Земля и люди

6 марта, 2015, 22:00 Распечатать Выпуск №8, 6 марта-13 марта

Земля является наибольшим достоянием людей, живущих на этой земле. Но не нужно забывать, что термин "люди" подразумевает существование во времени и пространстве. Да, земля была самым большим достоянием украинцев в прошлом, является такой сейчас и должна быть передана будущим поколениям украинцев.

 

Земля является наибольшим достоянием людей, живущих на этой земле. Но не нужно забывать, что термин "люди" подразумевает существование во времени и пространстве. Да, земля была самым большим достоянием украинцев в прошлом, является такой сейчас и должна быть передана будущим поколениям украинцев.

Это означает, что все присущее понятию "земля" в широком смысле: плодородие, ландшафты, природные и исторические памятники, находящиеся на земле и в земле, реки и озера как составляющие земли — все должно быть пронесено нашим поколением и передано потомкам в неухудшенном состоянии.

Перед нынешним поколением украинцев возникают непростые вопросы, учитывая, что произошел переход от права коллективной собственности на землю к праву частной собственности:

— А можно ли частную землю продавать или отдавать в долгосрочную аренду негражданами Украины?

— А может ли частный собственник по своему усмотрению изменить целевое назначение?

— Сколько земли можно отдавать в одни руки?

— Можно ли продавать землю во время глубокого экономического кризиса?

— Может ли владелец или арендатор быть против создания на его земле объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ), если это общественная потребность?

— Несет ли землепользователь уголовную ответственность за ухудшение качества земли?

— Что важнее для общества — прибыль землевладельца или возможность передать землю в неповрежденном состоянии новым поколениям украинцев?

— Что важнее — право частной собственности или аренды либо особая ценность земли?

— Можно ли застраивать берега рек и их поймы в целом, и особенно в городах и поселках?

Это не исчерпывающий перечень вопросов, но направление, думаю, понятно. Если коротко, то это следующий вопрос: "Что важнее: прибыль сегодня и мне или сохранение земли для всех украинцев и навсегда?".

По поводу этих вопросов есть немало достаточно размышлений с абсолютно противоположным содержанием:

— Коррупционная составляющая процесса обретения прав на землю нуждается в упрощении процедуры смены владельца. А задача сохранения предполагает строгое соблюдение всех законных процедур и наказание виновных при выявлении нарушений.

— Вкладывание средств в землю и рыночные принципы владения ею предусматривают свободный рынок земли и бессрочное право владения. А опасность скупки земли отдельными юридическими и физическими лицами и деградация земли из-за неразумной эксплуатации наподобие беспрерывного засевания рапсом требует создания полного земельного кадастра, ограничения владения и тщательного надзора за использованием земли.

— Потребности граждан на отдых предполагают простую процедуру изменения целевого назначения земель сельхозназначения для строительства, а охрана водных ресурсов как фактора выживания нации и сохранение положительных ландшафтов как фактора психологической гармонии общества требуют запрета застройки берегов рек и пойм и отказа от приватизации островов.

Все эти проблемы и противоречия снимаются в том случае, если общество решит, что важнее для нации и будущего существования — мораль или прибыль.

Сразу же отмечу, что, по моему убеждению, главным фактором сохранения и развития Украины является Мораль, и именно она должна быть основой всей деятельности людей, бизнеса, власти.

Успешная экономика может быть только моральной. Успешная власть должна забыть о своих явных и скрытых интересах и служить людям. Президент, премьер-министр, министры, депутаты всех ветвей — это только менеджеры общества, а не царь, вице-царь, бояре, опричники. Это замечание очень принципиально потому, что сейчас речь пойдет о попытках продавить под видом борьбы с коррупцией, воплощения современных научных подходов к землепользованию законы, согласно которым землю можно будет бесконтрольно дерибанить.

Схема подобных манипуляций отработана до филигранности. Она заключается в следующих шагах:

— закону дается прогрессивное название: борьба с коррупцией, упрощение... оптимизация...

— среди большого количества правильных положений монтируются коварные правки, которые и отображают желание авторов.

Также предполагаю, что в безумном обвале гривни сознательно заложены предпосылки для скупки земель за бесценок. Когда нечего будет есть, землю отдадут за копейки.

Лоббисты дерибана подошли к реализации этого процесса творчески. Был подготовлен законопроект №1906 от 2 февраля 2015 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о предотвращении коррупции в сфере земельных отношений". Авторы этого законопроекта — очень уважаемые люди: Ю.Тимошенко, И.Кириленко, В.Ивченко (все — политическая партия ВО "Батьківщина"), Г.Заболотный (партия "Блок Петра Порошенко"). В этом законе вместе с безусловно правильными положениями заложена законодательная основа дерибана земли под идеей упрощения процедуры манипулирования землей. Из Земельного кодекса Украины были изъяты очень принципиальные пункты, а именно:

— ст. 20-7, которая указывала, что изменение целевого назначения земельных участков природно-заповедного и другого природоохранного назначения, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, находящихся в государственной или коммунальной собственности, возможно только по согласованию с Кабинетом министров Украины;

— ст. 38-4-в, в которой изложена норма о невозможности приватизации земель коммунальной собственности, в частности земель историко-культурного назначения, имеющих особую историко-культурную ценность;

— ст. 150-1-г, в которой дается определение земель историко-культурного назначения как особо ценных земель;

— ст. 186-3, в которой отмечается, что согласования проектов землеустройства отвода земельных участков, расположенных на территории земель историко-культурного назначения, памятников культурного наследия местного значения, их охранных зон, в исторических ареалах населенных мест и других землях историко-культурного назначения, выполняются соответствующими местными органами охраны культурного наследия;

— ст. 186-3, в которой отмечается, что согласование центральным органом охраны памятников проектов землеустройства отвода земельных участков, расположенных на территории памятников культурного наследия национального значения, их охранных зон и охраняемых археологических территорий, подлежит также согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны культурного наследия;

— ст. 186-3, в которой указывается, что происходит согласование соответствующими органами культурного наследия проектов землеустройства отвода земельных участков, расположенных на территории земель историко-культурного назначения, памятников культурного наследия местного значения, их охранных зон, в исторических ареалах населенных мест и других землях историко-культурного назначения.

Столь свободное обращение с особо ценными землями вызвало бурю сопротивления в природоохранных и культурноохранных общественных организациях. Появилась критическая статья Максима Левады "Тупые, Тупые и еще тупее". Интернет-пространство переполнено протестом. Это, вполне возможно, и заставило авторов сделать шаг назад. Закон был снят с регистрации и отозван. Но, как всегда, это означает только передышку. Очевидно, авторы закона решили зайти с другой стороны. Появились статьи ученых, доказывающие, что такие изменения не только не страшны, но даже прогрессивны. Так, А.Мирошниченко, уважаемый доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой земельного и аграрного права юридического факультета КНУ им. Тараса Шевченко, в статье "Хто має розпоряджатися землею: місцева влада чи Держкомзем? Про бійку нардепів, законопродавчий процес та корупцію" (texty.org.ua) и в комментарии к проекту закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о предотвращении коррупции в сфере земельных отношений" (реестр. №1906 от 02.02.2015 г.), опубликованном в amm.org.ua, считает, что "конструкция особо ценных земель" является устаревшей, неэффективной, коррупциогенной, и на этом основании должна быть изъята из действующего законодательства. Также он отмечает, что "любые попытки реформ в земельной сфере потерпят неудачу, столкнувшись с огульной критикой дилетантов и популизмом политиков".

Правда, он заранее соглашается с тем, что он "проплаченный автор, дерибанщик" и вообще "враг человечества". Понимая и воспринимая иронию последнего выражения, рассмотрим вопрос по сути, с точки зрения возможных последствий.

Анализировать необходимо с точки зрения осмысления того, что будет происходить на практике — не в теории, а именно на практике, если эти положения будут приняты как законы. Для этого попробуем понять суть ограничений, а все конструкции рассмотрим с точки зрения Морали и факторов выживания Украины и украинцев, а не как схемы прибыли отдельных граждан, даже если они миллиардеры, президенты, премьер-министры, депутаты.

Сначала осмыслим, а что же является наибольшей ценностью любой нации относительно земли. Это, безусловно, ее плодородие, так как это продовольствие для населения и экспортное богатство. Это вода, поскольку чистая вода — это основа выживания. Недаром в своем отчете комиссия ООН указала, что страна, которая не сможет обеспечить себя чистой питьевой водой, обречена на вымирание.

Это, хоть и может показаться странным, природные и исторические ландшафты как гармонизация психологического состояния человека. Известно, что разрушенные ландшафты провоцируют массовые психические расстройства. Недаром существует Европейская ландшафтная конвенция, прямо признающая ландшафт "ключевым элементом благосостояния человека и общества".

С землей неразрывно связана самоидентификация нации и, как результат, осмысление "кто мы и откуда". К тому же это источник миллиардных прибылей от туризма. Недаром говорят, что в Израиле хотя и почти не найдены прямые подтверждения событий, отображенных в Библии, количество мест с маркировкой "святые и исторические" зашкаливает.

Но это требует сохранения всех памятников, создания археологических культурных охранных зон, а не застройки и разрушения исторических памятных мест, как это происходит в Киеве. Некоторые власть имущие и бизнесмены считают, что святые остатки Десятинной церкви — это только строительная площадка для новостройки; остатки княжеских дворцов — это только кучи кирпича; культурные слои на Подоле в несколько метров — это мусор, мешающий строительству; поймы Десны, где зарождалась наша Украина, — это только места для коттеджных городков.

Если мы хотим передать нашим потомкам то, что нам, в сущности, не принадлежит, — историю, землю, ландшафты, то мы должны почувствовать ответственность, а не жажду обогащения.

Если изменение целевого назначения особо ценных земель будет упрощено, то застроят охранную зону Софии и Лавры, уничтожат еще сохраненные поймы рек и их берега; на плодородных землях появятся коттеджи. Существующее законодательство с большим трудом хоть как-то отбивается от хищности застройщиков, противостоит желанию крестьян заработать на продаже земли любой ценой, стремлению олигархов скупить все на корню. А теперь представьте, что существующие куцые ограничения (ограничения даже без ответственности) будут устранены.

Устранение или ограничение понятия "особо ценные земли" приведет к тому, что все будет приватизировано: заповедники и историко-культурные объекты, природные и исторические ландшафты. Рассчитывать на моральные качества застройщика очень наивно. Я еще не встречал застройщика, который бы не был всеми руками за сохранение, но только не на том месте, где он спланировал получить прибыль. Также я не встречал крестьянина, который не жаловался бы на ухудшение окружающей среды и вместе с тем не мечтал продать свой надел под что-либо. Единственное, что его сдерживало, — это невозможность изменить целевое назначение участка.

Кстати, я не обвиняю сельских жителей. Государство поставило их в такие условия, когда обрабатывать землю невозможно, а жить надо. Гарантом сохранения земли, воды, культурного наследия, природных и исторических ландшафтов должно выступать государство, а государство должно контролироваться гражданским обществом.

Таким образом, на тезис упрощения оборота земель, нивелирования понятия "особо ценные земли" я отвечу следующим образом.

Если мы исповедуем Мораль как главный фактор развития общества, если мы понимаем, что экология важнее экономики, а история важнее прихоти отдельных граждан, то мы должны, наоборот, поднять понятие "особо ценные земли" на качественно новый уровень. Мы должны резко увеличить количество земель природно-заповедного фонда и довести их до европейского уровня в 15–20% от общей площади. Мы должны расширить перечень особо ценных земель за счет земель водного фонда и прибрежных защитных полос. Мы должны ввести уголовную ответственность за разорение особо ценных земель под любым видом.

А что мы должны упростить, так это процедуру создания объектов природно-заповедного фонда, поскольку в нынешней ситуации согласовать землю под завещание с землевладельцем почти невозможно.

Теперь по пунктам, что нужно сделать в Земельном, Водном кодексах и законе о ПЗФ. Приведенный перечень мер стоит воспринимать не как исчерпывающие пункты, а как идеи, которые необходимо превратить в изменения к законам.

1. Надо провести полную инвентаризацию земель и создать исчерпывающий кадастр земель Украины.

2. Изменение целевого назначения особо ценных земель должно решаться исключительно вышестоящими органами государственной власти, а основанием изменения могут быть только обоснованные общественные потребности.

3. Нужно установить уголовную ответственность за использование особо ценных земель не по назначению и за ухудшение качества земель.

4. Необходимо, как минимум, удвоить размер прибрежных защитных полос:

— малые реки — 50 м;

— средние реки (озера свыше 3 га) — 100 м;

— крупные реки, водохранилища и озера — 200 м.

5. Усилить ответственность за строительство в прибрежных защитных полосах.

6. Распространить размер защитных полос и ограничения на города и поселки.

7. Для тех сооружений, которые уже построены в прибрежной защитной полосе, разработать отдельный закон, который включал бы (согласно существующему законодательству):

— снос всех сооружений, расположенных ближе соответственно 25, 50, 100 м до воды, или установление такого экологического налога, чтобы "мало не показалось";

— ограничение высотности сооружений в 500-метровой зоне от рек и озер до 10 м.

8. Сделать невозможной продажу земель иностранным физическим и юридическим лицам.

9. Усилить ответственность за эксплуатацию земли, приведшую к ухудшению ее качества.

10. Создавать обязательно охранные зоны вокруг особо ценных природных объектов и объектов культурного наследия. Добавить сюда охранные зоны вокруг земель ПЗФ. Установить размер охранных зон не менее 2 км.

11. Отнести к особо ценным землям земли водного фонда и земли прибрежных защитных полос.

12. Изменить в законе о ПЗФ нормы, требующие согласования создания объектов ПЗФ с землевладельцем или землепользователем. Логика должна быть следующей. В случае научного обоснования ценности этих земель (с точки зрения то ли охраны окружающей среды, то ли ландшафта, то ли земель историко-культурного назначения), если создание объекта ПЗФ не ограничивает права собственника или землепользователя с точки зрения использования земли по ее целевому назначению, то его согласие на создание объектов ПЗФ не требуется.

В завершение замечу, что те, кто то ли сознательно, то ли нет хочет забрать у украинцев их главные богатства — землю, воду, историю, ландшафты, служат не Украине, а своему карману, следовательно, ориентироваться на них общество не может, кем бы они ни были.

Украинцы должны научиться жить и работать согласно девизу "Для Всех и Навсегда, а не сегодня и мне".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Вадим Бовтенко Вадим Бовтенко 9 березня, 11:52 Управління земельними ресурсами. Рівень керованості земельними ресурсами та підтримки його допоміжною та супроводжуючою інфраструктурою найчастіше є індикатором рівня соціальної організації суспільства, а також рівня розвитку та економічних можливостей у різних країнах світу. Ефективне управління земельними відносинами є інструментом, через який суспільство може та повинно впроваджувати політику, спрямовану на створення умов для стійкого розвитку країни і забезпечення продовольчої та економічної безпеки населення. Земельно-ресурсний потенціал. За оцінками міжнародних аналітиків та спеціалістів земельні відносини, на основі приватної власності на землю та їх купівлі-продажу у своєму чистому вигляді не відповідають моделі ринкової економіки, спрямованої на досягнення соціальної справедливості. Приватна власність на землю є рудиментом рабовласницького ладу, від якого більшість країн давно відмовилися та перейшли до поняття "право на використання землі". Продаж землі породжує шквал корупційних дій, зубожіння населення, та затримку розвитку держави та її суспільства. Земельні відносини, на основі права на використання землі сприяють, перш за все, збереженню та відновленню родючості землі, а також залученню вітчизняного та іноземного продуктивних капіталів, які зацікавлені в інвестиціях в основні фонди та технології. Приклад (один із багатьох). Израиль сельское хозяйство Вся земля в Израиле находится в собственности государства, фермеры берут ее в аренду на 49 лет. Частные хозяйства в некоторых случаях объединены в кибуцы. В середине прошлого века эти коммуны по своей структуре напоминали советские колхозы: общее имущество, плата за труд - еда и жилье. Урожай томатов достигает 500 т с гектара, чуть дальше - подвешенные в воздухе "грядки" клубники, на тот же гектар - 250 т ягод. (По данным Украинского клуба аграрного бизнеса, в Украине с каждого тепличного гектара в среднем собирается 54 т помидоров и 78,3 т ягод). Земельні відносини в розвинених країнах світу побудовані виключно на принципі права на використання землі. Скандинавські держави пройшли цей шлях з 1628 року. Публічне оприлюднення та обговорення цих принципів може зберегти земельні ресурси сільськогосподарського призначення в Україні на майбутнє, але цього чомусь ніхто не робить, а це може суттєво змінити відношення суспільства до цієї проблеми на краще. Посадовці та інші особи, які розповідають про продаж землі в Україні або не мають зеленого уявлення про досвід та земельні відносини в розвинених країн світу, або мають на меті щось докорінно інше. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно