Закон об отмене льгот и привилегий — смесь правильных решений и популизма

Поделиться
Закон об отмене льгот  и привилегий — смесь правильных решений и популизма
Принятый в рамках бюджетного процесса Закон "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины" - это несколько шагов в правильном направлении. Но эти шаги должны быть более решительными.

Принятый в рамках бюджетного процесса Закон "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины" - это несколько шагов в правильном направлении. Но эти шаги должны быть более решительными.

Ключевые нововведения закона и их главные положительные и отрицательные черты.

1. Установление "порога доходов" для многих категориальных льгот - с 2015 г. право на такие льготы, как бесплатные лекарства, зубопротезирование, скидки на коммунальные услуги и пр., будут иметь только домохозяйства с уровнем дохода на человека менее 50% прожиточного минимума (до сих пор этими льготами пользовались все лица определенной категории). Отмена с 1 июня транспортных льгот для отдельных категорий льготников.

Позитив: сокращение бюджетных расходов на предоставление льгот.

Негатив: Система льгот в нынешнем ее виде - это выбрасывание денег на ветер. Как правило, противники отмены льгот начинают "плач Ярославны" о бедных инвалидах, которые не смогут доехать до больницы. Но, как видно на рисунке, больший объем немонетарных льгот (среди которых и бесплатный проезд) получают более богатые домохозяйства. А общий объем льгот, получаемый самыми богатыми домохозяйствами, только на 20% меньше получаемого самыми бедными, хотя доход первых в четыре раза (!) выше.

Следовательно, предоставление льгот только бедным домохозяйствам является правильным, но недостаточным шагом. Самым эффективным использованием бюджетных средств была бы полная отмена льгот с их заменой адресной помощью.

2. Сокращение количества работников МВД (кроме Нацгвардии) с 245 до 210 тыс., прокуратуры - с 20 до 15 тыс. с одновременным повышением зарплат оставшимся. Сокращение аппарата судов.

Позитив. Надеемся, что сокращение количества силовиков вместе с повышением их качества и, соответственно, зарплат будет способствовать превращению этих органов из "государственного рэкета" в правоохранительные.

Негатив. Даже после сокращения количество работников МВД и прокуратуры останется высоким по сравнению с европейскими странами. Для достижения среднемировых показателей (300 милиционеров на
100 тыс. населения) количество работников МВД нужно сократить вдвое. Для достижения среднеевропейских показателей (10 прокуроров на 100 тыс. населения) в Украине должно остаться 4500 прокуроров. Сотрудники МВД и прокуратуры, оставшиеся на должностях, должны были бы пройти тщательную проверку на служебное соответствие и непричастность к коррупции (возможно, проверка покажет, что проще их уволить и набрать новых).

Следовательно, запланированное сокращение силовых органов является явно недостаточным.

3. Ограничение зарплат судей, народных депутатов, государственных служащих (кроме членов новообразованных антикоррупционных органов и тех, кто принимает участие в боевых действиях) 7 или 10 минимальными зарплатами. Сокращение госаппарата на 20%, возможность отправлять государственных служащих в неоплачиваемые отпуска или на неполный рабочий день и, в качестве компенсации, отмена запрета совместительства.

Позитив. Сокращение расходов бюджета.

Негатив. Такие ограничения способны окончательно развалить государственный аппарат. На протяжении двух десятилетий государственная служба деградировала по той причине, что из-за низкой зарплаты работа там становилась непривлекательной для профессионалов. Но для многих людей государственная служба была своего рода синекурой, где можно, особенно не напрягаясь (но при этом особенно и не зарабатывая), досидеть до (повышенной) пенсии. Предложенное ограничение зарплат ничего не изменит для таких "работников". Но "вымоет" с государственной службы новых людей, которые недавно пришли туда из бизнеса или неправительственных организаций и пытаются что-то изменить. Разрешение на совместительство в целом противоречит всем антикоррупционным принципам.

Надо понимать, что государство, как и любое предприятие, нуждается в компактном, но эффективном (и поэтому хорошо оплачиваемом - на уровне, сопоставимом с рыночным для специалистов соответствующей квалификации) менеджменте, и ни в коем случае трудоустройство на госслужбу не должно выполнять функцию борьбы с безработицей или социальной помощи.

Аналогичные аргументы и относительно ограничения зарплат судьям - да, нужно заменить судей, дискредитировавших себя, на более достойных людей, но этим достойным людям следует платить достойную зарплату.

4. "Специальные" пенсии снижаются с 70–80 до 60% зарплаты и прекращают увеличиваться вместе с ростом соответствующих зарплат. Уже начисленные пенсии снижаться не будут - последствия этого закона ощутят только "новые" пенсионеры. Но, по новому Налоговому кодексу, сумма, на которую пенсия превышает две минимальные зарплаты, будет облагаться налогами. Кроме того, перечень оснований для лишения спецпенсий расширяется за счет коррупционной деятельности.

Позитив. Сокращение расходов государственного бюджета на выплату спецпенсий. Правда, более ощутимым оно станет через 3–5 лет.

Негатив. Это снова полшага в правильном направлении. По большому счету, стоило бы полностью отменить спецпенсии (для лиц, имеющих особые заслуги перед Украиной, уже установлены соответствующие надбавки к пенсиям). В перспективе, конечно, надо внедрять второй уровень пенсионной системы, чтобы каждый зарабатывал себе пенсию самостоятельно.

5. Питание в школах и ПТУЗ, школьные учебники, обучение в ПТУЗ и спортивных школах будут бесплатными только для уязвимых категорий детей (малообеспеченных, сирот, инвалидов).

Позитив. Предоставление бесплатных завтраков в школах было фактически выбрасыванием денег на ветер (точнее, в карманы фирм - поставщиков этого питания), поэтому такую инициативу можно только приветствовать. С учебниками ситуация непонятная, ведь сейчас ученики не получают учебники в собственность, а только пользуются ими на протяжении учебного года. Очевидно, по этому поводу следует ожидать дополнительных решений Минобразования.

6. Местным советам предоставляется право своими решениями закрывать местные учреждения культуры, школы, в том числе спортивные, внешкольные заведения.

Позитив. По новому Бюджетному кодексу учреждения культуры, внешкольное образование, спортивные школы передаются на баланс местных бюджетов. Поэтому логично предоставить местным органам власти право решать их судьбу.

Негатив. Поскольку общеобразовательные школы будут финансироваться за счет образовательных субвенций из госбюджета в зависимости от количества учеников, то если местный совет примет решение закрыть школу, он потеряет право на эту субвенцию и не сможет, например, организовать подвоз учеников к соседней школе. В свою очередь, соседняя школа не примет учеников из закрытой школы из-за того, что у нее не будет на них финансирования.

Следовательно, в наличии еще один половинчатый шаг - вместо того, чтобы возложить полную ответственность за среднее образование на местную власть самого низкого уровня (как, кстати, предусмотрено концепцией о децентрализации), местным советам предоставляются полномочия без возможности их применять на практике.

7. До июля 2015 г. проверки предприятий и предпринимателей контролирующими органами (кроме фискальной службы и Госфининспекции) будут осуществляться только с разрешения Кабмина или "по просьбе" самого предприятия.

Позитив. Сокращение количества проверок - это всегда облегчение для предприятий как в моральном, так и в материальном плане.

Негатив. Облегчение будет не очень ощутимым, поскольку остается возможность налоговых проверок, и, очевидно, этой возможностью ГФС будет активно пользоваться. Так, за прошлый год, несмотря на аналогичный мораторий, ГФС провела свыше 33 тыс. проверок и доначислила налогов на почти 8 млрд грн.

В целом сокращать количество проверок надо не с помощью временного моратория, а навсегда - путем упрощения законодательства (дерегуляции) и радикального сокращения контролирующих органов. И начать следует именно с налоговой.

Выводы

1. Льготы всегда очень легко предоставить (чем занималось большинство предыдущих правительств и парламентов) и очень трудно забрать - с большой вероятностью это приводит к росту протестных настроений патерналистски настроенной части общества (а такая в Украине составляет почти три четверти). Очевидно, поэтому правительство решило идти не радикальным путем монетизации льгот, а лишь немного ограничить их.

2. Механическое сокращение количества госслужащих и ограничение их зарплат вместе с отменой запрета совместительства способно, скорее, навредить, чем принести пользу. Вместе с тем необходимо было бы начать пересмотр функций государственных органов и отмену ненужных. Это позволило бы одновременно убить двух зайцев - сократить госаппарат и упростить ведение бизнеса.

3. Местным советам даются полномочия по оптимизации сети учебных и культурных заведений и предоставлению некоторых дополнительных льгот ученикам и студентам. Поэтому, очевидно, следует серьезно отнестись к запланированным на этот год местным выборам с тем, чтобы избрать в местные советы лиц, которым доверяет общество и которые будут ответственно относиться к своим обязанностям.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме