Украина заняла третье место по объему экспорта агросырья в Евросоюз. Это "достижение" в действительности углубило кризис во внешней торговле и украинской промышленности, обусловило трудовую миграцию и потребность в новых валютных заимствованиях.
Пора признать, что внешнеторговый сектор Украины продолжительное время находится в состоянии глубокого кризиса, оказывающего деструктивное влияние на макроэкономическое равновесие.
Во-первых, объемы импорта хронически превышают объемы экспорта. Так, в 2015 г. импорт товаров превысил экспорт на 3,4 млрд долл. США, в 2016-м - на 6,9 млрд, в 2017-м - на 9,7 млрд, в 2018 г. - на 12,6 млрд долл. Вследствие такой системной диспропорции иностранная свободно конвертируемая валюта вымывается из экономики, а национальная денежная единица испытывает перманентное девальвационное давление.
Более того, для покрытия валютных расходов по импорту, хронически превышающих валютные поступления от экспорта, правительство Гройсмана и тогдашний президент Порошенко толкали страну на дополнительные валютные заимствования. Суммарный объем госдолга на сегодняшний день уже приближается к номинальному объему ВВП Украины, а обязательства по нему фактически лишили страну права на собственную промышленную политику.
Во-вторых, крайне неэффективной остается структура торговых потоков, потому что две трети украинского экспорта составляет сырьевая продукция (зерновые культуры, железная руда) и товары первичной обработки (черные металлы, подсолнечное масло), обеспечивая участие Украины только в первично-сырьевых звеньях глобальных цепочек добавленной стоимости. Вместе с тем в структуре импорта свыше 50% - это готовая продукция, причем во многих случаях произведенная из украинского сырья.
Таким образом, на мировой арене за Украиной закрепляется роль сырьевого придатка, обеспечивающего инновационное развитие и создание рабочих мест в других странах мира, а потом импортирующего из этих стран продукцию конечного потребления вместо модернизации собственной экономики и обеспечения глубокой переработки национальных сырьевых ресурсов.
Ситуация парадоксальна. Большинство стран мира импортируют или то, что не могут произвести либо добыть самостоятельно (критический импорт), или то, что производить им значительно дороже, чем традиционным производителям. Вместо этого в Украине значительную часть импорта составляют товары, которые вполне могли бы производиться внутри страны, с качеством и ценами, сравнимыми с иностранными аналогами, но до сих пор ввозятся из стран со значительно более дорогими трудовыми ресурсами и более низким уровнем безработицы.
В-третьих, Украина на надлежащем уровне не использует существующий потенциал для активизации внешней торговли с рядом стран и регионов мира. Отечественный экспорт сконцентрирован на странах ЕС и ближайших странах-соседях, в то время как рынки большинства стран Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки продолжают оставаться практически неохваченными отечественными товаропроизводителями.
Без активизации внутреннего производства конкурентоспособной продукции импортозамещение и увеличение в структуре экспорта доли товаров с высокой добавленной стоимостью невозможны. Даже если весь мир (теоретически) предоставит Украине абсолютный доступ к собственным рынкам. Торговля является производной от промышленности, поэтому проблема должна рассматриваться в контексте развития производственно-экспортного потенциала.
В то время как ряд стран - азиатских тигров, а также ближайшие соседи Украины - Турция и Польша выходили на передовые позиции по темпам социально-экономического развития благодаря расширению промышленной базы, а высокоразвитые страны переходили к постиндустриальной стадии развития путем стремительной автоматизации производства и перенесения его в другие страны, Украина страдала от разрушения индустриального сектора, стремительно теряя фундамент для производства уникальной высокотехнологичной продукции, в том числе и на экспорт.
Индустриализация национальной экономики на сегодняшний день для нашей страны является панацеей для преодоления бедности и трудовой миграции. В этом контексте Украина и Турция являются яркими примерами. В Украине сокращение перерабатывающей промышленности с 20,9 млрд долл. (1992) до 13,8 млрд (2017) сопровождалось уменьшением численности населения в стране с 52,2 млн (1992) до 44,8 млн (2017). Вместе с тем в Турции наблюдалась противоположная ситуация. Наряду с наращиванием перерабатывающей промышленности с 54,6 млрд долл. (1992) до 198,6 млрд (2017) динамично увеличивалась численность населения с 55,7 млн (1992) до 80,7 млн (2017). С покупательной способностью населения ситуация аналогичная: с увеличением доли промышленности в структуре ВВП прямо пропорционально росли доходы на душу населения.
На сегодняшний день индустриализация экономики Украине нуждается в применении ряда неотложных мер промышленной политики, для чего необходима прежде всего политическая воля новоизбранного президента Зеленского, в частности для введения налоговых и таможенных стимулов развития индустриальных парков, запуска отраслевых программ развития машиностроения, развития системы государственного заказа в целях формирования спроса на товары отечественного производства, внедрения многофакторной модели оценки тендерных предложений в рамках государственных закупок, обеспечения бесплатного присоединения к инженерным сетям, воссоздания Министерства промышленной политики и т.п.
Таким образом, индустриальные парки уже могли бы стать одним из основных катализаторов структурных сдвигов в отечественном производстве и внешней торговле. По экспертным оценкам, введение налоговых и таможенных стимулов для резидентов индустриальных парков на уровне тех, которые действуют в Турции или Кореи, может обеспечить создание свыше 100 индустриальных парков и привлечение около 200 млрд долл. инвестиций.
Но правительство Гройсмана и экс-президент Порошенко фактически лишили страну такой возможности из-за системного блокирования в Верховной Раде законопроектов №2554 а-д и 2555 а-д.
Целесообразно внесение новоизбранным президентом в парламент как неотложного пакета указанных законопроектов с целью стимулирования инвестиционной и производственной деятельности. Например, предусмотрев освобождение на пять или более лет от налога на прибыль, освобождение от ввозной пошлины на оборудование и оснащение для обустройства и осуществления деятельности в пределах индустриального парка, рассрочку на пять лет или полную отмену импортного НДС на такое оборудование или оснащение и т.п.
Не менее важным вопросом повестки дня будущего парламента и новоизбранного президента должно было бы стать введение нового алгоритма для бесплатного подсоединения промышленных объектов к инженерным сетям через принятие и введение в действие закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о содействии развитию промышленности, инвестиционной деятельности, защите и гарантировании прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности", который, кстати, тоже системно блокировался предыдущей властью. Реализация этой меры обеспечит установление справедливых рыночных отношений между заказчиками строительства инженерных сетей и субъектами естественных монополий с учетом лучшего мирового опыта с целью привлечения масштабных инвестиций и развития реального сектора экономики.
Также к неотложным мерам следует отнести инициативу по внедрению многофакторной модели оценки тендерных предложений в публичных закупках через принятие и введение в действие закона "Покупай украинское - плати украинцам". Основной целью последнего является сокращение доли импорта в структуре государственных закупок. Напомню, в Украине уровень проникновения импорта в сектор государственных закупок самый высокий в мире - 38%, в то время как в странах ЕС, США этот показатель не превышает 5–7%.
Кроме того, современные тенденции государственного управления фактически привели к тому, что в практическом аспекте в Украине на сегодняшний день более выгодно и "удобно" заниматься импортом готовой продукции и экспортом сырья, в отличие от развития инноваций и запуска промышленного производства. А единичные случаи успешного запуска промышленного производства стали возможными не благодаря, а вопреки действиям власти. Вместе с тем из-за отсутствия инструментов и механизмов поддержки экспорта блокируется выход на внешние рынки высокотехнологичных товаров, а отечественные товаропроизводители и экспортеры несут чрезмерные финансовые и временные затраты на таможенное оформление, кредитование, страхование и другие услуги по сравнению с иностранными конкурентами.
Поскольку внешнеторговая политики является производной от промышленной политики, пересмотр внешнеторговой политики создаст предпосылки для ликвидации проблем в сфере отечественной промышленности. При этом введение мер по стимулированию экспорта будет содействовать активной экспансии на международных рынках.
Для этого необходимо, среди прочего, незамедлительно инициировать аудит и оценку эффективности действующих внешнеторговых соглашений, перезагрузить наши отношения с основными партнерами и инициировать пересмотр таможенно-тарифных обязательств Украины.
Чтобы стимулировать высокотехнологичный экспорт, следует полномасштабно запустить Экспортно-кредитное агентство и создать сети торговых представительств Украины за границей. А для повышения потенциала нашей страны по урегулированию торговых споров надо усилить организационные и институционные возможности органов государственной власти и имплементировать соглашение ВТО об упрощении процедур.
Наконец, следует начать продуктивный диалог с отечественными производителями товаров и услуг по усилению институциональной способности органов государственной власти, усовершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы регулирования внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. В частности, для интенсификации и диверсификации внешней торговли необходимы:
- либерализация доступа к внешним рынкам;
- организационная и финансовая поддержка выставочной деятельности;
- формирование баз знаний по экспортным возможностям страны на национальном, отраслевом и региональном уровнях национальной экономики, а также существующих и потенциальных возможностей на внешних рынках;
- организация и проведение зарубежных торговых миссий.
Реализация указанных мер невозможна без подготовки качественных кадров в сфере международной торговли. Именно поэтому принципиально важно восстановление Украинской академии внешней торговли - современного научно-тренингового центра компетенций в сфере международной торговли для обеспечения специализированной подготовки кадров и информационно-аналитической поддержки решений в сфере внешней торговли. Особенностью обучения должно стать удовлетворение реальных потребностей в специалистах commercial attachО Украины, поэтому важно не количество (достаточно 100–150 специалистов в год), а качество - профессиональное владение инструментарием Всемирной торговой организации, практикой ведения международных переговоров, способность к экономико-правовому анализу и т.п. Обеспечение такой подготовки и переподготовки должно проходить в тесном сотрудничестве с профильными органами государственной власти и бизнес-структурами с использованием современных технологий подготовки кадров и организации научной работы.
В завершение следует отметить, что для Украины при наличии уникальной ресурсной базы, промышленной инфраструктуры и, главное, опыта в авиакосмической, оборонно-промышленной, энергетической, машиностроительной и многих других отраслях говорить, что "мы агарное государство", и гордиться третьим местом среди экспортеров в ЕС агросырья -высший уровень проявления комплекса неполноценности и консервация экономического развития страны на долгие годы.