Запрос на роскошь и налог на бедность

03 октября, 2020, 18:00 Распечатать
Отправить
Отправить

О тонкостях бюджетного планирования в эпоху «шмыгаленомики».

Упрощая, если инфляция в будущем году будет ниже заложенных в проект госбюджета 7%, налоговые поступления будут меньше, бюджетный дефицит увеличится, экономический рост замедлится. А если инфляция достигнет ожидаемых 7%, НБУ будет вынужден ужесточить монетарную политику, учетная ставка повысится, а экономический рост замедлится. И все из-за одного-единственного, но такого важного показателя.

Критикуя проект госбюджета на 2021 год, эксперты говорят о невыполнимой в нем доходной части, непомерных расходах, высоком уровне дефицита, но МФВ неслучайно заинтересовался именно показателем инфляции на уровне 7,3%. На данный момент Кабмин, Нацбанк и эксперты МВФ проводят консультации о пересмотре этого ориентира, чтобы он в большей мере соответствовал нынешнему целевому коридору НБУ в 5% (+/- 1 п.п.). Источники уверяют, что, возможно, прогноз инфляции в госбюджете-2021 уменьшат до 6%. Но и тут есть своя сложность: снижение прогноза инфляции в проекте госбюджета увеличивает его дефицит, который, согласно ожиданиям Кабмина, и так достигнет 6% ВВП в 2021-м, превысив все пределы разумного.

Намерение МВФ пересмотреть прогноз инфляции вполне объяснимо. Ведь на сегодняшний день инфляция находится на очень низком уровне, и лучше не фантазировать, а отталкиваться от того, что есть. По данным Госстата, потребительские цены в Украине в августе 2020 года по сравнению с июлем снизились на 0,2%. С начала 2020-го инфляция составила 1,2%. Относительно августа 2019 года инфляция ускорилась до 2,5% с 2,4% в июле 2020-го. При этом продукты питания в августе подешевели на 1,5%, одежда и обувь — на 3,0%. Подорожали только жилье, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива — на 5,7% (в частности, газ вырос в цене на 37,7%).

Месяц назад в Нацбанке, комментируя низкий уровень инфляции, заявляли о том, что в развитых странах инфляционные цели обычно составляют около 2%. В развивающихся странах, к которым относится Украина, этот уровень повыше, так как инфляция — один из способов стимулирования экономики, и развивающиеся страны, чтобы «догонять» развитые, стремятся к инфляции в 3–5%. И Украина тут не исключение. Согласно июльскому прогнозу Нацбанка, по итогам 2020 года НБУ ожидает постепенного роста инфляции до 4,7%, в 2021–2022 годах — до 5,5 и 5%, соответственно. В Нацбанке отмечали: «НБУ имеет сравнительно высокую цель инфляции, повышать которую нет смысла». Подчеркивалось, что инфляционную цель нельзя менять часто, ведь у населения и бизнеса не должно быть опасений по поводу будущих цен. Очевидно, что рынок должен быть прогнозируемым, а негативные ожидания — сведены к минимуму. В НБУ уверяли, что незначительные отклонения не навредят экономике, но если инфляция отклонится от цели существенно, то регулятор будет принимать меры.

Однако у Кабмина свое виденье. Премьер-министр Денис Шмыгаль в период подготовки проекта госбюджета настаивал, что инфляция должна быть в три раза выше текущего уровня. По его мнению, нынешний уровень не способствует оживлению экономики, не стимулирует экспорт продукции, развитие промышленности и т.д.

На сегодняшний день объективных и очевидных экономических предпосылок для роста инфляции нет. Но инфляцию можно стимулировать принудительно, например, повысив минимальную зарплату. В 2021 году, согласно проекту госбюджета, минималку планируют увеличить на 30%, что, по оценкам экспертов, приведет к росту средней зарплаты на 15%. Логика украинской власти при этом следующая: повышение МЗП стимулирует рост доходов населения, что, в свою очередь, оживляет спрос на товары и услуги, приводя как к росту производства, так и к увеличению инфляции.

Реальный сектор ожидаемо против повышения минималки в следующем году, ведь это напрямую увеличивает его расходы как на зарплаты, так и на налоги. К примеру, эксперты ведущих экономических аналитических центров страны обратились к депутатам парламента с призывом доработать проект госбюджета-2021, поскольку он не соответствует экономической ситуации, а также предупредили о негативном влиянии повышения минималки, а именно: о росте теневой экономики. То есть вместе с инфляцией может вырасти и «тень». И тут хотелось бы понимать, хватит ли обещанного повышения МЗП для достижения ожидаемой инфляции, и не получится ли так, что мы и инфляции в 7% не достигнем, и реальный сектор в «тень» загоним.

В Нацбанке, например, согласны, что повышение минималки повлияет на инфляцию, но при этом воздерживаются от какой-либо конкретики. Мы их понимаем.

Есть ли другие предпосылки для роста инфляции в 2021 году? Немного: отложенный карантином спрос уже себя исчерпал, частичные карантинные ограничения продолжают действовать и, вероятно, будут ужесточаться, разве что Минфин рассчитывает на гораздо большую девальвацию гривни, чем 29 грн/долл.

«С учетом того, что НБУ заявляет о том, что не будет «печатать» деньги (речь идет об эмиссии. — Е.С.), то на данный момент нет экономических предпосылок для существенного роста инфляции (до 7,3%) в следующем году. Хотя понятно, что есть разные сценарии, при которых инфляция начнет расти, в частности благодаря внешним шокам (например, МВФ прекратит сотрудничество с Украиной. — Е.С.), — говорит профессор Киевской школы экономики Олеся Верченко. — Почему же тогда Кабмин заложил в проекте госбюджета-2021 более высокий показатель инфляции? Чтобы понять, как влияет инфляция на бюджет, нужно посмотреть на его доходную и расходную части. Более высокая инфляция позволила откорректировать доходы и снизить бюджетный дефицит, а со снижением инфляции нужно будет пересматривать дефицит в сторону увеличения». Иными словами, Минфин больше заботился о составлении проекта бюджета и подгонке показателей, чем о предстоящем его выполнении, точнее, последствиях невыполнения. Абы сверстать, а как выполнять — потом разберемся.

Впрочем, по прогнозам некоторых аналитиков (Dragon Capital и ICU), ожидания Минфина могут оправдаться. Нет, никто не ждет инфляции в 7,3%, но увеличение ее до 6,5% считают вполне возможным. Среди факторов роста — все те же девальвация, повышение МЗП, восстановление ряда отраслей, рост импорта и капитальных инвестиций.

И мы бы разделили этот оптимизм, если бы он не был основан на слепой вере в стабильный экономический рост, в плодотворное сотрудничество Украины с МВФ и другими МФО, в выполнение госбюджета как этого года, так и следующего. И если роста экономики мы еще можем достичь благодаря низкой сравнительной базе, то остальные пункты пока не спешим выполнять и, что хуже, точно не выполним, если не пересмотрим свой инфляционный прогноз.

Все статьи этого автора читайте здесь

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК