Внимательно слежу за развитием событий в Украине с момента обретения ею независимости, поскольку считаю этот факт чрезвычайно важным не только для самой Украины, но и для Польши, Европы и всего мира.
Я встречался со всеми президентами Украины (кроме Януковича), премьер-министрами, депутатами и, с помощью СМИ, с украинской общественностью. Целью этих многочисленных встреч было поделиться опытом относительно того, какая политика обеспечивает стабильность и быстрое экономическое развитие, а какая вредна для этих целей. Я разделял надежды и разочарования украинцев, связанные с политическими прорывами, в частности с Оранжевой революцией.
В 2014 г. сторонники демократии, свободы и верховенства права в Украине снова проявили огромную способность к самоорганизации, смелость и стойкость. Майдан поразил миллиарды людей в мире, в том числе и в Польше. Россия ответила на успех демократического прорыва в Украине военной, экономической и пропагандистской агрессией, которая значительно усложнила положение
в стране, но вместе с тем мобилизовала миллионы людей на защиту европейских надежд и независимости Украины.
Эти события подкрепили главную идею, которую я пытался донести в ходе трех своих визитов в этом году в Украину и хочу выразить в этой статье: национальная цель независимой Украины - стабилизировать экономику и встать на путь быстрого экономического роста.
Этой цели можно достичь, если внедрить правильную политику. Во-первых, стабилизация государственных финансов не противоречит экономическому росту. Справедливо и обратное. Это абсолютно необходимо для развития экономики. Фискальный кризис - это кризис роста, он подрывает общественное доверие к власти. Радикальная экономическая программа, которую я реализовал в Польше в начале 90-х годов прошлого столетия, состояла из жесткой фискальной консолидации (то есть радикального сокращения бюджетных расходов) и массированной либерализации, включавшей открытость для Запада и уничтожение большинства монополий. "Радикальность" в Польше означала фискальную ответственность.
Украина многого достигла на пути к фискальной консолидации, но эта работа далека от завершения. Отношение государственного долга к ВВП (90%) очень высокое. Бюджетный дефицит тоже еще большой, несмотря на героические усилия Министерства финансов и всего правительства. Необходима дальнейшая консолидация. В такой ситуации любая политика, ставящая под угрозу хрупкую фискальную стабильность, будет вопиющей фискальной безответственностью. "Радикальность" должна означать стабилизацию государственных финансов (а также банковского сектора и валюты) и ускорение реформ, которые устранят политические вмешательства в экономику, служащие интересам очень узких групп. Только таким образом можно улучшить климат для честного бизнеса и ускорить экономический рост и создание рабочих мест.
На Западе есть как друзья Украины, так и те, кто относится к ней скептически. Последние или являются неприкрытыми русофилами, или хотят вернуться к прежним отношениям с Россией. Они радуются любым неудачам Украины, подтверждающим их позицию, подчеркивая: "Мы же вам говорили, Украина - это безнадежный случай!". Глубоко убежден, что у Украины есть большие шансы на успех. Но чрезвычайно важно, чтобы Украина доказала, что скептики ошибаются, и предоставила своим друзьям фактические аргументы, то есть правильную политику. Для этого необходимо избегать политических ошибок и ускорить экономическую стабилизацию и реформы.
На этом стратегическом фоне я хочу затронуть очень важную тему - налоговую реформу. Любая ответственная и профессиональная налоговая реформа должна отвечать нескольким условиям:
- Она должна быть ответственной с фискальной точки зрения. Когда дефицит бюджета еще высокий, как сейчас в Украине, уменьшение бюджетных расходов должно превышать сокращение налоговых поступлений. А устойчивого уменьшения расходов можно достичь только с помощью продуманных реформ, а не простых сокращений, которые могут привести к хаосу.
- Она должна устранить главные препятствия для экономического роста, которые кроются в унаследованной налоговой системе. Ее упрощение чрезвычайно важно, особенно в случае Украины. Подобное упрощение означает максимальное сокращение количества налоговых ставок и льгот. Это, в частности, снизит уклонение от уплаты налогов и коррупцию. Кроме того, способствующая росту налоговая реформа должна сосредоточиться на наиболее вредных налогах. В случае Украины складывается впечатление, что таким является налог на фонд заработной платы. Это поможет сократить размер теневой экономики. В завершение, способствующая росту налоговая реформа создаст равные правила игры для всех, благодаря чему доход после налогов будет определяться настоящей работой и предпринимательской деятельностью, а не манипуляциями со сложной налоговой системой.
- Она должна удовлетворять потребность в справедливом налогообложении. На самом элементарном уровне это означает, что бедные не должны платить больше налогов, чем богатые. Справедливость налогообложения важна не только с моральной точки зрения, но и для того, чтобы сохранить широкую поддержку реформ и правительства.
Я упомянул только те вопросы, которые считаю стратегическими, не затрагивая технических деталей. Но я читал профессиональные сравнительные анализы альтернативных проектов налоговой реформы, предлагаемые в Украине. Исходя из своего опыта и внимательного прочтения этих анализов, глубоко убежден, что предложение Министерства финансов является единственным, отвечающим стратегическим требованиям к рациональной налоговой реформе. Надеюсь, что именно это предложение будет реализовано, поскольку это обеспечит создание в Украине одной из лучших налоговых систем в Европе, которую мы в Польше сможем взять в качестве примера
Варшава, 22 ноября 2015 г.