспитанников Прилюка, выдержавших экзамен на верность профессии, которую Степан Колесник назвал "сладкой" каторгой! Не удивительно, что с таким уважением общались с ними директор Института журналистики Владимир Ризун, сын прославленного декана, неординарный ученый и преподаватель Вячеслав Прилюк, глава НСЖУ Сергей Томиленко.
Понятно, что это не репортаж с места события, а, так сказать, мысли по поводу. Например, понравилось, когда Владимир Ризун предложил Михаилу Сороке вручить группе студентов знаковую книгу "Уроки Дмитрия Прилюка" из серии "Золотые имена украинской журналистики". Ведь Сорока - автор-составитель этой книги, в основе которой - поучительные воспоминания учеников и коллег об Учителе.
Но не покидает и тревожная мысль. Полностью ли студенты и, прежде всего, их преподаватели и руководители используют это богатство - контакты с журналистской элитой? Поскольку что может быть полезнее общения с мастером? Так пусть импульсом станет вот эта встреча поколений в самом сердце образовательной журналистики Украины. Но только запомним, что хорошие мастера (в том числе ученики Прилюка) рассеялись по всей стране, что более 50 вузов готовят журналистские кадры. Кстати, журналистику начали изучать и в моем родном городе. С прошлого года в государственном педагогическом университете студенты-социологи учатся по образовательной программе "Социология массовой коммуникации, журналистики и рекламы", а в экономическом институте Киевского национального экономического университета им. В.Гетьмана студенти-международники овладевают специализацией "Международная информация и журналистика".
Ремесло или творчество?
Не могло не заинтересовать обеспокоенное выступление на встрече поколений одного из учеников Д.Прилюка.
"Журналистика - это ремесло или творчество?" - его вопрос к коллегам был, скорее, риторическим. Надо овладевать навыками ремесла, но краеугольным камнем остается творчество. Журналистское мастерство всегда было основной темой Дмитрия Прилюка. Сейчас же в журналистике, словно из тюбика паста, выжимается человек. Да, журналистика стала более аналитичной, можно сказать, более мудрой. Но вместе с тем она сейчас более сухая и холодная. Есть статья, корреспонденция, а вот очерк, фельетон, памфлет почили в бозе.
Такой разговор своевременный. Например, Игорь Михайлин в учебнике "Основы журналистики" (Киев, 2016) пишет: "Иногда в работах по журналистиковедению можно встретить мнение о том, что журналистика - это вовсе не творчество, а ремесло, что элемент собственно творчества существенно девальвирован в массово-информационной деятельности. С этим вряд ли надо соглашаться". Как по мне, наша профессия напоминает шахматы, в которых есть и искусство, и наука, и спорт. Но ведь мы больше ценим красивую игру, а не сухое очко в турнирной таблице, не так ли?
Немало лет я веду авторскую Школу молодого журналиста (медиа-школу) "На крыло!". Вот главка "Случай в 95-й гимназии" из ее экспресс-пособия.
"Воспитанница нашей медиа-школы Марина Борминская, она же ученица 95-й гимназии, написала репортаж. Назывался он "Привет из прошлого", поскольку был посвящен личности и фотоработам выдающегося геолога и фотомастера Криворожья конца ХІХ и начала ХХ вв. Эдуарда Фукса. Эти исторические фото демонстрировались на фотовыставке, которая вдохновила Марину на удачный репортаж. Удачный настолько, что его напечатали во всеукраинской газете "День".
С 2016-го Марина - успешная студентка факультета психологии Харьковского Национального университета им. В.Каразина и остается в составе нашей медиа-школы. Хочет быть журналистом и писать на психологические темы".
Только что же делать Марине, а также другим талантам - Маше Филиповой, Лере Журавской и другим - в нашей профессии, если действительно там балом начнет править ремесло? Значит, мы и сегодня сдаем экзамен Прилюку. К сожалению, не совсем успешно.
"Мамина черешня" и калина Прилюка
Пишу эти строки и одновременно поглядываю на компьютер, из которого льется песня "Росте черешня в мами на городі". Какая глубина и сколько печальной правды жизни! Автора слов Николая Лукива (композитор Анатолий Горчинский) я благодарил еще в Киеве. Кстати, у заслуженного деятеля искусств Украины Лукива было также аналогичное звание Российской Федерации. Но весной 2014 г. он отказался от награды соседнего государства, которое стало агрессором...
Слушаю песню. И вместе с тем будто слышу голос Вячеслава Прилюка, его слова: "Отец работал не ради степеней и должностей. Красноречивым подтверждением тому стал последний день его жизни. Тогда он по телефону рассказывал маме, что врачи приказали ему побольше сидеть на кровати, чтобы не произошел застой в легких. "Так я здесь на матрасе разложил учебный план и мудрствую над новыми учебными курсами, которые следует в него включить. Вырисовывается красивая штука". Скажите, пожалуйста, ну зачем были эти хлопоты отставному декану и завкафедрой, который только что выполз из инфаркта? Я это объяснить рационально не могу - просто надо было быть Дмитрием Михайловичем Прилюком, для которого журналистика, честность и творчество были единым целым и смыслом его жизни.
Слушаю песню. А мыслями возвращаюсь к трогательному событию в день встречи поколений...
При входе в свой загородный дом Дмитрий Михайлович посадил калину, и куст хорошо так разросся. Сын Вячеслав пять лет назад высадил молодой росток возле Института журналистики. С того времени там растет калина Прилюка. А теперь бросается в глаза золотистая табличка рядом с ней: "Калина памяти в честь Д.М. Прилюка". И если "Мамина черешня" навеяла грусть-печаль, то мысль о калине Прилюка светлая.
...И расцветет она опять в конце мая, именно во время ежегодного фестиваля "Журналистская весна", который начал полвека назад Дмитрий Прилюк. И я уже вижу, как цветущая журналистская молодежь фотографируется - возможно, с нами, учениками Учителя - на фоне калины Прилюка, у входа в нашу alma mater.