Псевдореформаторы: новые налоги для строителей и остановка мультипликатора

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Псевдореформаторы: новые налоги для строителей и остановка мультипликатора © depositphoto/lucidwaters
Как псевдореформаторы из налогового комитета нацелились ликвидировать «схемы» на рынке недвижимости, или история о том, почему оперативная штопка дырок в бюджете приведет к росту цен на квартиры и продолжительному падению в строительном секторе.

Экономический кризис текущего года, связанный с пандемией, отрицательно сказался на ситуации практически во всех отраслях экономики большинства стран мира, в том числе в строительстве. Как известно, строительная отрасль — фондообразующая, а основная ее задача — обеспечивать  инвестиционные намерения застройщиков качественной продукцией. В то же время она полностью зависит от общего экономического состояния — финансовых возможностей бюджетов всех уровней развивать социальные и инфраструктурные проекты; предприятий и организаций создавать новые и технически переоснащать имеющиеся мощности; населения, которое нуждается в улучшении жилищных условий, как основного инвестора строительства жилья. Крылатая фраза «государство, которое не строит, не имеет будущего» исторически подтверждают примеры многих стран мира. 

Следует отметить, что для Украины, как и для многих стран мира, это не новость. Что-то похожее уже было во время финансового кризиса 2008–2009 гг., когда объемы строительно-монтажных работ относительно 2007-го упали более чем вдвое, а введение в эксплуатацию жилья как важный индикатор состояния дел в отрасли и финансовых возможностей населения снизилось на 40%. 

Это заставило девелоперов искать новые пути в финансовых механизмах обеспечения жилищного строительства, и на рынке появился институт общего инвестирования. 

Кроме того, из-за неудовлетворительной ситуации с курсом валют, невозможности получать дивиденды от банковской системы девелоперы начали направлять остаточные средства на строительство жилья, о чем я недавно подробно рассказал в статье «Киев вошел в города-лидеры по динамике цен на недвижимость: к чему следует приготовиться покупателям». 

Такие шаги в целом позволили в течение 2010–2011 гг. нарастить объемы строительства нового жилья почти на 70%. 

Нельзя обойти вниманием и то, что привлечение средств через институт общего инвестирования привел к еще одному позитиву — детенезации, поскольку существенно уменьшился приток инвестиций из-за пределов Украины, в частности из Кипра. Ведь все понимали, что это не иностранные инвестиции, а деньги отечественных застройщиков, которые они выводили в офшорные зоны. 

Сейчас наши «замечательные реформаторы» решили эту систему сломать и ввести обычный механизм налогообложения при привлечении финансовых ресурсов в строительство жилья через институты общего инвестирования. 

Проанализируем ситуацию в цифровом измерении. По итогам второго квартала текущего года, кстати, как вообще в последние годы, доля строительства в валовом внутреннем продукте составляла всего 2,5%. При этом строительные работы в жилищном секторе определяются на уровне 18% от общего объема строительных работ. То есть в валовом внутреннем продукте жилищное строительство, по итогам второго квартала, составляет 0,45% или приблизительно 4 млрд грн. Как видим, нет темы для дискуссии, ибо следует помнить, что в этом случае вовлеченные в строительство средства являются средствами населения, направленными на приобретение квартир. 

Можно проанализировать ситуацию и с другой стороны. В прошлом году  были введены в эксплуатацию около 5,2 млн кв м жилья в многоквартирных жилых домах. Если считать, что среднестатистическая стоимость 1 кв м жилья в целом по Украине составляет около 15 тыс. грн, а себестоимость равна примерно 75% от общей стоимости, то, с точки зрения налогообложения, речь идет приблизительно о 19 млрд грн, с которых налог на прибыль в размере 18% составляет 3,4 млрд грн. Но на самом деле девелоперы, которые привлекают средства через институты общего инвестирования, платят налог на дивиденды в размере 10,5%. То есть разница составляет 1,4 млрд грн. Вместе с тем нужно иметь в виду, что привлечение средств через институты общего инвестирования использует лишь половина застройщиков, преимущественно в городе Киеве. Таким образом, речь идет о возможном недопоступлении налога в размере 700 млн грн, которое, кстати, имеет отложенный характер. 

Пока что мы говорили о средствах, полученных от продажи квартир. А на эту тему надо посмотреть с другой стороны. Сегодня на строительных работах задействовано 272 тыс. человек. Кроме того, есть промышленность строительных материалов, строительная индустрия, которая выпускает строительные конструкции и изделия, сфера строительного машиностроения. В этих подотраслях в целом работают почти 100 тыс. специалистов. Это если говорить исключительно о производстве. 

Но все мы понимаем, что после введения в эксплуатацию объекта жилищного или общественного назначения население покупает оборудование, оснащение, мебель. Объекты промышленного и перерабатывающего характера нуждаются в новом технологическом оборудовании, машинах и механизмах. Иначе говоря, следует помнить, что каждое рабочее место в строительстве, в конце концов, дополнительно вызывает необходимость в  шести-семи единицах  рабочего и инженерного персонала во многих отраслях экономики — в зависимости от функционала того или иного объекта. 

В своем послании к парламенту 20 октября т.г. президент Украины заявил, что руководство государства планирует поддерживать, прежде всего, те отрасли экономики, которые дают мультипликационный эффект. Как видим, к таким отраслям как раз и относится строительство. 

Однако складывается впечатление, что псевдореформаторы не слышат или не хотят слышать послание президента, а, прикрываясь популистскими фразами, хотят уничтожить то, что создавалось годами и обеспечивало этот мультипликатор. 

Вот почему позиция комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики представляется более чем странной. Мы якобы сделали выводы из предыдущего кризиса, точно знаем, что может удержать отрасль, создать рабочие места и заставить работать экономику, и принимаем противоположные решения. 

Слабость предложений «реформаторов» состоит еще и в том, что на сегодняшний день государство не создало должных условий для привлечения средств на жилищное строительство через банковские учреждения. Даже ипотека под 10% годовых не позволяет среднему гражданину с его среднемесячным доходом приобрести себе более-менее приличное жилье. Это означает, что часть людей, которые хотят улучшить свои жилищные условия, просто не смогут этого сделать. 

И напоследок. Надо четко понимать, что застройщик, девелопер, вообще представитель бизнеса работать себе в убыток не будет. Получается, что у них один путь — повышать  стоимость квадратного метра, что означает переложить «новации по налогообложению» на плечи среднего гражданина, который хочет улучшить свои жилищные условия. Фактически псевдореформаторы захотели быстро получить деньги от крупных и «жадных» застройщиков, но на самом деле  очередной раз залезли в карман к простым украинцам. 

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме