Мировая экономика ныне находится в кризисном состоянии: в развитых странах мира уже наблюдаются признаки рецессии. То, что начиналось как кризис на финансовых рынках, уже оказывает негативное влияние на реальную экономику, поскольку в результате сокращения объемов привлеченных кредитных средств ухудшается ситуация с инвестициями и производственной деятельностью компаний, а из-за снижения доверия потребителей уменьшаются потребительские расходы. Кроме того, вследствие снижения цен на активы и товары сводятся к нулю достижения экономического роста, темпы которого в течение 2003—2007 годов были особенно высокими.
Украина одной из первых среди развивающихся стран пострадала от кризиса, но она не будет единственной. Для преодоления последствий кризиса в Украине нужно будет прибегнуть к последовательным и решительным стратегическим мерам, которые будут поддержаны мощным политическим консенсусом и направлены на сбалансирование экономики, реабилитацию финансового сектора, защиту уязвимых слоев населения и осуществление ключевых инвестиций в инфраструктуру. Это позволит создать предпосылки для возрождения экономики. Украине будет необходима также поддержка частного сектора и международного сообщества.
Впервые за последние десять лет Украина входит в состояние рецессии, страдая при этом от резкого ухудшения условий торговли и от внешних финансовых шоков, оказавшихся значительно более глубокими, чем предполагалось. Однако она должна также расплачиваться и за несколько лет несбалансированного экономического роста, двигателем которого было потребление, и за непоследовательную макроэкономическую политику, которая не была взвешенной, а скорее зависела от экономических циклов, что привело к увеличению масштабов необходимых корректировок.
Украинские власти быстро отреагировали на эти вызовы и подготовили пакет антикризисных мер, а также обратились за помощью в Международный валютный фонд. Кредит «стенд-бай» в сумме 16,5 млрд. долл. США, утвержденный 5 ноября 2008 года Советом исполнительных директоров МВФ, обеспечивает якорь для макроэкономической стабильности, поощряет частных инвесторов к переносу сроков погашения кредитов, предоставленных предприятиям и банкам, тем самым предупреждая углубление экономического спада в результате кредитного кризиса.
И все-таки возникает вопрос, являются ли эти меры достаточными. Скептики указывают на большую потребность во внешнем финансировании, которую кредит МВФ покрывает лишь частично. К тому же нестабильная политическая ситуация с возможными внеочередными парламентскими и очередными президентскими выборами и периодическим параличом Верховной Рады, а также риски, связанные с коррупцией и неэффективным управлением, могут снизить эффективность принятых антикризисных мер. Учитывая эти риски, у некоторых может появиться соблазн забрать свои деньги сейчас, пока еще не поздно.
Подобный скептицизм понятен, но вместе с тем опасен. Пессимизм в нынешней ситуации может превратиться в самовнушаемое пророчество. В случае потери доверия проиграют все. Крах в Украине, очевидно, станет предвестником проблем на многих других развивающихся рынках. Дабы избежать этой ситуации, частный сектор должен сплотиться. Быстрое принятие антикризисного законодательства в Верховной Раде показало, что политические лидеры в Украине способны объединиться в случае необходимости. Они должны сохранить это единство и продолжать открыто общаться и решительно действовать в течение следующих недель и месяцев.
Украинцы понимают, что изменения необходимы. Экономический популизм и меркантилизм — плохая стратегия во время глобального кризиса. Она приводит к изоляции и разрушает международное доверие. Страны, придерживавшиеся подобной стратегии, дорого заплатили вследствие более серьезного спада производства и более медленного возрождения после того, как исчерпалось международное доверие. Те, кто определяет политику в Украине, не должны повторять эти ошибки.
Международное сообщество может оказать Украине дополнительную помощь. Группа Всемирного банка готовит пакет помощи, который будет способствовать тому, чтобы пережить шторм и обеспечить постоянное восстановление экономики. Этот пакет состоит из трех элементов. Первый из них предполагает оказание немедленной поддержки бюджету Украины при помощи займа в поддержку политики развития-III. В рамках этого займа, который в ближайшем будущем будет подан на рассмотрение Совета исполнительных директоров Мирового банка, будет оказываться поддержка ключевым структурным реформам, которые должны продемонстрировать твердое намерение Украины улучшить инвестиционный климат для иностранных инвесторов, повысить эффективность использования страной собственных бюджетных ресурсов и обеспечить защиту бедных и уязвимых групп населения.
