Нынешний год жестко протестирует власть на ее способность создать реальную площадку для роста национальной экономики.
Несмотря на незначительную макроэкономическую стабилизацию, в 2016-м Украине так и не удалось создать базу для уверенного экономического подъема. В нынешнем году перед отечественной экономикой стоят четыре вызова, от адекватного ответа на которые будет зависеть судьба нашей страны в ближайшие несколько лет. Это существенное наращивание объемов экспорта, привлечение внутренних и внешних инвестиций, стабилизация банковского сектора и снижение долговых рисков.
В медицине термин "реконвалесценция" означает период, когда ярко выраженные клинические проявления болезни уже прошли, но пациент еще не выздоровел. Украинская экономика сегодня находится именно на таком этапе.
Прошлый год принес первые признаки слабой макроэкономической стабилизации и выхода из рецессии. Экономический рост, по оценкам Министерства экономразвития и торговли, составил 1,8%. Затормозились темпы инфляции (12,4% год к году в декабре 2016-го) и девальвации (за 2016 г. курс гривни по отношению к доллару снизился на 13,3%). Платежный баланс остается положительным, и после двухлетнего стремительного падения начала расти реальная заработная плата (+8,4% год к году в ноябре 2016-го).
Но говорить об окончательном выздоровлении экономики рано. Слабый экономический рост в прошлом году был достигнут на основе очень низкой статистической базы. Одним из признаков вялой экономической активности является высокий уровень безработицы. В третьем квартале 2016-го он оставался на уровнях, близких к историческим максимумам, и составил 8,8% (что на 0,2 п.п. выше по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.). В этом году уровень безработицы также останется близким к 9%. Даже к началу 2020 г. при росте экономики в соответствии с правительственными прогнозами (3% в 2017 г. и 4% в 2018–2019 гг.) Украина все еще не достигнет уровня 2013 г. (составит только 95,2%).
Большой экономический разрыв между Украиной и европейскими соседями ЕС сохраняется и грозит дальнейшим увеличением. На начало 2016-го подушевой ВВП в Украине составлял примерно 1/6 от уровня Польши. Для сокращения разрыва хотя бы до 1/2 Украине нужно расти значительно быстрее - не менее 30 лет с темпами прироста 6% в год. Создание условий для такого динамичного роста на среднесрочную перспективу и должно быть критерием успеха при оценке экономической политики в нынешнем году.
К сожалению, в 2016 г. в Украине так и не была создана база для быстрого экономического подъема. Экономика остается ослабленной из-за негативных последствий АТО, деиндустриализации, финансового шока, снижения покупательной способности граждан и плохого инвестиционного климата. Установление прочного мира в Донбассе политическими инструментами и реинтеграция пока не контролируемых Украиной территорий останется главной политической задачей 2017 г. Кроме того, существуют и четыре главные проблемы, которые необходимо решить в кратчайшие сроки.
Во-первых, необходим позитивный перелом в динамике экспорта. Экспорт падает четвертый год подряд и на сегодняшний день составляет немногим более половины от уровня 2013-го. Зона свободной торговли с ЕС пока не стала компенсатором потерь от разрушения торговых связей со странами СНГ. Только за январь-ноябрь 2016 г. экспорт в страны СНГ упал на 24,2% (1,734 млрд долл.), а в страны ЕС вырос всего на 3,1%
(0,367 млрд долл.). Это существенно ограничивает рост малой открытой экономики Украины, размер которой в долларовом выражении за последние три года и так сжался более чем в два раза. Было бы наивно надеяться, что ожидаемое оживление внутреннего спроса станет основным драйвером экономики страны. Надо переходить к более прагматичной и масштабной поддержке экспорта, в том числе при выходе на европейские рынки и рынки третьих стран. Выбор инструментов будет определяться имеющимися финансовыми ресурсами и искусством использовать в национальных интересах подписанные страной международные соглашения. Принятое в конце прошлого года решение о создании Экспортно-кредитного агентства - шаг в правильном направлении. Правда, начало деятельности агентства может быть перенесено на 2018 г. Именно это требование может появиться в новом меморандуме о сотрудничестве с МВФ. Правительству предстоит непростая задача доказать международным партнерам необходимость этого инструмента для поддержки отечественного экспорта либо предложить новый. Именно реальный прорыв в объемах экспорта должен стать индикатором успеха в текущем году.
Второй вызов связан с необходимостью существенного наращивания внутренних и внешних инвестиций. За первые три квартала 2016-го капитальные инвестиции увеличились на 16,9%. Однако это повышение достигнуто с очень низкой базы. Уровень капитальных инвестиций в прошлом году остался на 16% ниже уровня 2013-го, не отвечая задаче обеспечения устойчивого роста. Доля валового накопления основного капитала (инвестиций) в ВВП за девять месяцев 2016 г. в Украине составила 13,5% (в 2014-м - 14%, в 2015-м -12%). Нормальным для поддержания экономического роста считается показатель хотя бы 20% ВВП. А в быстрорастущих странах данный показатель существенно выше (например, в Китае - более 45%, Индонезии - 33, Южной Корее - 30%). Источники инвестиций пока крайне ограничены. Доля валовых внутренних сбережений низкая: по итогам 2015 г. - 13,5% ВВП в Украине по сравнению с 23,5% в Польше. Несмотря на рост гривневого кредитования предприятий, суммарный кредитный портфель за 2016 г. снизился. Внешние рынки для новых коммерческих заимствований остаются закрытыми (размещение 25 января Kernel пятилетних облигаций на
500 млн долл. точно не станет массовым явлением). Фондовый рынок вообще ушел с радаров инвесторов. Несмотря на наличие двух советов по работе с инвесторами (при президенте и премьере), инвесторы в Украину не спешат. Львиная доля притока ПИИ (2,2 млрд из 3,8 млрд долл. за 2016 г.) пошла на рекапитализацию банков с иностранным капиталом, а не в реальный сектор.
Разрекламированные шаги по дерегуляции, на которую сделала ставку нынешняя власть, ситуацию кардинально не изменили. Бизнес-климат остается неблагоприятным, а доверие потенциального инвестора к стране - низким. Об этом, в частности, свидетельствует индекс инвестиционной активности EBA, который остается в отрицательной зоне, снизившись с 2,88 в первой половине 2016-го до 2,85 - во второй. По индексу комфортности ведения бизнеса Forbes в 2016-м Украина заняла 74-е место из 139 стран (в 2015 г. - 61-е из 144 стран). Причины старые - незащищенность прав собственности, недоверие к судам (63% населения, по опросу, проведенному проектом "Відкритий суд"), рейдерство, высокая коррупция.
Без кардинального улучшения защиты прав собственности и бизнес-климата нельзя построить платформу для динамичного экономического развития страны. Борьба с коррупцией и продолжение судебной реформы должны получить новый импульс в реализации уже принятых законов. Однако критерием успеха, а значит, сигналом для инвестора станет не появление еще одного совета инвесторов и даже не громкая "посадка" 2–3 коррупционеров. Этим критерием должен стать приход в Украину в этом году двух-трех крупных якорных иностранных инвесторов, готовых вложить свой капитал в нефинансовый сектор страны.
Третий вызов остается в банковской сфере. Банковский кризис не закончился и продолжает генерировать системный финансовый риск. Банки не кредитуют и продолжают нести убытки (-18,9 млрд грн за 11 месяцев прошлого года). Реальная доля плохих кредитов по крупным банкам зашкаливает за 50%, а по валютной ипотеке физлиц составляет и все 80–85%. Третий год продолжается чистка банковской системы, и национализация крупнейшего финучреждения в стране - Приватбанка - показала, что этот процесс далек от завершения. Понадобится скоординированная работа НБУ, правительства и коалиции по завершению реабилитации банковского сектора. Ход национализации "Привата" и минимизация связанных с этим процессом рисков, равно как и усилия по защите прав кредиторов, расчистке балансов банков в 2017 г. станут тестом на способность властей восстановить здоровое кредитование экономики. И если при очередном декларировании доходов высшими госчиновниками миллионы их "кэша" добровольно превратятся во вклады в украинской банковской системе, можно будет сказать, что мы на правильном пути.
Четвертый вызов связан с растущими долговыми рисками. По оценкам МВФ, суммарный госдолг на конец 2016 г. превысил 90% ВВП. С учетом национализации Приватбанка в 2017-м этот показатель может достичь 95% ВВП. Растет бюджетная "цена" обслуживания госдолга: с 3,3% ВВП в 2014 г. до 4,6% в 2016-м. Пики выплат по кредитам МВФ наступят в 2018 г., а по реструктуризированным еврооблигациям - в 2019-м. Всего в 2017–2019 гг. Украина должна погасить по внешним долгам порядка 14 млрд долл., в том числе 11,4 млрд - в 2017–2018 гг. Для сравнения: ЗВР НБУ на конец 2016-го составляли 15,5 млрд долл. Готова ли экономика страны к "долговому шоку"? Сохранение макроэкономической, а также долговой стабильности будет напрямую зависеть от продолжения сотрудничества с международными финансовыми организациями (МФО) и способности максимизировать для страны плоды этого сотрудничества. В этом плане любые разговоры об остановке программы с МВФ безответственны, ведь альтернативы внешнему финансированию Украины донорами пока нет. За последние три года Украина получила от МФО
17 млрд долл. на макростабилизацию. Но это не безвозмездная помощь, а кредиты (пусть и по льготной ставке), которые надо отдавать. Поэтому украинским властям уже давно пора перестать рассматривать программу ЕFF исключительно как кубышку для покрытия краткосрочных разрывов в финансировании. Эта программа должна стать якорем и инструментом для глубоких институциональных и структурных изменений, закладывающих базу для устойчивого роста и возможности рассчитаться по долгам в будущем. Если это правило не работает, значит, надо менять исполнителей программы или ее наполнение, либо и то и другое.
Время "потемкинских деревень" и обещаний закончилось. Украине нужны эффективные реформы, которые заложат основу для устойчивого роста экономики. Только так мы сможем пройти экономический стресс-тест, который готовит для нас 2017 г.