Карантинные ограничения и снижение мобильности людей разрушают цепочки поставок и производства продукции и уменьшают производительность труда; на стороне спроса социальное дистанцирование и высокая неопределенность становятся драйверами падения частного потребления и частных инвестиций. Все указанные процессы приводят к охлаждению экономической активности. МВФ прогнозирует падение глобального ВВП на 4,9% в 2020 году, в том числе на 8% — в развитых странах и на 3% — в развивающихся.
Реальный ВВП Украины уменьшился на 1,3% в первом квартале и на 11,4% — во втором квартале 2020-го относительно предыдущего года. Среди основных секторов экономики наибольшие потери от кризиса понесли транспорт, почтовая и курьерская деятельность (15,8% падения за семь месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и производство сельскохозяйственной продукции (11,2%). Объемы промышленного производства уменьшились на 7,7%, при этом в наибольшей степени пострадали машиностроение, производство обуви, полиграфическая деятельность.
Показатели экономической деятельности Украины в январе—июле 2020-го приведены в таблице. Эти показатели отображают как последствия пандемии и карантинных ограничений для разных секторов экономики, так и углубление кризисных явлений в промышленности, проявляющихся с 2019 года.
Экономические последствия пандемии COVID-19 для многих стран мира оказались намного серьезнее, чем последствия мирового финансового кризиса. Некоторые ученые говорят о том, что экономические эффекты пандемии COVID-19 в мире сравнимы с эффектами долгового кризиса 1980-х годов и Великой депрессии 1930-х (E.Paddaro. Latin America’s Triple Sudden Stop). Вследствие этого десятилетие 2020-х годов уже получило название второго «потерянного десятилетия» для развивающихся стран.
Г.Деб, Д.Фурсери и Д.Остри с использованием ежедневных данных по карантинным ограничениям в 57 странах на протяжении марта—июня 2020 года показали беспрецедентные экономические потери от таких ограничений. Разработанные авторами экономико-математические модели дали следующий результат: средний темп падения промышленного производства в странах с жесткими мерами социального дистанцирования составил 15% (месяц к месяцу). А в странах с минимальными монетарными и фискальными стимулами падение промышленного производства углублялось до 22%.
При этом в странах с формирующимися рынками экономическое влияние пандемии оказалось более тяжелым, чем в развитых странах, поскольку они подверглись влиянию многочисленных внешних шоков. Кроме последствий пандемии и запретных мер, ситуацию усугубляют негативные изменения глобальной среды.
В теории и практике международных финансов хорошо известен феномен внезапной остановки капитала (sudden stop), когда иностранные инвесторы переоценивают кредитные и инвестиционные риски, изымают свои предыдущие вложения из страны или отказываются рефинансировать новые долги и провоцируют таким образом девальвацию и экономический спад. Но сейчас многие развивающиеся страны, по выражению Э.Паррадо, сталкиваются с «тройной внезапной остановкой»: остановкой мобильности людей, разрушением международной торговли и оттоком иностранного капитала.
В результате влияния указанных шоков ВВП стран с формирующимися рынками в этом году должен уменьшиться на 3,2%, в то время как в 2009-м в этой группе стран фиксировался экономический рост с темпом 2,6%.
Как и развитые страны, многие страны с формирующимися рынками с марта 2020 года вместо того, чтобы перейти к более жесткой монетарной политике, прибегли к ее смягчению и проведению более экспансивной фискальной политики. Несмотря на то, что фискальные усилия в этих странах были менее масштабными, чем в развитых, они все же намного превысили меры, принимавшиеся во время мирового финансового кризиса.
Международные эксперты признают, что экономики стран с формирующимися рынками довольно успешно прошли первый этап кризиса, но следующий этап может оказаться более сложным. Темпы инфицирования COVID-19 нарастают, финансовые условия неустойчивы, а пространство для маневров ограничено, особенно в странах с высоким уровнем государственного долга. Примерно у трети экономик с формирующимися рынками еще до начала кризиса был высокий уровень государственного долга, поэтому у них отсутствуют либо стремительно сокращаются возможности применения дискреционных мер бюджетно-налоговой политики.
Декан Лондонской школы экономики и политических наук А.Веласко справедливо указывает на то, что в период пандемии и глубокого экономического кризиса у стран с низкими и средними доходами в целом есть меньше возможностей привлекать государственные займы по сравнению с богатыми странами, поэтому бедные страны тратят столько, сколько могут потратить. И такая ситуация принципиально отличается от ситуации в развитых странах, которые «тратят столько, сколько нужно» (известное высказывание Марио Драги).
По оценкам МВФ, во многих странах с формирующимися рынками потенциал применения традиционных мер экономической политики почти исчерпан. Из-за узкого фискального пространства и неустойчивой денежно-кредитной системы некоторые из этих стран вынуждены будут применять нетрадиционные меры. Эти меры охватывают как регулирование цен на социально значимые товары, так и внешнеторговые ограничения и программы выкупа активов центральными банками, а также регуляторные послабления в части кредитования и финансирования. Отдельные из этих мер, как отмечают эксперты МВФ, довольно затратны, особенно в случае их активного применения. Так, экспортные ограничения могут приводить к серьезной дестабилизации системы многосторонней торговли, а регулирование цен может уменьшить доступность отдельных товаров именно для бедных слоев населения.
Учитывая комплексный характер проблем, с которыми сталкиваются страны с формирующимися рынками, для их решения нужны многосторонние реагирующие меры экономической политики. Во-первых, стратегическая и тактическая меры внутреннего характера должны ставить перед собой цель обеспечить долгосрочный и всеохватывающий экономический рост. Во-вторых, надо поддерживать доступ к ресурсам официальных кредиторов и учитывать возможность закрытия международного рынка капиталов. Пока у стран со средним уровнем доходов существует нормальный доступ к рынку капиталов. Но текущая ситуация неустойчива и может ухудшиться в любой момент. Некоторым странам под влиянием ухудшения бюджетных и экономических условий уже снизили кредитные рейтинги. Если международные финансовые рынки закроются для заемщиков с формирующихся рынков или их ресурсы станут слишком дорогими, то правительствам придется обращаться за помощью к официальным международным кредиторам.
Экономисты МВФ признают, что в странах с чрезмерным уровнем долговой нагрузки следует принимать своевременные и долгосрочные решения по долговым проблемам, в том числе и путем поиска механизмов реструктуризации внешнего долга с включением в схемы реструктуризации частных кредиторов.
В целом, по мнению главного экономиста Межамериканского банка развития Э.Паррадо, из текущего кризиса многие страны с невысоким уровнем доходов выйдут более бедными, чрезмерно обремененными долгами и с колоссальными проблемами экономического неравенства. И даже если удастся избежать долговых осложнений и провести адекватные реструктуризации долга, старший исследователь Стенфордского университета Анна Крюгер обращает внимание на следующий аспект: после окончания острой фазы кризиса политики и экономисты во многих странах вынуждены будут реагировать на опасно высокие размеры государственного долга. В случае же игнорирования сочетание высокой инфляции и финансовых репрессий будет тормозить перспективы экономического восстановления.
Теоретически нетто-погашение государственного долга может проводиться путем уменьшения расходов бюджета либо повышения налогов. Поэтому отдельные экономисты уже прогнозируют в ближайшие десятилетия повышение уровня налогообложения во многих странах. При этом исследователи Института нового экономического мышления Д.Топоровский и Р.Джамп подчеркивают, что текущее наращивание долгов и процентных выплат будет усиливать неравенство распределения доходов и подавлять экономическую деятельность, если обслуживание долга будет проводиться за счет налогообложения бедных слоев населения (The COVID-19 Bailout and its Financing Dilemmas). Чтобы избежать таких негативных эффектов, по мнению ученых, новые налоговые обязательства должны формироваться на основе налогов на богатство и на прибыли бизнеса.
Относительно экономики США А.Крюгер отмечает: неизбежный курс на повышение налогов в США должен реализоваться путем повышения налога на выбросы углекислого газа, налога с оборота, а также налога на личные доходы.
Таким образом, обобщение глобальных тенденций и выявление новых закономерностей противостояния пандемии позволяют сформулировать ряд предложений для экономической политики в Украине.
Во-первых, это соблюдение адаптивного карантина во время пандемии и избежание карантинных мер, наиболее затратных с экономической точки зрения и неэффективных с эпидемиологической точки зрения, — ограничения внутренней мобильности людей и остановки движения общественного транспорта. Экономисты МВФ в рамках исследования «The Economic Effects of COVID-19 Containment Measures» с использованием экономических и медицинских показателей для 57 стран доказали, что остановка внутренних перевозок и перемещения людей наносит существенный ущерб экономике, но слабо влияет на распространение инфекции (в отличие от запрета массовых мероприятий, закрытия рабочих мест, требования домашней самоизоляции и других).
Во-вторых, это начало новых программ рефинансирования НБУ для кредитной поддержки предприятий реального сектора и расширения потенциала государственной программы «5–7–9». Отрасли, которые понесут наибольшие потери от карантинных ограничений и сокращения мобильности людей, требуют искусственной поддержки денежных средств в период кризиса, чтобы избежать массовых банкротств. Что касается целевой группы предприятий, то большинство экспертов признают: на практике очень трудно идентифицировать наиболее пострадавшую группу бизнесов и оценить масштабы сгенерированных убытков, поэтому доступ к дешевым кредитным ресурсам должны получить все предприниматели.
В-третьих, это исследование целесообразности и оценка возможных последствий внедрения нетрадиционной экономической политики в Украине (регулирование цен на отдельные группы товаров, ограничение экспорта капитала, усиление контроля над операциями на валютном рынке, внедрение программы выкупа активов на рынке центральным банком и прочее) в условиях ограничения стимулирующего потенциала фискальной и монетарной политики. В 2021–2022 годах при продолжении экономического кризиса и эпидемиологической ситуации в стране правительство может столкнуться со снижением рыночного спроса на государственные долговые обязательства, возникновением дестабилизационных явлений в монетарной сфере и т.п. В такой ситуации, учитывая общемировые закономерности и беспрецедентный характер текущего кризиса, представляется возможным применение некоторых средств нетрадиционной экономической политики.
В-четвертых, это оценка разных вариантов налоговой реформы Украины в посткризисный период с учетом необходимости радикально уменьшить дефицит бюджета и снизить уровень государственного долга, а также повысить экологические налоги, налоги на богатство и на доходы (прибыли) зажиточных слоев населения. Разные ученые доказывают, что дополнительные налоговые изъятия на погашение долга не должны сокращать совокупное потребление и инвестиции в экономике. Этой цели можно достичь путем налогообложения богатых граждан и их сбережений в форме налогов на богатство и прибыли. Именно в этом случае прирост сбережений богатых слоев населения путем получения процентных доходов на государственные облигации будет уменьшаться за счет дополнительного налогообложения собственности и прибылей корпораций. В целом таким образом будут нивелироваться негативные перераспределительные эффекты повышения процентных выплат по долгу и минимизироваться потенциально негативные последствия для экономики от роста налоговой нагрузки.