Стимулирование развития экономики: опыт Турции и украинские реалии

18 мая, 16:35 Распечатать Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая

Одним из успешных примеров, заслуживающих рассмотрения, является турецкий. 

Сегодня много говорят о необходимости ускорения национальной экономики — запланированный на текущий и следующий годы показатель в 3–3,5% роста ВВП по меньшей мере вдвое не дотягивает до 6–8%, необходимых для ее полноценного восстановления после 17-процентного падения в 2014–2015 гг. Но очевидно, что нынешняя структура нашей экономики уже никогда не сможет обеспечить рост ВВП на уровне 7–9% в год, как это было в начале 2000-х. 

Докризисное экономическое развитие Украины, базировавшееся на постоянно растущих ценах зерна, руды и металла, окончательно себя исчерпало. Надо признать, что Украина является низкотехнологическим сырьевым государством, для которого характерны огромные диспропорции почти во всех сферах жизнедеятельности. При действующей структуре экономики повышение доходов граждан ведет к неизбежному росту импорта и ухудшению торгового баланса (см. табл. 1).

Как следствие, при очередном падении цен на мировых сырьевых рынках в Украине произойдет экономический и валютный кризис. Поэтому нынешним ростом мировой экономики и положительной динамикой цен на сырьевых рынках необходимо максимально воспользоваться, чтобы обеспечить структурную перестройку экономики. Следует построить новую ее модель, базирующуюся на инвестициях в конкурентоспособные производства с высокой добавленной стоимостью, с приоритетом развития малых и средних предприятий (МСП) и т.д.

В поисках оптимальной модели будет мало пользы от слепого корирования иностранных образцов, ведь везде и всегда есть своя специфика. Но успешный зарубежный опыт может пригодиться, особенно относительно развивающихся стран. Ведь их экономики намного лучше сопоставимы с украинской, чем у развитых стран, для которых характерны совершенно иные проблемы.

Одним из успешных примеров, заслуживающих рассмотрения, является турецкий. По размерам экономики Турция занимает 17-е место в мире и 6-е — в Европе. Если посмотреть на основные экономические показатели развития этой страны, то можно увидеть, что за 2003–2016 гг.:

— ВВП ТР вырос с 236 млрд долл. до 857 млрд, при этом его среднегодовой рост составил около 6%;

— в Турцию поступило 180 млрд долл. прямых иностранных инвестиций;

— бюджетный дефицит уменьшился с 10 до 0,1% ВВП, а госдолг — с 60 до 33% ВВП.

Успех Турции базируется на быстро и успешно проведенных структурных и институциональных реформах; четкой стратегии развития; развитии инфраструктуры и бюджетно-налоговых стимулах роста.

Проанализировав сегодняшнюю структуру экономики ТР, можно отметить, что она является высокотехнологической и экспортоориентированной:

— обрабатывающая промышленность составляет 81% валового национального продукта страны;

— машиностроение занимает 6-е место по объему производства машин и оборудования в Европе при 90-процентном среднем уровне локализации и высокой технологичности производства;

— Турция стала одним из ведущих мировых производителей металлургической продукции, увеличив за десять лет (2007–2016) объем производства стали на 42,4% (при этом среднегодовой прирост внутреннего потребления стали в стране составил 11,4% — лучший показатель в мире);

— сельское хозяйство является высокотехнологичным, и по уровню производства агропродукции страна занимает 6-е место в мире и 1-е — в Европе.

Факторами бурного экономического роста стали:

а) реализованные структурные реформы; стимулирующие финансово-налоговая и денежно-кредитная политики;

б) стратегия развития ТР с акцентом на малый и средний бизнес, экспортную ориентированность экономики и создание максимально благоприятных условий для привлечения иностранного и внутреннего капитала.

Роль правительства

Правительственные программы стимулирования экспорта связаны с пятилетними планами и целями экономического развития, которые реализуются с целью:

— увеличения количества рабочих мест;

— стимулирования развития высокотехнологичных производств;

— поддержки МСП;

— предоставления поддержки турецким компаниям для формирования положительного имиджа и конкурентоспособности турецких товаров и услуг.

В ТР действуют свыше десяти различных общегосударственных программ по поддержке экспорта, среди которых отметим следующие:

1. Поддержка в создании новых экспортных производств, модернизации действующих производств и научных исследований. Целью является стимулирование производства новой продукции или модернизации процесса производства, разработки новых технологий, помогающих снизить себестоимость их внедрения. В рамках программы государство оказывает помощь в привлечении капитала и инвестиций. В частности, специально созданный в 1987 г. для содействия экспортерам Эксимбанк Турции предоставляет дешевые кредиты (до 3% годовых, кредитный портфель банка около 20 млрд долл.), или же через агентство развития МСП даются гарантии по кредитам в коммерческих банках (в 2017 г. предоставлены правительственные гарантии МСП на сумму 50 млрд долл.) и т.п. Кроме льготного кредитования, у банка есть специальные программы страхования экспортных соглашений от торговых и политических рисков.

2. Программа поддержки развития конкурентоспособности. Государство возмещает 75% затрат фирм-экспортеров, связанных с обучением, консультациями и зарубежными командировками, направленными на реализацию проектов, имеющих целью повысить конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса на рынках зарубежных стран, и на их объединение в кластеры с минимальным участием десяти компаний. Максимальная сумма возмещения — 1,2 млн долл. на один проект.

3. Поддержка в привлечении высококвалифицированных кадров. Позволяет МСП из категории внешнеторговых компаний нанимать сотрудников с высшим образованием и опытом ведения международной внешнеторговой деятельности, заработную плату которым выплачивает Минэкономики Турции.

4. Государственная поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции. Цель программы заключается в повышении конкурентоспособности турецких товаров агросектора и увеличении экспортного потенциала сельхозпродукции. Государство возмещает часть затрат на использование средств связи, электричества и природного газа, а также частично освобождает компании от уплаты налогов.

5. Поддержка в укреплении положительного имиджа турецких брендов за границей. Стимулируя появление на международном рынке качественных турецких товаров, государство возмещает от 60 до 90% затрат фирм-экспортеров, связанных с проведением презентаций и рекламных кампаний их продукции за границей. Максимальная сумма возмещения — 250 тыс. долл. в год.

Нетрадиционные инструменты поддержки экспорта ЦБ ТР

Важную роль в поддержке экспорта играет и Центральный банк ТР. В частности, в его арсенале есть такой монетарный инструмент, как кредитование банков под залог векселей и коммерческих ценных бумаг компаний (переучет векселей, rediscount credit).

Целями предоставления кредитов под векселя являются:

— увеличение международных резервов ЦБ Турции (кредиты предоставляются Центробанком в турецких лирах, обслуживаются и погашаются — в иностранной валюте, процентная ставка привязана к LIBOR/EURIBOR с аналогичным сроком действия);

— снижение дефицита текущего счета платежного баланса (кредиты предоставляются банкам под залог коммерческих ценных бумаг экспортеров).

Сначала, в 2008 г., эта программа была ответом на глобальный финансово-экономический кризис, но со временем она постепенно расширялась.

Общий объем лимита по таким кредитам в 2016 г. достиг 20 млрд долл. (для сравнения — в 2011-м он составлял 2,5 млрд). Постепенно увеличивались также предельные сроки предоставления таких кредитов (достигли 240–360 дней) и предельные суммы кредитов для отдельных типов компаний (в 2016-м для внешнеэкономических компаний — до 400 млн долл., для других — до 350 млн).

Основными положительными эффектами от наращивания ЦБ Турции объемов кредитования под залог векселей стало превращение этого монетарного инструмента в важный источник пополнения международных резервов и средство финансовой поддержки экспорта (табл. 2).

В течение последних пяти лет ЦБ Турции не достигал своей начальной цели — обеспечения ценовой стабильности, цель по которой с 2012 г. была определена количественно в виде прироста индекса потребительских цен в размере 5%±2 п.п. Но в течение 2013–
2017 гг. она не была достигнута. Более того, в 2017-м инфляция ускорилась до 11,92% по сравнению с 8,5% годом ранее.

В ТР правительство и Центральный банк постоянно балансируют между вопросом стимулирования экономического роста и таргетами инфляции. И на первый план выходят вопросы экономического роста. Например, через Агентство по гарантированию кредитов правительство в 2017 г. предоставило гарантии для малого и среднего бизнеса на сумму около 50 млрд долл. По оценкам ЦБ Турции, это прибавило к росту ВВП около 3–3,5% (без этой программы рост ВВП в том году был бы на уровне 3%). Темпы прироста кредитования в 2017 г. в Турции составили 20% (нам об этом приходится только мечтать). NLP по этой программе — менее 1% на сегодняшний день.

Малый и средний бизнес — приоритет в развитии

Поскольку 60% турецкого экспорта обеспечивают предприятия малого и среднего бизнеса, основная государственная поддержка приходится на них. Финансовая поддержка МСП-экспортеров осуществляется через региональные агентства по развитию, Комитет по промышленному развитию и поддержке малого и среднего бизнеса (KOSGEB) и другие государственные организации. Срок действия программ поддержки экспортеров три года. За выполнение программ отвечает Министерство экономики.

Программы предусматривают прямое бюджетное финансирование или предоставление гарантий со стороны правительства Турции, покрытие части затрат на стимулирование экспорта МСП.

Приведем пример одной из программ KOSGEB по кредитной поддержке экспортеров, представляющих малый и средний бизнес: воспользоваться кредитной поддержкой имеют право МСП с численностью персонала не более
250 человек и годовым оборотом до 25 млн турецких лир (7 млн долл.). Максимальная сумма кредита — 200 тыс. долл., срок — 6 месяцев, процентная ставка — 3,98% годовых. Три четверти суммы процентов по кредиту погашает KOSGEB. Кредиты предоставляются через банки, с которыми у KOSGEB заключены соглашения.

Экономический рост или инфляционное таргетирование?

Можно приводить примеры и многих других стран, где центральные банки с помощью различных специальных инструментов рефинансирования или свопов поддерживают экономический рост своих экономик (например, ЦБ Казахстана поддерживает развитие МСП через своповые программы; ЦБ Венгрии — через программы рефинансирования и т.п.). Главное — это стратегия и политическая воля это делать. Инфляционное таргетирование — это не только уровень инфляции, ценовая стабильность, опосредованно создающие основу для потенциального экономического роста (мы это часто любим повторять). Как заметил управляющий банком Англии в 2003–2013 гг. М.Кинг, ИТ должно рассматриваться как универсальная форма, охватывающая различные режимы денежно-кредитной политики, выступающие частными случаями.

Поэтому сегодня мы можем наблюдать, как центральные банки в развитых странах получили двойной мандат, появились элементы денежного таргетирования, произошел отход от процентной ставки как главного инструмента денежно-кредитной политики, новации в политике коммуникаций коснулись раскрытия прогноза будущей ставки и альтернативных оценок инфляции. Для развивающихся стран характерны отклонения фактической инфляции от целевого ориентира, де-факто отказ от инфляционного таргетирования в пользу гибридных режимов и т.п. В целом большинство центробанков, успешно реализующих ИТ, осуществляют комбинацию количественной цели по инфляции в среднесрочном периоде и гибкости, необходимой для ответа на экономические шоки в краткосрочном периоде. В сущности, они проводят гибкое инфляционное таргетирование. Подобную политику надо внедрять и в Украине с приоритизацией на развитии МСП, экспорта и импортозамещения (наряду с горизонтальными реформами).

Что делать?

Первоочередными направлениями по развитию отечественной экономики могут быть следующие:

1. Активизация проведения структурных реформ (судебной, антикоррупционной, налоговой, децентрализации, избирательной, медицинской, образовательной и др.).

2. Развитие и финансовая поддержка малого и среднего бизнеса:

— с целью развития МСП в Украине и для координации деятельности органов государственной власти на различных уровнях, отечественных и иностранных организаций (в части по развитию МСП) создать соответствующую инфраструктуру (Госагентство по развитию МСП Украины, Госагентство гарантирования кредитов МСП). Подобные структуры функционируют практически во всех восточноевропейских странах;

— расширение доступа МСП к финансированию, в том числе путем: а) предоставления государственных гарантий по соответствующим программам развития МСП; б) принятия соответствующих бюджетных программ развития МСП; в) активизации работы с МФО (содействие использованию международных кредитных линий);

— активизация работы Украино-Немецкого фонда (основателями, в частности, являются НБУ и правительство) по кредитованию МСП Украины и расширению его финансовых возможностей (перевод полученных валютных средств от МФО в гривню через операции своп НБУ по цене ¾ учетной ставки). В случае реализации этой программы можно привлечь в экономику Украины более 1 млрд долл. от международных финансовых организаций;

— содействие расширению экспорта МСП и усиление инновационного потенциала Украины;

— мероприятия по развитию предпринимательской культуры и обучению предпринимательству.

3. Налоговое, финансово-бюджетное стимулирование развития экспорта.

Разработка общегосударственных программ стимулирования экспорта и импортозамещения. Основные инструменты стимулирования (с учетом опыта Турции, Венгрии, Польши, Чехии, Словакии и др.) следующие:

— освобождение от таможенных сборов на импортное оборудование;

— освобождение от НДС при импорте машин и оборудования;

— освобождение от налога на прибыль сроком до трех лет;

— государственные кредиты со сниженной процентной ставкой (через Укрэксимбанк);

— кредиты на специальных условиях от специализированных финансовых фондов;

— компенсация за счет государства ставки по коммерческим банковским кредитам (в размере до половины суммы процентных платежей);

— предоставление земли под реализацию проектов на бесплатной основе, создание соответствующей инфраструктуры для строительства за счет местных бюджетов и т.п.

4. Создание инфраструктуры поддержки экспорта (прежде всего полная соответствующая специализация Укрэксимбанка; работа ЭКА как организации страхования экспортных кредитов).

5. Разработка:

Стратегии стимулирования импортозамещения для развития внутреннего рынка, снижения доли импорта в потребительской корзине и стабилизации цен;

Стратегии высокотехнологической индустриализации Украины и развития экспортоориентированных производств товаров с высокой добавленной стоимостью.

6. Новая роль госбанков, НБУ в экономическом росте. Разработка НБУ специальных инструментов рефинансирования, направленных на поддержку несырьевого экспорта, проектного финансирования и МСП.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Валентин Коген Валентин Коген 25 травня, 17:25 Как можно воспользоваться ростом цен на сырье на мировых рынках, если 60% от валовой прибыли от этого экспорта выводится в оффшоры? С каких это пор малый и средний бизнес в такой богатой ресурсами стране, как Украина, является двигателем экономического развития? Только крупный бизнес. В итоге, какая Турция? Да вывод капитала надо закрывать и переориентировать его в модернизацию и инновации. Через реформированную налоговую систему, которую у США надо заимствовать. Экономические аналитики, где вы, АУ? согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно