Преодолеть троекратную дыру в торговом балансе. Миссия возможна?

3 июня, 11:27 Распечатать Выпуск №21, 2 июня-8 июня

Объемы отечественного импорта значительно превышают объемы экспортных поставок и этот тренд необходимо изменить.

В мае 2018-го Украина очень скромно отметила десятую годовщину членства в ВТО. Несмотря на отдельные достижения и победы, в целом поводов для празднований немного.

Начиная с 2005 г. (рис. 1), с тех пор, как Украина, готовясь к полноценному членству в ВТО, встала на активный путь либерализации торговли, объемы отечественного импорта значительно превышают объемы экспортных поставок. Эта негативная тенденция сохраняется и по сегодняшний день. По данным НБУ, отрицательное сальдо внешней торговли товарами динамично росло с 3,45 млрд долл. США в 2015 г. до 6,94 млрд — в 2016 г. и 9,37 млрд долл. — в 2017-м.

При этом на экспорт из Украины идут преимущественно сырье (зерно, железная руда) и продукция первичной обработки (черные металлы, подсолнечное масло), тогда как около половины импорта — готовая продукция конечного потребления. Получается, что отечественные производители высокотехнологичной продукции машиностроения, как и большинство производителей значительно более простых благ (одежда, мебель, бытовая техника) не только не получили доступа к зарубежным рынкам, но и были вытеснены с украинского. Доля непродовольственных товаров отечественного производства на внутреннем рынке Украины на протяжении 2005–2017 гг. уменьшилась с 57,6 до 32,6%. Все это разгоняло и без того стремительные процессы деиндустриализации национальной экономики, которые приобрели угрожающие масштабы и подтвердили разрушение значительной доли когда-то мощного промышленного потенциала страны. Доля перерабатывающей промышленности в ВВП Украины с 1993 г. обвалилась с 41,1 до 14,2%.

Очевидно, что сейчас одной из ключевых задач правительства должен был бы стать системный пересмотр внешнеторговой политики. Так, в рамках системы соглашений ВТО существует огромный арсенал инструментов и механизмов формирования торговой политики. Но введение новых мер или институтов — сложный и длительный процесс, предполагающий соответствующую процедуру, наличие соответствующей экономико-правовой аргументации и мастерство ведения торговых переговоров.

Однако при анализе мер в рамках нашумевшего #Експортуй практических шагов, которые бы оказали системное влияние и несли коренные изменения, не наблюдается. Вместо этого ощущается системная манипуляция и подмена понятий со стороны МЭРТ — живописная стратегия с сумбурным набором стран и мер, регулярный #Подорожуй и другие популистские меры, хорошо профинансированные донорами.

Приведу несколько государственных политик, которые, по моему мнению, должны быть безотлагательно реализованы для создания устойчивых предпосылок преодоления системных дисбалансов во внешней торговле.

Запуск Экспортно-кредитного агентства. Следует напомнить, что закон Украины о создании ЭКА был принят и подписан президентом Украины еще в 2016 г. Его главной целью является стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции путем государственного гарантирования, страхования и удешевления процентной ставки на кредитование контрактов ВЭД.

В июне 2018 г. будет уже год, как МЭРТ жестко нарушает прямую норму закона, ведь ЭКА так и не создано. Хотя действующая норма позволяет это сделать в полном объеме на основе лучших мировых практик. Даже в бюджете предусмотрены соответствующие средства. Вместо этого потенциальные фигуранты уголовных дел о преступной бездеятельности, правительственные "благодетели", пытаются протолкнуть в парламенте законопроект №8318 от 23 апреля 2018 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения эффективного функционирования Экспортно-кредитного агентства". Кроме этого, стремясь добавить позитива, в ленте на официальной странице МЭРТ после фатальной неподдержки профильным комитетом ВРУ этого законопроекта появляется откровенная дезинформация об очередной #Перемоге — эффективное функционирование ЭКА будет обеспечено. Якобы это агентство уже давно работает, и пора его усовершенствовать.

Создание полноценной сети торговых представительств Украины за границей. После осознания и признания неэффективности решения о ликвидации в
2010 г. зарубежных торгово-экономических миссий десятками правительственных программ определено как неотложная мера восстановление зарубежных торговых представительств. С учетом этих задач в государственном бюджете уже несколько лет подряд закладываются соответствующие средства. Однако перманентных зарубежных торговых представительств не видно даже на горизонте. Вместо этого, анализируя бурную деятельность МЭРТ, можно отметить большое количество так называемых торговых миссий в разные страны. Да, посещение высокими должностными лицами вместе с делегацией экспортеров разных стран — дело, конечно, нужное с точки зрения повышения авторитета и эффективности выхода на внешние рынки. Но это принципиальная подмена понятий, ведь речь идет о создании перманентной сети торговых представительств Украины за границей. Это специализированные учреждения, направляемые непосредственно МЭРТ и 24/7 отвечающие за защиту и продвижение интересов отечественного бизнеса за границей.

Упрощение процедур торговли. Да, именно процедур. Говоря об актуальности этого вопроса, следует отметить, что мировое сообщество всесторонне поддержало принятие новейшего Соглашения ВТО "Об упрощении процедур торговли", главной целью которого является устранение чрезмерной бюрократии и коррупции при осуществлении экспортно-импортных операций путем гармонизации и систематизации этих процедур на мировом уровне.

Важность настоящего Соглашения трудно переоценить. Так, по оценкам экспертов Всемирного экономического форума, полноценная имплементация этого Соглашения всеми членами ВТО (а это 98% мировой торговли) обеспечит рост объема мировой торговли на 3–5%. Для сравнения, сокращение тарифных барьеров и создание ВТО (по результатам Уругвайского раунда переговоров) обеспечило бы рост мировой торговли на уровне 2–3%.

Согласно расчетам, выполненным в системе экономического анализа, моделирования и прогнозирования GTAP, имплементация в Украине Соглашения ВТО "Об упрощении процедур торговли" обеспечит увеличение отечественного экспорта на 10%. Указанным Соглашением ВТО и рекомендациями ЕЭК ООН определен четкий набор мер по ее имплементации. В Украине уже даже реализован ряд проектов международной технической помощи на эту тему. Однако результаты пока, к величайшему сожалению, довольно печальные.

Первоочередными мерами имплементации указанного Соглашения ВТО для всех членов организации определены создание национального комитета по упрощению процедур торговли и принятие соответствующей стратегии. Вопреки тому факту, что Украина одной из первых ратифицировала это Соглашение (еще в 2016 г.), учитывая актуальность комплексных реформ, в частности по устранению чрезмерной бюрократии при осуществлении экспортно-импортных операций, Национальный комитет в Украине создан только в 2018 г. Конечно, в закамуфлированном виде под благородным названием — Национальный комитет по международной торговле, где вопросами упрощения процедур торговли занимается лишь отдельный подкомитет. О стратегии пока новостей нет. Наверное, ищут очередного донора международной технической помощи, при том что отечественными экспертами четкие планы мер разработаны еще в 2014 г. А показатели времени и стоимость проведения экспортно-импортных операций в Украине едва ли не самые высокие в мире. То есть дорого и долго.

Пересмотр таможенно-тарифных обязательств Украины. По результатам продолжительной работы профильных органов государственной власти вместе с представителями бизнеса еще в 2013 г. Украина проинформировала ВТО и ее членов о намерениях пересмотреть таможенно-тарифные обязательства по 371 товарной позиции. Это вызвало фурор и обеспокоенность мирового сообщества, ведь это стало первым таким кейсом в общемировой практике. Обычно страны пересматривали в среднем 2–3 товарные позиции. Правда, следует подчеркнуть, что никаким нормативно-правовым актом ВТО не определено количество товарных позиций, которые могут пересматриваться. Положениями соглашений ВТО определяются только процедура и механизм, который, в частности, предусматривает обеспечение стороной, пересматривающей тарифные расписания, внедрение соответствующих компенсационных мер.

Поэтому, с правовой точки зрения, Украина выполнила все формальные условия: было сообщено о намерениях, представлено экономико-правовое обоснование, сформированы компенсационные механизмы, подготовлена переговорная позиция и т.п.

Следует отметить, что пересмотр 371 товарной позиции был своеобразной, уникальной и максимально сбалансированной инициативой, ведь предполагалось не только повысить уровень ставок таможенных тарифов, но и сократить по отдельным позициям.

Интересен тот факт, что большинство стран мира после детального анализа и проведения неформальных консультаций в целом готовы были воспринимать такую инициативу Украины. Но в результате событий 2014–2015 гг. новая команда профильного министерства, скорее всего, руководствуясь эмоциями и при отсутствии компетенций, а также банального экономического образования, отозвала официальное сообщение Украины о намерениях пересмотреть тарифные расписания, чем фактически законсервировала пересмотр таможенно-тарифных обязательств нашей страны в рамках ВТО. Вместе с тем для успокоения возмущенного бизнес-сообщества было дополнительно зарезервировано право Украины на пересмотр таможенных тарифов на протяжении 2015–2017 гг.

Однако по состоянию на май 2018-го ни одна тарифная позиция Украины в рамках ВТО не пересмотрена.

Что интересно, профильное министерство, отвечая на запросы о бездеятельности в этой сфере, в знаменитом оптимистическом стиле сообщает (а точнее, откровенно обманывает), что не получало соответствующих обращений от бизнеса, но с целью обеспечения эффективной защиты отечественного товаропроизводителя повторно зарезервировано соответствующее право на следующий двухлетний период!

Конечно, пересмотр тарифных обязательств Украины в рамках ВТО актуален с момента присоединения к этой организации. Концептуально пересмотр должен базироваться на принципах введения минимальных ставок ввозной пошлины на сырьевые товары, комплектующие и оборудование, которые не производятся в Украине, и максимально высокие ставки на импорт готовой продукции и экспорт сырья.

Понятно, что это невероятно сложная задача. Ведь формирование таможенно-тарифной политики — это комплексная мера, которая должна учитывать, во-первых, современные тенденции внешней торговли Украины: две трети отечественного экспорта представляют сырье и полуфабрикаты, тогда как в структуре импорта доминирует готовая продукция, частично произведенная из нашего сырья. Во-вторых, максимально филигранно определить и экономически обосновать общую композицию пересмотра и каждую отдельную товарную позицию в целях сокращения, повышения или внедрения новых пошлин (например на экспорт сырья). В-третьих, профессионально согласовать новые таможенно-тарифные обязательства Украины в рамках ВТО.

Говоря о профессиональности формирования и реализации внешнеторговой политики, очень важно подчеркнуть проблему кадрового обеспечения. На фоне низкой мотивации привлечения квалифицированных кадров к государственной службе в Украине фактически отсутствует специализированная подготовка кадров в сфере международной торговли. Так, на сегодняшний день практически в каждом вузе есть учебные программы по вопросам международной экономики и т.п. Но это общеуниверситетские программы, лишенные практического взаимодействия с бизнесом и профильными организациями исполнительной власти. Выпускника с таким образованием еще довольно долго надо учить непосредственно на рабочем месте.

Мировая практика свидетельствует о наличии специализированных ведомственных учреждений, призванных готовить высококачественные кадры, заточенные на профессиональное решение непосредственных задач государства. Украина также имеет опыт специализированной подготовки кадров в сфере международной торговли. Указом президента Украины от 30 мая 1995 г. №403/95 "О системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих" была создана Украинская академия внешней торговли (УАВТ) для обеспечения государственных потребностей в высококвалифицированных кадрах во внешнеторговой сфере национальной экономики, в частности с целью подъема авторитета Украины в международных экономических отношениях.

Указом президента Украины от 30 сентября 1999 г. "О дополнительных мерах по реализации антидемпингового законодательства" УАВТ определена базовым государственным учебным заведением по вопросам подготовки и переподготовки кадров в сфере взаимодействия с ВТО и повышения эффективности применения инструментов торговой защиты.

В дальнейшем рядом нормативно-правовых документов Кабинета министров Украины УАВТ была уполномочена на специализированную подготовку кадров для зарубежных торгово-экономических миссий Украины и повышение квалификации государственных служащих по вопросам международной торговли и т.п.

Кроме этого, УАВТ на системной основе обеспечивала экономико-правовой анализ международных торгово-экономических отношений Украины, экспертизу международных договоров, законов Украины и других нормативно-правовых актов в сфере международной торговли.

Однако в результате ряда административных реформ это учреждение фактически уничтожено.

Обострение дефицита специализированных кадров по вопросам международной торговли и организации соответствующих экономических исследований обусловливало неоднократную постановку на правительственном уровне вопроса восстановления Академии внешней торговли в подчинении МЭРТ. Особое внимание этому следует уделять в контексте необходимости реализации упомянутых выше мер институционального развития и диверсификации внешней торговли Украины, а именно: обеспечения профессиональной подготовки кадров для работы в зарубежных торговых представительствах, ЭКА, центральных, региональных и отраслевых органах государственной власти и т.п. Но реакция профильных чиновников на эти вызовы досадна и банальна — очередной проект международной технической помощи, в рамках которого отечественным экспортерам коллективно показывают видеозаписи балтийских экспертов из виртуальных вузов. Ничего лично против этих экспертов не имею, но существуют большие сомнения, что именно они могут научить чему-то украинских экспортеров, в частности высокотехнологичных товаров.

Перечень первоочередных мер по преодолению негативных явлений во внешней торговле Украины вполне логично продолжить вопросами развития промышленности и производства, потому что, как известно, даже в случае беспрепятственного доступа ко всем внешним рынкам, но при отсутствии товарного ассортиментов не о чем и говорить. Впрочем, тема развития промышленной политики является предметом отдельной публикации.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Nova Pravda Nova Pravda 2 червня, 18:15 Создание полноценной сети торговых представительств Украины за границей. После осознания и признания неэффективности решения о ликвидации в 2010 г. зарубежных торгово-экономических миссий десятками правительственных программ определено как неотложная мера восстановление зарубежных торговых представительств. Ці представництва - повна нісенітниця. Залишок радянської системи, де представництва були потрібні оскільки була монополія зовнішньої торгівлі. При капіталізмі вони і на хрін не потрібні. Автор, трошки думати потрібно ніж писати! согласен 2 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно