2022-й для Путина, объявленного лузером года, уже стал одним из худших. Но самые страшные последствия войны для российского президента, очевидно, еще впереди.
Отмена пафосного шоу под видом ежегодной пресс-конференции то ли из-за состояния здоровья 70-летнего «лидера», то ли из-за отсутствия результатов является звоночком для всего международного сообщества. Первый за десятилетия многомиллиардный дефицит бюджета, санкции, рост уровня бедности россиян, военные просчеты, мобилизация и прилеты по территории России — это главные и вместе с тем очень неудобные темы, «замылить» их другими победами и экономическими результатами непросто.
«Специальная военная операция» может стать последней для авторитаризма Путина и началом раскола России.
Каждый Leopard, HIMARS, миллион на восстановление — это гвозди в гроб террориста. Последним же может стать пережитая Украиной зима. В тепле и с освещением.
Да, победа Украины в войне — вопрос времени, не вызывающий сомнений ни у Запада, ни у самих украинцев. Евросоюз не может допустить прямой восточной границы со страной-тираном. Без «подушки безопасности» в виде Украины любое ДТП на встречной с Россией может стать для европейской демократии смертельным. Поэтому победа достанется или военным путем, при условии своевременных поставок оружия, или мирным, если Россия выведет свои войска со всей территории Украины.
Зима-2023 станет проверкой на выносливость в первую очередь для ЕС. И, похоже, Запад нацелен эту проверку пройти.
Миллиард на зиму: Украина не погрузится во тьму
Миллиард евро, чтобы Украина пережила зиму, обязались выделить 70 стран и международных организаций по результатам конференции в Париже. При том, что Банковая просила 800 млн долл. энергетической помощи. Такой разворот станет не только поддержкой украинцев, но и демонстрацией бессилия Путина, рассчитывавшего погрузить страну во тьму. Ведь электрогенераторы для населения сейчас, как бронежилеты для военных.
Было анонсировано, что свыше 500 млн евро уже собраны как гранты от государств и финансовых организаций (см. рис.). Еще 500 млн планируют выделить в ближайшее время как гуманитарную помощь, услуги, льготные кредиты и безвозвратную поддержку.
В частности, 415 млн евро из всей суммы пойдут на восстановление и усиление энергетического сектора Украины, еще более 100 млн — на запасы продовольствия, водоснабжение, обеспечение работы здравоохранения и транспорта. Остальные средства будут распределять исходя из потребностей, ведь общая ситуация постоянно меняется.
Кроме того, Еврокомиссия профинансирует украинцам 30 млн светодиодных ламп. Первые партии LED-освещения планируют поставить уже до конца года. Их будут обменивать у населения на лампы накаливания, а также менять в школах, больницах, детсадах и других объектах инфраструктуры, где еще остались неэкономные лампы. К 30 млн евро инициативы от Еврокомиссии, чтобы «пролить свет в темные времена Украины», приобщится дополнительно пятью миллионами Франция.
И хотя все еще остается риск того, что Новый год украинцы могут встретить при свечах не из-за праздника, а из-за блэкаута, шансы на свет и тепло в домах в течение зимы с помощью Европы увеличивается.
Это и будет поддержкой плана Fast Recovery для восстановления Украины уже во время войны. Украинская власть должна продемонстрировать такую же готовность продолжать двигаться с Европой по пути реализации реформ, усиления эффективности институтов и быть такой же нетолерантной как к Путину, так и к украинской коррупции. Это необходимо также уже сейчас, во время войны.
Платформа восстановления Украины
Как и анонсировалось в ходе конференций в Лугано и Берлине, ЕС видит главным механизмом координации помощи и инструментом обеспечения потребностей Украины создание координационной платформы доноров. Это был наиболее возможный и эффективный сценарий развития событий.
Лидеры G7 заявили о создании Межведомственной платформы координации доноров, главы 46 стран на конференции в Париже подтвердили этот формат, а ее ключевые элементы уже согласованы. Она будет создана при участии Украины, ЕС и международных партнеров.
Можно ожидать, что Платформа заработает уже в начале следующего года. Ее координатором будет назначенный G7 и Украиной высокопоставленный представитель правительства, а Секретариат соберется уже в январе 2023-го.
Платформа станет инструментом координации помощи, чтобы максимально быстро и полно закрывать потребности. Ведь международные партнеры будут видеть их в формате онлайн.
Она позволит Киеву составлять список потребностей в гражданской помощи, а донорам — показывать, что они предоставят в ответ. То есть когда какая-то страна будет помогать с генераторами, другая может подключиться к закрытию дыр в медицине, восстановлению жилья, а финансовый институт — к решению вопроса социальных гарантий. Это позволит избежать дублирования помощи и скоординировать международные усилия именно для того блока, который является критическим на определенный момент.
Платформа будет координировать все существующие механизмы получения Украиной немедленной помощи для срочных потребностей и долгосрочной — для дальнейшего восстановления.
Она станет единым подходом для согласованной бюджетной поддержки Украины в 2023 году. МВФ должен быть одним из центральных в этих усилиях.
Именно таким образом сейчас координируется военная помощь, тогда как для гражданской поддержки механизма не было.
Что должна сделать Украина
G7 не намекнули, а в очередной раз дипломатично объяснили, что будут содействовать программе реформ в Украине, развитию частного сектора и привлечению частных инвестиций. Это важно осуществлять уже сейчас, во время войны, не ожидая более удобной возможности.
Уже очевидно, что ни одна страна или финансовый институт не закроет публичными средствами ни 350-миллиардные потери Украины, ни тем более прогнозируемый триллион долларов.
Если еще этап Fast Recovery почти полностью будет закрываться публичными ресурсами, то на дальнейшее восстановление и модернизацию страны понадобятся частные инвестиции.
Этого ждет Европа и к этому должна готовиться Украина. Так, на конференции в Париже Эмманюэль Макрон призвал 500 французских компаний помочь сделать больше для восстановления Украины, не ожидая окончания войны. Сейчас речь идет о 100 млн евро контрактов на поставку рельсов для железной дороги, восстановление мостов и закупку семян. В дальнейшем же Франция готовит ряд инструментов для стимулирования своих компаний — от страхования до экспортных гарантий.
Перспективы соглашений — десятки миллиардов евро, западные государства и компании уже присматриваются к более конкретным направлениям. От Украины ожидают также содействия, чтобы частные инвестиции стимулировали послевоенное восстановление.
Три основных условия привлечения Украиной частных инвестиций:
- Независимые антикоррупционные институты. Чем больше денег, тем выше коррупционные риски. Восстановление Украины потребует огромных ресурсов. Поэтому уже сейчас нужно обеспечить институциональную состоятельность антикоррупционных органов — от проведения конкурсов на руководителей до институциональной автономии, наделения ресурсами и полномочиями. В частности, после назначения главы САП и повышения эффективности расследования топ-коррупции конкурсы должны быть завершены и в НАБУ и АРМА.
- Реформы и перезапуск правоохранительных органов. Украина обязалась выполнить семь условий Еврокомиссии для сохранения кандидатства в ЕС. В частности, это касается и комплексного реформирования правоохранительного блока.
Должны быть перезапущены правоохранительные органы, поскольку старая система в составе из более 90% бывших милиционеров может и в дальнейшем осуществлять давление и продолжать довоенные коррупционные привычки. Скандалы с участием правоохранителей в схемах поборов за пересечение линии размежевания подтверждают, что коррупционные угрозы остаются сильными даже во время войны.
Украине важно завершить, кроме реформы правоохранительной системы, также судебную и налоговую, чтобы обеспечить прозрачные условия для украинских и международных компаний.
- Перезагрузка АМКУ. Результатом реформы антимонопольной политики должно быть приведение к требованиям ЕС законодательства по защите экономической конкуренции, а также перезагрузка работы Антимонопольного комитета с исключением политического влияния и пересмотром полномочий. Ведь даже адаптированное под европейское законодательство заработает лишь в том случае, если будет эффективно действовать главное антимонопольное ведомство.
Антимонопольный комитет играет не последнюю роль в публичных закупках, количество которых значительно увеличится в ходе восстановления. В частности, когда речь идет о сговорах фирм-участниц в торгах, договоренностях между заказчиком и потенциальным исполнителем и дискриминации других участников, то АМКУ выступает главным судьей. Если же комитет по собственному усмотрению будет выбирать, какие жалобы рассматривать, это может поставить под вопрос прозрачность закупок, навредить экономической конкуренции, а значит, повлиять на доверие бизнеса, заходящего на рынок. Это же касается политического влияния во время рассмотрения таких обращений. АМКУ должен стать эффективным институтом, который в том числе является предохранителем коррупционных рисков.
Кроме этих условий, инвесторы ожидают также и страхования от военных рисков со стороны международного сообщества и Украины как гарантии безопасности.
Сегодня объединение международного сообщества позволяет Украине впервые в истории превратить свои слабости в силу: инфраструктурные потери через десять лет могут стать нашим преимуществом как модернизированные и восстановленные. И если ВСУ делают все для того, чтобы в дальнейшем было что восстанавливать и где модернизировать, то в тылу власть и общественность должны победить в войне с коррупцией.
Вместе с тем прогнозы о возврате Украиной территорий, победа и быстрое восстановление основных объектов инфраструктуры действительно смогут сделать следующий год самым мрачным для Путина за все время его правления.
Больше статей Мартины Богуславец читайте по ссылке.