Окончание. Начало в «ЗН» №13 за 2000 год
В царстве кривых зеркал
Говоря о бюджетной сбалансированности, нельзя обойти вниманием и доходную часть, а проще говоря, налоговую систему. О ней немало говорят, ее критикуют, часто довольно справедливо. Хочу отметить только одно: оправданны любые налоговые реформы. Но только в рамках сбалансированного бюджета. Иначе добрые намерения не достигают цели. Ведь нет разницы, каким способом давить, удушать собственную экономику: высокими налогами или неоплатой бюджетными организациями выполненных работ или оказанных услуг. И в том, и в другом случае изымаются реальные ресурсы экономики. Она садится на мель.
Хотелось бы обратить внимание на тот аспект налоговой системы, который имеет прямое отношение к блокированию частных инвестиций, а во многих случаях приводит к невозможности любых вложений вообще. Речь идет об индивидуализации украинской налоговой политики. Этот тупиковый для экономики путь в последние годы получил мощное развитие.
Любой частный инвестор, желающий произвести вложение средств, делает простые экономические расчеты, сопоставляет доходы от инвестирования, издержки производства и оценивает сроки возврата (окупаемости) вложенных денег. Именно эти факторы предопределяют его поведение. Это тот абсолютно необходимый и нормальный собственный риск, который и делает частные вложения более эффективными, чем государственные. Ведь можешь потерять свои кровные, а не чьи- то государственные. Но стоит ли рисковать, когда результаты твоих инвестиций зависят не от твоих собственных усилий, а от воздействия множества внешних факторов? Нет, речь идет не о стихийных бедствиях. Скорее о том варианте стихийного бедствия, которое называется государственной налоговой политикой.
Наша система налогообложения дискриминирует участников экономической деятельности. Масштабы дискриминации настолько значительны, что можно говорить об индивидуализации уровня, размеров уплачиваемых в бюджет денег. Одним в таких условиях вольготно, другие не могут при тех же обстоятельствах выжить и конкурировать с первыми. При средней величине налоговой нагрузки (без Пенсионного фонда) за прошлый год в 25,7% ВВП одни платят на полную катушку, другие могут не платить вообще. Попробуй в таких условиях быть умным!
Дискриминация в уплате налогов начинается с законодательства, устанавливающего разные подходы и уровни ставок. Длительное время существовала такая опасная форма, как предоставление льгот совместным предприятиям. Объемы льгот оказались столь велики, что в некоторых секторах никто, кроме СП, работать не мог. Де-факто соответствующие рынки монополизированы, что крайне опасно не только для инвестиций, но и чревато серьезными потрясениями для общества. Вспомните бензиновый кризис 1999 года, когда цены на нефтепродукты возросли в несколько раз. Попробуй конкурировать с компаниями, которые имеют право работать без уплаты акцизов и НДС. Недавно льготы СП ликвидированы. В последний раз, надеюсь.
Постоянно увеличивается новый тип налоговых льгот — через так называемые свободные экономические зоны или зоны специального инвестиционного режима. Их количество скоро достигнет двух десятков.
Трудно найти в мире страну, политики которой принимали бы законы, направленные на уничтожение собственной национальной экономики. В Украине же подобного рода законы, вводящие дотации на импорт, принимаются! И это делается под лозунгом защиты национального товаропроизводителя. Происходит же все с точностью до наоборот.
Самая опасная льгота в свободных экономических зонах — это освобождение импорта от НДС. Фактически это значит, что за ввоз импортных товаров получает из государственного бюджета льготу в 20%, поскольку импорт (кроме подакцизных товаров) поступает через свободные зоны без НДС, а аналогичная украинская продукция продается с НДС, т.е. при прочих равных условиях она будет на 20% дороже. Сахар, к примеру, из Франции, Германии для производства конфет, мороженого в свободных зонах не облагается НДС, собственный же сахар требует дополнительной уплаты 20%. Искусственно поощряется спрос на импорт, стимулируется развитие экономики других стран. Недоступная простому человеческому уму политика, когда бюджетные деньги, предназначенные для учителей, врачей, пенсионеров, военных, используются на подавление собственной экономики.
Трудно понять аргументы в пользу подобного рода решений. Звучит довод о необходимости привлечения инвесторов. Но какой дурак станет инвестировать в Украину, если здесь нужно платить НДС, а ввозя импорт через свободную зону такого налога платить не надо. Лучше вывозить капиталы за бугор и зарабатывать, пользуясь таможенными «дырками».
Есть лишь один более-менее серьезный аргумент в отношении освобождения импорта от НДС — когда речь идет о ввозе оборудования, не производимого в Украине. Хотя, думаю, этот аргумент используется лишь как прикрытие. Потому что проблему можно решить по-другому. Причем для всех и не только в свободных зонах. Речь идет об отсрочке уплаты путем предоставления векселя на приемлемый для инвестора срок. Реализовываться такое право должно в индивидуальном режиме. В противном случае в Украине никогда не будет желающих вложить деньги в производство оборудования, заменяющего импортное.
Льготы другого рода в свободных экономических зонах не столь разрушительны, как льготы по НДС. Но они блокируют инвестиции. Почему инвестор в Сумской области, производя ту же продукцию, обязан платить значительно большие налоги, чем в Яворовском районе Львовской области?
Нужно помнить, что экономика Украины — единый живой организм. Какая польза от вновь возникающих в специальных зонах производств? Ведь потребляется их продукция во всей стране. А через налоговое блокирование инвестиций в других регионах нет возможностей для роста покупательского спроса.
Налоговое поле экономической деятельности хозяйственных субъектов искажается не только нормами прямого налогового законодательства. Эти моменты хоть как-то еще можно прогнозировать, принимая решение об инвестировании. Но совершенно нельзя прогнозировать возможный крах инвестора, обусловленный получением другими участниками рынка значительных налоговых льгот.
Постоянно — и, как всегда, в последний раз — проводится списание или реструктуризация налоговой задолженности. Такое списание можно было бы пережить, тем более что многие долги никогда не будут возвращены бюджету. Но нужно учитывать два обстоятельства. Списание долгов повторяется с регулярностью смены времен года. Это хороший пример наказания законопослушных. Именно они остаются в дураках. Тем самым провоцируется неуплата налогов: зачем платить, коль после непродолжительной налоговой зимы все равно наступит весна прощения долгов? Массовое развитие системы бюджетных взаимозачетов порождает стремление уменьшить свои налоги и тем, кто в состоянии их платить. Зачем платить сполна, когда можно заплатить меньше: всем известно, что любые зачеты происходят с так называемым дисконтом (скидкой). Уровень налогов значительно снижается. Субъекты, имеющие доступ к системе взаимозачетов, получают значительные налоговые преимущества. А те, кто не имеет такого доступа, дискриминируются.
Финансовое послабление можно получить и путем предоставления налоговых отсрочек, равносильных им (по содержанию) бюджетных и подобного рода ссуд.
Справедливости ради нужно отметить, что значительные колебания условий хозяйственной деятельности происходят не только по налоговым причинам. Они связаны и с ростом суррогатных расчетов. Вспомним энергетические векселя, продаваемые с дисконтом в 40—50 и более процентов. Имеющий доступ к ним получает хороший шанс уничтожить того, кто такого доступа не имеет. Масштабы искажений настолько значительны, что это приводит к колебанию рыночных цен в разы. Вспомним очень дешевую водку, которая не дает жизни другим производителям…
Цены в Украине вместо инструмента организации экономической жизни нередко превращаются в сугубо учетный инструмент. Кто скажет, сколько, к примеру, стоит в нашей стране природный газ? На бумаге вы можете найти цифры от 25 до 130 долларов за тысячу кубов. Но не спешите верить своим глазам. И не обвиняйте в этом бумагу. В работу вступает его превосходительство бартер. Дискриминационные ценовые условия серьезно искажают результаты хозяйственной деятельности по независимым от инвесторов причинам. И экономика не может нормально работать в таких условиях.
Итак, действующая в Украине индивидуализированная система налогообложения вместе с другими искажениями (монополизация отдельных рынков, наличие административных барьеров во внутренней торговле, когда, по сути, действует запрет на право распоряжаться собственной продукции) делает в принципе невозможным какое-либо прогнозирование возможных результатов хозяйствования теми, кто хотел и мог бы инвестировать в экономику. Поле экономической деятельности превращается в минное. Не знаешь, где и когда подорвешься. Однако повторю: инвестор — не клиент психбольницы; его целью является не благотворительность и тем более не желание взлететь на воздух. Минное поле для инвесторов следует срочно разминировать.
На инвестиционном светофоре пока красный
Сколько ни говори «сахар», а слаще во рту не станет. Сколько ни тверди: «Вкладывайте инвестиции», их от этих призывов не прибавится. Потому что не хотим мы инвестиций. И делаем все, чтобы их не было. В противном случае мы бы давно находились на совсем другой экономической траектории.
И дело здесь не в деньгах. Они есть. Только вне банковского обращения находится почти 9 млрд. грн. Более 10 млрд. долларов наличных на руках у населения. Согласитесь, это немалый внутренний инвестиционный ресурс. Пока же он лежит мертвым капиталом.
В период стабильности обменного курса национальной валюты наблюдался также большой приток в страну твердой валюты. Так, в 1997 году при общем объеме экспорта товаров 14,1 млрд. долларов США было продано 32,4 млрд. (в прошлом году соответствующие показатели составили 11,5 и 9,5 млрд.). Тогда в экономику они так и не пошли.
По мере восстановления силы нашей гривни процесс возврата украинского (в основном) по происхождению капитала можно возобновить. Но он не станет инвестиционным, пока процессу инвестирования не будет дан зеленый свет. Пока же на светофоре горит красный.
Первый шаг любого инвестора — легализация деятельности. На более понятном языке речь идет о регистрации предприятия, о его открытии.
Как должно бы вести себя государство, испытывающее крайнюю нужду «кровевливания» в экономику? Пришел человек, желающий вложить в собственное дело тысячу гривен. А ему говорят (или хотя бы подумают): слава Богу, дурак, что ты пришел. Иди и работай. Зарабатывай на пользу себе и отечеству. Так поступают, когда хотят инвестиций. Ведь простой гражданин, по сути, пришел с заявлением на себя: дорогое мое, родное государство, с завтрашнего дня я буду зарабатывать деньги. А ты думай, как взять с меня налоги.
Однако вернемся с заоблачных высот на нашу грешную землю. Для регистрации инвестиций нужно не менее семи нотариально заверенных копий устава. Трудно, правда, понять зачем они нужны вообще. Ведь устав предприятия не может противоречить закону. Закон выше. Закон разрешает заниматься любыми видами деятельности, кроме запрещенных законом. Если устав и нужен, то только для внутреннего пользования — чтобы предупредить возможные конфликты в случае раздела имущества или доходов между собственниками-учредителями.
Документы сдаются в орган регистрации. Далее вас с любовью ждут в налоговой инспекции, а также пожарники, санэпидстанция, милиция (для разрешения на изготовление печати), энергонадзор, инспекция по охране труда, инспекция по предупреждению укуса собак, банк. Извините, если кого-то забыл. Высочайшее соизволение одного органа действует лишь в том случае, если вы в отведенный срок получили следующие. В противном случае оно теряет силу. И везде деньги, деньги, деньги. Везде нужно платить. Кое-где вам предложат еще и поучиться. Конечно, тоже за деньги. Например, правилам охраны труда или тому, сколько розеток разрешается устанавливать на квадратном метре потолков туалетов.
Трудно понять неуемное желание таких чиновников знать все обо всех, разрешать или не разрешать каждый чих. Если гражданин изъявил желание работать легально, он заявил об этом в органы регистрации. Зачем получать разрешение на изготовление печати? Чтобы упредить нарушение закона? Но ведь липовую печать можно изготовить, не обращаясь к нашей уважаемой милиции. Зачем направляться в налоговую инспекцию, если налоговый номер может давать орган регистрации?
Упаси Боже, я не против соблюдения норм пожарной безопасности или соблюдения санитарных норм. Но предварительный контроль ничего не дает — никакой гарантии соблюдения этих норм. Необходим текущий контроль, причем предварительно утвержденных правил. Сегодня идет игра без правил. Милиция предъявляет претензии, потому что на окнах нет решеток. Пожарники подходят к этому вопросу с точностью до наоборот — за их наличие. Санэпидстанция наказывает кафе за то, что посуду моют водой, в которой слишком много молекул Н2О. Не пора ли прекратить этот театр абсурда и перейти в театр здравого смысла?
Если мы хотим масштабных инвестиций, то нужно менять идеологию их регистрации, перейти от разрешительной системы к заявительной, уведомительной. Поскольку факт легализации является по своей сути заявлением о намерении платить налоги, любая плата за такой акт является ничем иным, как налогом за право платить налоги. Регистрация субъектов хозяйствования — не услуга, а обязанность государства, его институтов. Поэтому и осуществляться она должна бесплатно.
В качестве аргумента против значительного упрощения регистрации новых предприятий выдвигают существование фирм-однодневок, занимающихся отмыванием денег и т.п. Но весь парадокс в том, что такие преступления совершаются сегодня как раз теми структурами, которые прошли нынешнюю сложную процедуру «цензуры». Ну и что, помогло?
Да, в сфере экономики всегда возможны злоупотребления. Но нельзя подходить ко всем инвесторам как к потенциальным преступникам, создавая сложнейшие барьеры к их естественному желанию помочь собственной экономике. А экономические преступления — это совершенно другая проблема. И решаться она должна другими методами.
У кое-кого возникает вопрос: есть ли смысл вообще столько внимания уделять такой мелочи, как открытие бизнеса. Может, это мелочь для крупных инвесторов. Но она убийственна для массы мелких предпринимателей.
А стоит ли вообще говорить о мелких инвестициях, о каких-то 2 тыс. гривен? Это ведь капля в море, мелочь, не способная оказать существенное влияние на положение дел. Такое мнение является глубоким заблуждением.
В Польше зарегистрировано 2,5 млн. предприятий на 36 млн. населения, т.е. в среднем одно на 14 человек. И это с учетом инвалидов, детей, пенсионеров. С Украиной даже не хочется сравнивать. Потому что стыдно.
Вполне понятно, что большинство предприятий — это мелкие инвесторы. Но 2,5 миллиона граждан, вложивших всего по 2000 гривен, — это уже 5 миллиардов инвестиций. Капля в море превращается в мощный поток. Именно за счет своей массовости, давая работу миллионам граждан, обеспечивая дополнительные бюджетные поступления, а также толкая к подъему крупные и средние предприятия. Массовые мелкие инвесторы формируют главное для экономического роста — внутренний платежный спрос. Кому нужен сегодня украинский цемент или строительные материалы, если большинство населения даже и думать не могут о строительстве собственного жилья?
Любые более-менее значительные инвестиционные проекты связаны с необходимостью строительства новых и модернизацией или реконструкцией действующих объектов. На пути такого строительства тоже немало бюрократических преград. Я встречал инвесторов, которые собирали разрешения на строительство в течение одного-полутора лет. Им приходилось целовать ручки более 70 кабинетов украинских чиновников.
Да, согласование любого строительства необходимо. А то вдруг кому-то задумается построить автостоянку на куполе Верховной Рады Украины. Но для этого достаточно только одного согласования. Трудно простому человеческому уму понять: зачем при строительстве дома отдыха в Карпатах нужно обязательное разрешение органов ГАИ. И уж совсем не понятно желание резать курицу, которая хочет постоянно кормить нас свежими яйцами. Речь идет об установлении налогов на инвестиции, разного рода отчислений в специальные фонды. Такие налоги у многих убивают желание заниматься в Украине предпринимательской деятельностью.
Принципы отношений органов власти с частными инвесторами требуют изменения. Власть должна утверждать четкие, всем понятные правила, нормы поведения, которые должны заменить многие разрешения, лицензии, а затем контролировать их соблюдение. Но арбитром в этих отношениях должен выступать суд. Недопустимо, чтобы функции суда выполняла одна из заинтересованных сторон, как это происходит сегодня. Известно ведь немало случаев защиты чести собственного мундира. Все это отпугивает инвесторов, резко увеличивает возможность краха замыслов по не зависящим от инвестора причинам.
Режим работы контрольных органов должен быть жестоко регламентирован и ограничен (в части периодичности), а функции контроля уплаты налогов закреплены исключительно за органами налоговой инспекции.
Небольшое послесловие
Страна пережила период реальной угрозы дефолта, серьезного потрясения общества. Но эта угроза не исчезла. Она лишь отодвинута. Бремя долгов не позволяет спокойно смотреть в наше будущее. Привлекательная среда для инвестиций, а значит, и для экономического роста не создана.
Мы в состоянии переломить ситуацию, и для этого не требуется каких-то особых, уникальных решений. Эти решения вполне очевидны, если говорить о технической стороне дела. Но есть и сторона политическая. Решения должны быть приняты. Она значительно сложнее, поскольку требует согласия, взаимопонимания и сотрудничества исполнительной и законодательной власти. Необходимые действия должны быть поддержаны армией украинских чиновников и новой серьезной политической силой — олигархами. Точка соприкосновения интересов есть. Власть получит политическое спокойствие и удовлетворение нормальных честолюбивых амбиций. Для аппарата чиновников открывается путь к получению уже в скором будущем зарплаты, в десятки раз превышающей нынешнюю. Богатые люди смогут стать еще богаче. И это не будет вызывать возражений или возмущений большинства простых граждан. Это общественно приемлемая норма в условиях, когда люди ощущают результаты положительных перемен в своей повседневной жизни. Ради общей цели и интересов политически оправданно было бы забыть о кое-каких грехах, имея в виду переход с момента «Х» к новой системе координат, к новым правилам, балансирующим интересы общества и личности.
Попытки уйти от решения назревших проблем не приведут к их исчезновению. Проблемы лишь усугубятся. Все равно придется делать необходимые шаги. Лучше уйти от возможных потрясений общества, обусловленных политической трусостью и временными, но не имеющими никакой перспективы в будущем, нынешними монопольными экономическими интересами.
Многим простым гражданам терять уже нечего. Они давно живут с собственного натурального хозяйства. Нерешительность ударит прежде всего по политикам, от которых зависит принятие решений. Объектом первоочередного удара станут и олигархи. Недвижимость, в которую уже вложены сотни миллионов гривен, в условиях финансовых потрясений имеет одно плохое качество, которое мы уже могли видеть при падении цен на квартиры. То, во что вложено 100 млн. гривен, может превратиться в 10. А может и ничего не стоить. Потому что не найдется покупателя.
Давайте же не испытывать судьбу.