Во-вторых, Группа Всемирного банка совместно с МВФ, Европейским банком реконструкции и развития и другими двухсторонними партнерами по развитию готовит пакет помощи, предназначенной для реабилитации банковской системы Украины. Этот пакет охватывает техническую помощь в определении потребностей в дополнительном капитале для системно важных банков; укреплении регуляторной базы по закрытию банков, что сделало бы возможным быстрое вмешательство в случае неплатежеспособных и менее важных для банковской системы банков и защиту их вкладчиков; управлении активами банков, перешедших в собственность государства, а также в предоставлении финансовой помощи государственному бюджету на расходы, связанные с рекапитализацией и закрытием банков.
В-третьих, Украина должна обеспечить защиту наиболее бедных и уязвимых слоев населения в период экономического спада и заложить фундамент для стабильного и быстрого возрождения экономики. Уровень бедности в Украине снизился вдвое — с более чем 47,2% в 2003 году до почти 24,5% — в 2006-м (в качестве показателя черты бедности взяты 5 долл. США в день по паритету покупательной способности). Этот успех — одно из самых серьезных достижений в снижении бедности в регионе Восточной Европы и Средней Азии — сегодня оказался под угрозой, поскольку реальные доходы сократятся, стоимость социальных трансфертов уменьшится, а безработица возрастет.
У Украины есть и фискальные ресурсы, и механизмы, необходимые для защиты самых уязвимых групп населения. Государство расходует на трансферты социальной помощи 2,5% ВВП, что соответствует среднему уровню для стран ОЭСР. Эффективность адресности программы социальной помощи самым бедным в Украине превышает 70% (это значит, что более 70% этой помощи фактически получают бедные), что является одним из самых высоких показателей в мире. Однако эта программа не получает надлежащего финансирования и поэтому не доходит до всех людей, нуждающихся в ней, тогда как многие другие виды социальной помощи характеризуются низким уровнем адресности.
Повышение адресности и улучшение охвата помощью тех, кто в ней нуждается, можно обеспечить путем замораживания льгот по профессиональному признаку и других неадресных социальных выплат (наподобие жилищно-коммунальных субсидий) и увеличения финансирования программ с надлежащим уровнем адресности, таких как программа социальной помощи самым бедным. Таким образом, по оценкам Всемирного банка, можно сэкономить, перераспределить и направить на помощь бедным около 0,7% ВВП. Мы тесно сотрудничаем с властями над решением этой задачи.
Не прошли бесследно годы значительно более низкого, по сравнению с другими развивающимися рынками, объема инвестиций. Автомобильные дороги Украины находятся в плохом состоянии, железные дороги характеризуются низкой скоростью и лишь частично электрифицированы, коммунальные услуги сопровождаются высокими техническими потерями и низкой надежностью, состояние школ и больниц приближается к аварийному. Ныне, в период уменьшения общей суммы фискальных расходов, Всемирный банк готов увеличить свои инвестиции в инфраструктуру общественного назначения, чтобы способствовать быстрому возврату к постоянному экономическому росту. У нас есть более 1 млрд. долл. выделенных, но не использованных средств на государственные инвестиции в социальном и энергетическом секторах Украины. Два крупных проекта в транспортном секторе: один — по модернизации автомобильной дороги Киев—Харьков и другой — по модернизации участка железной дороги вдоль основного транспортного коридора «север—юг» из России в Крым — близки к одобрению, что обеспечит финансирование в несколько сотен миллионов долларов. Ряд других проектов находится на этапе подготовки.
В течение последних лет двигателем высоких экономических показателей Украины было частное предпринимательство. Оно будет и двигателем возрождения экономики после выхода из нынешнего кризиса. Международная финансовая корпорация (МФК) продолжит поддерживать своих клиентов и развивать частный сектор в Украине. МФК создала глобальные инструменты для устранения препятствий на пути финансирования торговли и обеспечения капиталом банков на развивающихся рынках. Украина также может воспользоваться этими инструментами. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, отвечающее в Группе Всемирного банка за страхование политических рисков, предоставило гарантии для частных инвестиций в финансовом секторе в размере 590 млн. долл. в течение последних 15 месяцев, стимулируя тем самым к долгосрочному вложению средств в развитие украинских частных предприятий.
Украина является ключевым звеном между Востоком и Западом. Она сохраняет огромный экономический потенциал, имея квалифицированную и сравнительно дешевую рабочую силу, прочные транспортные связи с Европой, Россией и Ближним Востоком, богатые природные ресурсы. Ее все еще не насыщенный внутренний рынок остается огромным. Рассудительные инвесторы найдут здесь широкие возможности. Граждане Украины сохраняют благосклонное отношение к демократии и рыночной экономике, а крупнейшие политические силы имеют общее стратегическое видение относительно интеграции в Европу. Группа Всемирного банка вместе со своими партнерами по международному развитию готова помогать воплотить это видение в реальность. Во времена кризиса мы рассчитываем на долгосрочное сотрудничество и наращиваем наше присутствие. Украина этого заслуживает.
Шигео КАТЦУ