Профондация-3

Поделиться
Плановая ревизия выполнения Киевом условий соглашения stand by, подписанного 28 июля 2010 года, вряд ли преподнесет неприятные сюрпризы...

Плановая ревизия выполнения Киевом условий соглашения stand by, подписанного 28 июля 2010 года, вряд ли преподнесет неприятные сюрпризы. Официальные результаты станут известны в начале следующей недели, и, скорее всего, очередной транш от МВФ в эквиваленте 1 млрд. СПЗ (около 1,563 млрд.
долл. по нынешнему курсу) поступит в Украину до 30 ноября с.г.

Действительно, как уже неоднократно заявляли представители правительства, большинство ключевых условий Меморандума об экономической и финансовой политике украинской стороной выполняются. Этот факт публично подтвердил и постоянный представитель МВФ в Украине Макс Альер. Правда, во всех высказываниях официальных лиц почему-то обязательно присутствовали слова «пока» и «сегодня»…

Следует, однако, отметить, что, несмотря на бравурные заявления премьер-министра Николая Азарова и министра финансов Федора Ярошенко, украинская сторона выполнила все-таки не все взятые на себя обязательства. В частности, одним из структурных маяков (обязательных условий) являлась отмена действия Закона «О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги» — с тем чтобы задолженности, накопленные после 1 октября 2010 года, подлежали действию штрафных санкций. Срок, который был установлен меморандумом, — 30 сентября с.г.

Вышеназванный временный запрет был введен украинским парламентом ровно 14 лет назад (13 ноября 1996-го, до этого начислялось 0,01% пени за день просрочки платежа, но не более суммы задолженности).

Добиваясь утверждения программы сотрудничества советом директоров МВФ, правительство поначалу демонстрировало жесткую готовность выполнить обязательство по пеням. Уже 23 июля в парламенте был зарегистрирован кабминовский законопроект (№7013 от 23.07.2010 г. — о внесении изменений в ст. 2 вышеназванного закона от 1996 года). Случайно или нет, но документ содержит любопытнейший правовой казус. В предложенной редакции ст. 2 сначала отменяет действие всего закона (с 1 января 2011 года). А следующим положением (уже вроде не действующего закона) устанавливает, что с этой же даты (01.01.2011 г.) возобновляется начисление пени.

Что стало настоящей причиной этой оплошности — спешка при подготовке документа или повод для его возвращения на доработку закладывался специально — можно только гадать.

Но очевидно, что особого желания принимать соответствующий закон накануне местных выборов у властей, конечно же, не было. Ведь новость о возобновлении — после полутора десятка лет паузы! — пеней при резко дорожающих коммунальных услугах имела бы резонанс не слабее возникшего по поводу решения о повышении самих тарифов или об увеличении пенсионного возраста для женщин.

Так стоит ли удивляться, что законопроект был жестко раскритикован не только Главным научно-экспертным управлением Верховной Рады (ГНЭУ), но и профильным комитетом — по вопросам социальной политики и труда, возглавляемым главой Федерации профсоюзов Украины регионалом Василием Харой. Вскоре после утверждения программы и выделения первого МВФ-ского транша, 9 сентября, комитет внес проект постановления, предлагающего вернуть законопроект на доработку в Кабмин. Также по ходу дела появился альтернативный законопроект депутата Ю.Кармазина (№7013-1 от 23.07.2010 г.).

В числе прочего комитет мотивировал свое решение тем, что на сегодняшний день так и не выполняется главное условие снятия временного запрета — «устранение невыполнения государством обязательств по выплате зарплат, пенсий, стипендий, других денежных выплат». Интересно, не придется ли этого ждать еще лет пятнадцать?

При этом комитет привел весьма любопытную статистику. По данным Госкомстата, задолженность по зарплате, как минимум до последнего времени, постоянно росла. На 1 января текущего года она составляла 1,47 млрд. грн., а 1 июля — уже 1,79 млрд.

По данным ДК «Газ Украины» на 27 июля 2010 года, уровень расчетов населения за газ в текущем году составлял 84,4% (при этом Винницкая, Харьковская, Херсонская и Николаевская области рассчитались на 100%). Всего, по данным Госкомстата, долг населения за газ составлял 10,8 млрд. грн.

Признавая необходимость повышения дисциплины расчетов за услуги ЖКХ в целом, комитет ссылается на мнение ГНЭУ ВР, которое «не видит реальных оснований для надежд на значительный позитивный эффект от принятия этого закона: если определенная часть граждан вследствие несвоевременной выплаты им заработной платы и других денежных выплат не может сейчас своевременно оплачивать жилищно-коммунальные услуги, то она тем более не сможет оплачивать соответствующие услуги, увеличенные на сумму насчитанной пени».

«Считаем, что принятие поданного законопроекта без устранения причин, которые в свое время вынудили к принятию решения о запрете взыскания пени, приведет только к увеличению суммы задолженности населения по оплате услуг ЖКХ, а для некоторых категорий должников — к превращению задолженности в безнадежную. А это, в свою очередь, может привести к наложению взыскания на принадлежащее этим лицам жилье и его утрату ими».

Как подметил один из опрошенных «ЗН» экспертов, официальный Киев в этом вопросе попросту начал тянуть время. Рассмотрение законопроекта в парламенте было запланировано на 4 ноября — следующий день после приезда МВФ-ской миссии в Киев. Так что если бы вашингтонские ревизоры начали грозно стучать по столу, требуя немедленного выполнения обязательства, вполне можно было бы и подсуетиться.

Но судя по тому, как с подачи спикера Литвина, озвучившего «предложение, чтобы рассмотрение законопроектов 7013 и 7013-1 перенести на следующую пленарную неделю (16—19 ноября)», такое решение было принято, представители Вашингтона поскупились на громы и молнии. В итоге вопрос в парламенте если и будут рассматривать, то не раньше 30 ноября.

Видимо, не слишком придирчивы в МВФ и к тому, что некоторые их требования Киев выполняет формально. Так, согласно количественным критериям эффективности, потолок задолженности по возмещению НДС был установлен на уровне 3 млрд. грн. на конец сентября, а к концу года предполагалась полная ее ликвидация. Как бодро отрапортовал 9 ноября премьер-министр, в вопросе о задолженности сегодня «речь идет о 2—1,5 млрд. грн. — такой порядок цифр».

Порядок, может, и такой, вот только большой вопрос, как сами цифры считаются? Ведь буквально два дня спустя первый замминистра финансов Вадим Копылов в ходе заседания парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, посвященного проекту Налогового кодекса, озвучил несколько другую цифру. По его словам, «на 1 ноября задолженность по возмещению НДС составляла около 9 млрд.
грн.», и «это дает нам возможность до конца года полностью ликвидировать просроченную задолженность, поскольку в бюджете у нас есть ресурс 9 млрд. грн.».

Откуда нестыковка? Видимо, либо первый замминистра финансов просто не знал, что с 1 по 9 ноября львиная доля задолженности (на 7—7,5 млрд.) уже была погашена, либо цифры премьер-министра эти самые 7—7,5 млрд. по какой-то причине не учитывают…

Впрочем, НДСовских «цыплят», как и многие другие показатели, стороны будут считать уже весной: на март 2011 года запланирован второй пересмотр и проверка выполнения критериев эффективности выполнения программы по состоянию на конец декабря 2010-го. Тогда и станет понятно, уложилось ли правительство в «потолок» увеличения дефицита сектора общегосударственного управления в размере 71 млрд. грн. (включая НАК «Нафтогаз Украины», на нужды рекапитализации которой в ноябре было выделено 7,4 млрд. грн.). И поверят ли представители МВФ, что бюджет-2011 не выйдет за рамки дефицита в 3,5%.

Тоже пока вопрос, не превысит ли рост показателя денежной базы за второе полугодие с.г. оговоренные 5,45 млрд. грн. (до 225 млрд. грн.). На конец сентября этот показатель находился в более чем комфортной зоне — из-за перебоев с поступлениями валюты в августе и сентябре произошло его резкое, более чем на 7 млрд. грн., сокращение (до 216,7 млрд.). Но уже в октябре рост денежной базы возобновился, составив сразу 4,84 млрд. грн., а агрегированный показатель (221,56 млрд.) приблизился к предельному значению (225 млрд.) на расстояние вытянутой руки.

Скорее всего, именно к моменту предоставления следующего транша заиграет новыми красками тот перечень ключевых проблемных вопросов в переговорах с МВФ, который еще в первых числах ноября неосторожно озвучил вице-премьер-министр Тигипко. Это, напомним, выполнение госбюджета, бюджета «Нафтогаза», Налоговый кодекс, а также пенсионная реформа.

Возможно, министр финансов Федор Ярошенко и прав в том, что существующий перечень вопросов требует только технического урегулирования, и принципиальных разногласий между Украиной и МВФ на сегодняшний день не существует. Очень хочется верить и премьеру Николаю Азарову, что «сегодня не существует противоречий относительно видения ситуации и действий правительства для выхода страны из кризиса и возобновления экономического роста». Тем более что и постоянный представитель МВФ в Украине Макс Альер подтвердил эти слова, заявив в четверг, что «пока дискуссии идут хорошо».

Как отметил г-н Альер, программа сотрудничества Украины с МВФ является «очень амбициозной», и «пока она выглядит довольно перспективно». По его словам, главное сегодня — обеспечить финансовую и макроэкономическую стабильность, поэтому настораживающим фактором является инфляция в стране свыше 10% в год и прогнозы того, что она будет расти.

Именно в плоскости обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности находились претензии МВФ к проекту Налогового кодекса, о которых упоминал вице-премьер Тигипко и наличие которых потом опровергал премьер Азаров.

«Эксперты МВФ не совсем понимают логику правительства в налоговой реформе и расценивают ее как достаточно рискованную», — заявил на состоявшейся 10 ноября встрече с представителями Федерации работодателей Украины руководитель миссии Танос Арванитис. В принципе, МВФ не против снижения налогового бремени в Украине, но, принимая во внимание сегодняшнюю бюджетную ситуацию в Украине и имеющуюся фискальную политику, считает скорость, с которой предлагается снижать ставку налога на прибыль до 16% уже в 2011 году, очень рискованной. «Для такого быстрого снижения правительству, прежде всего, необходимо найти механизмы, которые сократят расходы. Ведь три четверти поступлений в украинский госбюджет идут сегодня на зарплаты и другие социальные выплаты. Правительство тратит на это почти 50% ВВП, а это половина экономики государства».

Также г-н Арванитис сказал о том, что в дискуссии с правительством относительно широко обсуждавшейся проблемы упрощенной системы налогообложения МВФ советовал Украине оставить «упрощенку» для очень маленьких предприятий, доход которых составляет до 500 тыс. грн. в год. Предприятия же, доход которых превышает эту сумму и достигает 3 млн. грн., следует перевести на общую систему налогообложения, внедрив для них 16-процентный налог на прибыль. В отношении же крупных предприятий до снижения бюджетных расходов говорить о налоге на прибыль в 16% преждевременно.

Ну и, наконец, еще один важный проблемный пункт — уже озвученное намерение отказаться от некоторых ключевых пунктов пенсионной реформы. Якобы «правительство нашло компенсаторы тех доходов, которые планировалось получить в Пенсионный фонд от повышения пенсионного возраста для женщин». Этот таинственный компромиссный вариант украинская сторона должна была обсудить на нынешних переговорах с иностранными донорами. Якобы сокращение дефицита Пенсионного фонда будет достигнуто благодаря сокращению его расходной части.

В поддержку позиции правительства уже выступили представители украинских профсоюзов, встреча которых с миссионерами фонда состоялась 8 ноября. По информации ФПУ, «на встрече были представлены наработки двусторонних рабочих групп (правительства и профсоюзов), в которых указано на наличие ресурсов и возможностей (экономических, финансовых, организационных), позволяющих воздержаться от повышения пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет в ближайшие годы и повышения цен на газ для населения на 50% с апреля 2011 года».

Видимо, эти и другие предложения украинских профсоюзных деятелей так впечатлили представителей МВФ, что те даже выпустили по поводу встречи специальный пресс-релиз… не содержащий никакой конкретной информации. Мол, «состоялся конструктивный обмен мнениями», «стороны пришли к согласию по поводу…», «широко обсуждалась необходимость мер для обеспечения устойчивости пенсионной системы на длительную перспективу».

Вывод из всего этого малоутешителен. Реформационный пыл нынешней власти упал уже настолько, что страна рискует не только не дождаться широко разрекламированных реформ от соответствующего президентского комитета, но и лицезреть ревизию того перечня стабилизационных мер, на которые власть решилась под давлением иностранных доноров. Сомнительным становится все — и перспективы выделения весеннего транша, и достижения той стабильности, через которую страну обещали привести к процветанию.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме