Две недели экспертная среда анализирует провозглашенный президентом Януковичем Дефицит безопасности. Высшая лига отечественных политиков не озабочена внешнеполитическими реалиями, в которых пребывает Украина») я очертил экономические приоритеты, которые должны вывести страну из кризисного пике. Среди них, в частности, называлась модернизация отечественной транспортной инфраструктуры (трубопроводов, портов, автомагистралей) для наращивания транзитных преимуществ Украины. В соответствующем разделе программы реформ вполне справедливо сказано, что развитие данной инфраструктуры является катализатором экономического роста. Но там нет ни слова о международных транспортных коридорах как одном из самых дорогих инвестиционных проектов.
А задуматься правительству есть над чем. Украину — государство с уникальными транзитными преимуществами — все больше сбрасывают со счетов в проектах МТК. Нас «забывают» включать в европейские программы развития транспортных маршрутов, что автоматически лишает финансовых вливаний. Между тем конкуренция на рынке транспортных услуг становится все более острой, и, как следствие, доходы украинских транспортных компаний падают. Наши российские соседи также не теряют времени даром и всячески пытаются перевести грузопотоки из Украины на свою территорию.
Промедление здесь смерти подобно. Пока для Европы остается актуальным вопрос надежного и безопасного автомобильного сообщения с Востоком (странами Балтии, Беларусью, Россией — это десятки миллионов тонн грузов), надо ковать, не отходя от кассы, транспортное золото, то есть финансирование со стороны Евросоюза. Украина уже должна начинать сооружение автомобильной магистрали (автобана) от западной до восточной границы, с ответвлениями к главным транспортным узлам.
Приведенное выше — только малая часть предложений к программе реформ, которую обещают воплотить президент и его менеджеры. Это их дело — воспринимать дополнения или нет. Но ясно другое: широкое профессиональное обсуждение будущих преобразований свидетельствует о их востребованности в обществе. А вот с этим точно надо считаться.