С одной стороны, ситуацию напрямую связывают с трансформационными процессами в дельте Дуная и перераспределением стока между Килийским и Тульчинским рукавами реки. С другой - с колоссальным ущербом, который нанес экосистеме дунайской дельты человек.
Для Украины Дунай является главной международной воднотранспортной артерией, имеющей 186 км государственной границы с ЕС, и стратегически важным выходом в Черное море. Однако ситуация вокруг Дуная на южных границах нашей страны - одна из сложнейших. Катастрофически мелеет самое полноводное гирло дельты - Килийский рукав, на который в прошлом веке приходилось около 70% общего стока реки. Именно из него питаются украинские придунайские озера.
По оценкам экспертов, водопотери в украинской части Дуная сегодня составляют около 40 куб. км в год. На территории обмелевшего Килийского рукава остаются 20% дельты Дуная - уникальные по своему природному ландшафту водно-болотные угодья, охраняемые Рамсарской конвенцией и трансграничным румынско-украинским билатеральным резерватом ЮНЕСКО "Дельта Дуная".
Огромные потери из-за обмеления Килийского рукава Дуная и неэффективности работы глубоководного судового хода (ГСХ) несет Украинское Дунайское пароходство - крупнейшая государственная судоходная компания в Европе, специализирующаяся на грузовых и пассажирских перевозках. Усть-Дунайский, Измаильский и Ренийский торговые порты как ключевые транспортные звенья с проектной мощностью до 20 млн т перевалки грузов в год, фактически стали невостребованными.
В целом украинское Придунавье остается "серым пятном" на карте Украины, которому давно не уделяется должное политическое внимание. Как следствие, не решены две очень серьезные проблемы: достижение взаимоприемлемого компромисса между Украиной и Румынией по вопросу единого механизма управления водными экосистемами в дельте Дуная и болезненный вопрос функционирования глубоководного украинского судового хода "Дунай - Черное море".
Напомним, что в 2004 г. по инициативе тогдашнего министра транспорта и связи Георгия Кирпы была начата реализация амбициозного проекта по строительству ГСХ "Дунай - Черное море" через гирло Быстрое. Предполагалось, что основным его преимуществом, кроме конкурентоспособных тарифов, будет возможность двустороннего движения судов в круглосуточном режиме на протяжении всего года. Строительство же ограждающей дамбы должно было стабилизировать величину проходной осадки, избавив канал от постоянных штормовых наносов песка и ила. Во второй очереди проекта планировалось довести глубины ГСХ до 9,52–10,2 м, что открыло бы проход морским судам, тем самым составив конкуренцию румынскому каналу Сулина.
Однако авантюрный характер этого строительства вкупе с гидротехническими ошибками проекта не только не улучшил ситуацию с украинским судоходством, а наоборот, еще больше усугубил ее по сравнению с той, что была при работе канала Прорва, действовавшего в дунайской дельте в советское время. Приступить ко второму этапу строительства ГСХ через гирло Быстрое Украина так и не смогла. С июня 2011 г. основным препятствием для дальнейшей реализации и завершения проекта стало наложенное на правительство Украины предупреждение Комитета по внедрению Конвенции Эспо (ООН) о грубом нарушении международных норм по воздействию на окружающую среду в трансграничном контексте.
Главная проблема состоит в том, что ГСХ "Дунай - Черное море" через Быстрое проложен по центральной части Дунайского биосферного заповедника с использованием более 300 га охраняемых площадей. Строительство канала в ядре заповедной зоны нарушило целый ряд международных договоров, подписанных Украиной, и повлекло за собой правовые осложнения мирового масштаба.
Уже на начальном этапе строительства представители Европейской комиссии на саммите Украина-ЕС публично выражали свою обеспокоенность по поводу нанесения значительного вреда экологической системе дельты Дуная и делали акцент на том, что проект должен быть законсервирован до проведения всесторонней экспертизы и оценки. За этим последовала строгая критика Украины со стороны Всемирного фонда дикой природы (WWF) и других международных общественных организаций. Серьезное недовольство по поводу нарушения экологического законодательства в дельте Дуная выразила Румыния - единственный сосед и партнер Украины в Нижнем Придунавье.
К сожалению, спустя 15 лет этот вопрос остается открытым. Единственным институтом, пытавшимся снять напряжение в этой плоскости, было тогдашнее Министерство экологии и природных ресурсов Украины. Его руководство неоднократно подчеркивало важность демонстрации прогресса в вопросе приведения проекта по строительству ГСХ "Дунай - Черное море" в полное соответствие с требованиями Конвенции Эспо.
С этой целью Минприроды инициировало заседание Межведомственного координационного совета по вопросам реализации в Украине Конвенции Эспо, по результатам которого был утвержден план первоочередных мероприятий по исполнению дорожной карты. Документ предусматривал внедрение с мая 2018 г. по март 2019-го двух фаз развития с такими основными результатами: приостановление работ по эксплуатационному дноуглублению на ГСХ "Дунай - Черное море"; совместный трансграничный мониторинг и консультации по компенсации и смягчению последствий нанесенного дельте ущерба; разработка нового проекта ГСХ с учетом принятого в 2017 г. Закона Украины "Об оценке влияния на окружающую среду"; прозрачность действий и информирование румынской стороны и международной общественности.
Однако позиция Минприроды не помешала государственному предприятию "Администрация морских портов Украины" (АМПУ) и его филиалу "Дельта-лоцман" провести тендер, по результатам которого специализированное техническое бюро "Азимут" получило подряд на 60 млн грн на изъятие 369 тыс. кубометров грунта в дельте Дуная. Чиновников также не смущает тот факт, что работающий в нарушение предупреждения Комитета по внедрению Конвенции Эспо в гирле Быстрое земснаряд "Ингульский", находящийся на балансе компании "Дельта-лоцман", фактически ежедневно растрачивает бюджетные средства, углубляя глубоководный судоходный ход "в никуда". Ведь сразу после ГСХ против течения Дуная в Килийском рукаве расположены еще 11 перекатов, которые запрещено углублять по той же Конвенции Эспо без согласования с румынской стороной и из-за которых сегодня проходная осадка по Дунаю составляет всего 4 м.
Таким образом, филиал АМПУ "Дельта-лоцман" продолжает открыто растрачивать бюджетные средства, дискредитируя при этом Украину в глазах ее ближайшего соседа и всего европейского сообщества. Не понятна в связи с этим и позиция Министерства инфраструктуры Украины, которое, с одной стороны, официально заявляет о приверженности соблюдению международных договоров, а с другой - продолжает финансировать проекты, грубо нарушающие международные обязательства Украины.
И самое главное, сложившаяся картина не способствует урегулированию ситуации и снятию напряжения на международном уровне. На сессии сторон Конвенции Эспо 5–6 февраля 2019 г. в Женеве были рассмотрены доклады, полученные от правительства Украины, о последующих действиях в связи с проектом по каналу "Быстрое". В резюме решения сессии отмечены положительные сдвиги, в частности, высоко оценен тот факт, что Украина консультировалась с Комитетом в ходе подготовки Закона "Об оценке воздействия на окружающую среду" с целью обеспечения надлежащей основы для соблюдения Конвенции; приветствуются намеченные шаги в рамках разработанной дорожной карты.
Вместе с тем Комитет Конвенции Эспо еще раз подчеркнул, что продолжение дноуглубительных работ является дальнейшим нарушением соблюдения обязательств нашей страны по Конвенции, и в связи с этим предупреждение в адрес правительства Украины V/4 по-прежнему остается в силе.
Критическое положение подтверждают и официальные статистические данные. За три года по ГСХ "Дунай - Черное море" прошло только 1075 судов. При этом, опасаясь критики со стороны государственных и общественных организаций, "Дельта-лоцман" незаконно скрыло статистику судозаходов за 2018 г., поскольку объем канальных и лоцманских сборов и близко не покрыл затраты на поддержание и обслуживание канала.
Важно отметить, что Одесская областная рада еще в 2017 г. предложила альтернативный вариант ГСХ и предоставила достаточно доказательств в его пользу. Речь идет о Перспективном плане мероприятий по имплементации на территории Одесской области Стратегии ЕС для Дунайского региона, предусматривающем строительство альтернативного шлюзованного канала.
Стратегическая важность развития Дунайского региона подтверждается принятием Европейским Союзом в 2011 г. специально разработанной Дунайской стратегии. Для Украины мелеющий Дунай, отсутствие единой политики властных структур, коррупция со стороны структурных подразделений Мининфраструктуры являются не только проблемой украинского Придунавья, но и национальным вызовом, требующим вмешательства на самом высоком уровне.
Необходимо немедленно приступить к реализации Плана мероприятий в рамках дорожной карты по приведению проекта глубоководного судового хода "Дунай - Черное море" в полное соответствие с Конвенцией Эспо. А еще провести аудит компании "Дельта-лоцман" в части соблюдения природоохранного законодательства и расходования бюджетных средств. После чего следует выполнить рекомендации Бассейнового совета Нижнего Дуная в части проведения совместных международных гидрологических и гидрографических исследований под эгидой экспертов Дунайской стратегии ЕС, а также провести экологический мониторинг дельты Дуная и оценить нанесенный ей ущерб. И на основании международного мониторинга выбрать окончательный вариант прохождения нового альтернативного ГСХ, приступить к разработке и реализации данного проекта, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. Это позволит не только соблюсти международное экологическое законодательство, но и восстановить былой судоходный статус Украины на Дунае.