Конференция в Берлине, состоявшаяся 25 октября при участии топ-чиновников ЕС, послов G7, международных партнеров и украинской власти, — это шаг к серьезному планированию восстановления. Рассказываем о новом плане Маршалла для Украины, который предлагает Запад.
Миссией поколений назвали будущее восстановление Украины канцлер Германии Олаф Шольц и президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
50 экспертов мирового уровня работали над предложениями и планом «Восстановление Украины». Он долженстать новым планом XXI века и вызовом, над воплощением которого будут работать поколения. Речь идет о десятилетиях и не о восстановлении на уровне до войны, а о новом скачке для Украины — в Green Deal, модернизацию, диджитализацию, современные решения и европейские стандарты.
Оригинальный план Маршалла не просто отстроил страны, а остановил распространение коммунизма в Европе и начал процесс интеграции — ЕС. От нового плана Маршалла для нашей страны ожидания не меньшие. Ведь результатом восстановления и реформирования Украины должно стать членство в Европейском Союзе.
Глобальная коалиция: новый план Маршалла и платформа восстановления
Восстановление по западному сценарию предполагает реализацию плана с помощью инклюзивного инструмента — европейской платформы восстановления.
Европейские эксперты называют высокой вероятность лидирующей роли в платформе G7 и Украины, которые назначают координатором американца с мировым именем. Почему американца? Таким образом — с европейской платформой и американским координатором — будет достигнута глобальная коалиция вокруг восстановления Украины. Координатор приобщит к работе специалистов из Еврокомиссии и создаст должность генерального инспектора с большими полномочиями для надзора за потоками финансирования и возможностями расследования обвинений в коррупции.
На начальном этапе платформы вырабатывается антикоррупционная подотчетная и прозрачная система восстановления. В дальнейшем весь процесс восстановления, как можно ожидать, перейдет под контроль Еврокомиссии. Ведь интеграция Украины в ЕС должна идти параллельно с восстановлением и внедрением реформ. Страна-донор должна сохранить контроль над средствами, которые финансирует на восстановлениеУкраины. Это необходимо для обеспечения прозрачности и подотчетности.
Это был вариант, озвученный экспертами до конференции в Берлине.
В ходе конференции лидеры ЕС оставили открытыми вопросы детализации работы платформы, давая возможность высказать видение Банковой и правительства.
Единая позиция Евросоюза и Украины: инклюзивная прозрачная платформа доноров, которая координирует процесс восстановления на нескольких уровнях, является центральным инструментом координации помощи от всех доноров, определяет институциональные рамки восстановления и механизмы финансирования.
«Нам требуется ноу-хау. Нам нужна экспертиза Европейского банка, МВФ — как мы можем оценить необходимость в инвестициях, координировать меры, прозрачно использовать ресурсы и отчитываться об этом… Будут новые законы, новые институты, борьба с коррупцией и новые стандарты», — отметила Урсулафон дер Ляйен, акцентировав, что Украина в платформе восстановления будет играть ведущую роль.
Запустить платформу ЕС и Украина надеются уже к началу следующего года.
Предложение Банковой: формат Рамштайна
Президент Владимир Зеленский в очередной раз подчеркнул: Украина продемонстрировала, что остается физической, энергетической и продовольственной безопасностью мира и после победы сможет замещать«грязные российские энергоресурсы». Взамен нашей стране нужна безопасность в небе и на земле в виде оружия и ПВО, а также финансовая и институциональная помощь.
Зеленский предложил координационную платформу в формате совместного «финансового Рамштайна» по аналогии с оборонительным, доказавшим свою эффективность. Платформа, по видению офиса президента и правительства, должна действовать под председательством ЕС, США и Украины. На борту — международные финансовые партнеры и страны-доноры.
Формат — регулярные встречи в составе G7, международных партнеров, представителей международных финансовых организаций, включая Всемирный банк, МВФ, ЕБРР, с целью координации помощи, определенияприоритетов, источников и механизмов финансирования, поисков инвестиций, учитывая внедрение страхования военных рисков. MIGA выделило Украине уже 30 млн долл. на реализацию пилотного проекта по страхованиюинвестиций.
Под платформой офис президента понимает и «четкое и своевременное направления ресурсов». Особенно на Fast Recovery Plan весом в 17 млрд евро для немедленного критического восстановления — энергетической и транспортной инфраструктуры, больниц, школ, жилья.
«Мы разработали прозрачный план первоочередных шагов в восстановлении — это то, что необходимо Украине буквально для выживания. Не завтра, не в следующем году. Не на конференции в Британии... Именно сейчас!» — заявил Зеленский, указав, что Украина не получила ни одного цента на реализацию Fast Recovery.
Тем временем Украина направила на быстрое восстановление 125 млн евро, что составляет всего 5% от потребности.
Фонд восстановления как первый институт восстановления
Месяц назад в офисе президента анонсировали создание Фонда восстановления Украины как главногофинансового инструмента.
На конференции в Берлине Владимир Зеленский озвучил новый анонс: Фонд должен заработать со следующегомесяца.
Сейчас формат работы Фонда — в составе госбюджета или центрального органа исполнительной власти — официально не анонсируется.
Согласно предыдущему тексту законопроекта, обсуждаемого в кругах международников и экспертной среде,более вероятно, что Фонд будет функционировать во втором варианте.
Положительно то, что у президента учли наши рекомендации по представительству в наблюдательном советеФонда минимум 50% доноров и предусмотрели даже 75% представителей международных институтов и других стран.
Однако беспокойство вызывает несамостоятельность работы Фонда, который, по предложенному варианту и формальным полномочиям, рискует стать технически «кошельком Кабмина».
Среди главных рисков в деятельности Фонда восстановления следующие:
— политическая зависимость. Несмотря на создание наблюдательного совета из 75% представителей доноров, ключевые вопросы решает Кабмин;
— отсутствие координационной функции;
— возможность неформально влиять на органы местного самоуправления, которые лишены права самостоятельно подавать проекты на финансирование;
— отсутствие прозрачных и публичных процедур определения исполнителей;
— несистемность: точечные решения без определения ключевых вопросов восстановления, например, отбор проектов для финансирования, утверждение и выполнение плана восстановления.
Для преодоления этих рисков у института должен быть специальный статус, где Кабмин будет играть роль лишь во время его создания или ликвидации и не будет оказывать влияния на текущую деятельность и деньги. Фонд должен выполнять координационную функцию, это позволит комплексно понимать ситуацию с восстановлением и избежать двойного финансирования проектов. Обязательным для института, распоряжающегося средствами международной помощи, грантами и бюджетными ресурсами, должен бытьконкурсный отбор как проектов, так и персонала. На обязательности конкурентного отбора проектовнастаивала и директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева.
Первый и главный институт восстановления также должен учитывать принципы, задекларированные в Лугано, в том числе партнерство и инклюзивность, что предполагает учет мнения регионов, общественности, возможность участвовать для органов местного самоуправления.
Кроме того, для обеспечения стратегического подхода в восстановлении в Украине должен действовать комплексный закон о восстановлении с учетом требований европейского законодательства, а не точечныерешения.
Также сейчас существует несколько сценариев и версий о будущих распорядителях средств. Не исключено, что они будут действовать параллельно, потому что возможно применение разных механизмов финансирования. Вчастности, речь идет о варианте поступления средств на восстановление бюджетным учреждениям, которыебудут организовывать конкурсы, а также напрямую от донора через электронную систему к хорошо проверенным подрядчикам. В ЕС все настойчивее звучит нарратив об отсутствии необходимости смешивать средства восстановления от международных партнеров с бюджетными.
Преодолеть откаты
Там, где большие деньги, обычно и большая коррупция. Это негативное явление может восстановиться первым после войны.
Высокие стандарты верховенства права и борьба с коррупцией касаются большинства требований Еврокомиссии для сохранения Украиной кандидатства в ЕС.
И хотя конференция в Берлине прошла без громких слов о коррупции с упором на поддержку работы антикоррупционных органов, все понимают, что один-два скандала, связанных с отмыванием средств, и ожидаемой поддержки не будет.
Европейские эксперты называют проблемы, оставшиеся с довоенного времени: олигархи до сих пор остаются монополистами в сферах энергетики, бизнеса, строительства, а политики и чиновники не гнушаются откатами. Расходы на крупные строительные проекты могут быть завышены до 30%. Огромные ресурсы, сотнимиллиардов долларов, которые будет получать Украина на восстановление, могут привести в том числе и кзарождению новой олигархии и провалу усилий восстановления, как это было в Афганистане.
Международные эксперты все больше выражают беспокойство по поводу попыток олигархов грабить экономику во время войны. Ведь на чашах весов сейчас коррупция и восстановление. Второго не будет, если уже в начале восстановления перевесит коррупция.
Ожидаемо, в ЕС предлагают десятую часть вероятных потерь на откатах направлять на борьбу с коррупцией — поддержку антикоррупционных проектов, журналистских расследований, наблюдателей.
Поэтому Украине важно наращивать темпы антикоррупционной реформы, которая продолжается уже восемь лет и является одной из самых скоростных в мире. И хотя нам еще очень далеко до идеала и победы над коррупцией, ведущие модели антикорра действуют.
Украина поразила мир на поле боя. Поразит победой. Сейчас же должна поражать желанием реформ, качественным восстановлением и прозрачностью.
Сегодня важно и показательно то, что риторика ЕС изменилась с «Украине нужно» на «нам нужно».
Украина уже все чаще звучит как следующий член ЕС.
Лидеры Евросоюза высоко оценивают умение Украины коммуницировать с международным сообществом, чтов итоге становится определяющим в привлечении помощи.
Однако украинской власти уже следует налаживать такую же дружескую коммуникацию с Японией, которая в 2023 году принимает на себя председательство в G7 на следующий год. Соответственно, на конференции неоднократно звучала иена — валюта Японии.
Пока месседжи Японии в основном об осуждении действий России, нападении и дальнейшей поддержке в восстановлении. Вместе с тем предварительно Япония планирует поддержать опыт, наработанный Германией в восстановлении Украины.
Следующим же уже третьим международным событием такого масштаба после Лугано и Берлина станетконференция по восстановлению, которая состоится в середине 2023 года в Лондоне. К тому времени можно ожидать, что в Украине уже будут отработаны и начнут действовать на практике механизмы восстановления.
Больше статей Мартины Богуславец читайте по ссылке.