Выход из кризиса требует финансовых ресурсов, которые сейчас во всем мире в большом дефиците. В условиях сегодняшней острой конкуренции за ресурсы они будут направлены в те страны, где созданы максимально благоприятные условия для бизнеса. Чтобы обеспечить эти условия, нужны реформы, направленные на создание стимулов для инвесторов.
Украина пока не находится в числе лидирующих стран-реформаторов. Об этом свидетельствуют многие международные рейтинги. 2010 год очень важен для Украины. Мы считаем, что в течение именно этого года многое должно быть сделано для того, чтобы заложить мощный фундамент долгосрочных позитивных изменений.
Из большого количества задач, стоящих перед президентом и правительством, мы выделяем те первоочередные реформы, без которых, на наш взгляд, повышение конкурентоспособности страны просто невозможно. По нашему глубокому убеждению, эти реформы должны стать основой повестки дня-2010. Конечно, общее количество задач, стоящих перед руководством страны, значительно превосходит этот перечень. Наш выбор — это семь приоритетов, и он обусловлен следующими факторами.
Во-первых, все семь реформ безусловно улучшают бизнес-климат и способствуют привлечению инвестиций;
во-вторых, они выполнимы в довольно короткие сроки и могут быть внедрены в течение 2010 года;
в-третьих, для внедрения большей части из этих реформ не требуется значительных ресурсов;
в-четвертых, что очень важно, предлагаемые меры обеспечивают и антикризисный эффект, и закладывают фундамент будущего экономического роста.
Итак, приоритет первый — реформа банковской системы. Реструктуризация банковской системы (решения о поддержке либо ликвидации банков) была начата, и ее надо завершить как можно скорее. Однако помимо решения тактических задач, необходимо ответить на вопрос, какой же должна стать финансовая система Украины в будущем? И какое для этого необходимо регулирование со стороны государства? По нашему мнению, НБУ совместно с правительством необходимо разработать видение архитектуры будущей финансовой системы Украины. Эта система может быть основана на нескольких крупных, либо, второй вариант, на большем количестве средних банков. Исходя из первого либо второго варианта, следует предпринимать дальнейшие шаги в реформировании банковского сектора.
Эта реформа в любом случае неизбежна, и чем быстрее она произойдет, тем быстрее появится определенность, восстановится доверие к банкам и оживится финансирование бизнеса.
Приоритет второй — принятие Налогового кодекса. Общеизвестно, что налоговое законодательство является одной из важнейших составляющих инвестиционного климата. В этом контексте важны не ставки налогов, а простые и понятные налоговые процедуры и регламентированные взаимоотношения между налоговой администрацией и бизнесом. В Украине существует обширная нормативно-правовая база в отношении налогов, которую необходимо кодифицировать, устранить имеющиеся в ней противоречия и минимизировать возможности для произвола налоговых органов. Нужно отметить, что работа над Налоговым кодексом ведется уже несколько лет, существуют два варианта кодекса и стратегия реформирования налоговой системы. Тем не менее серьезные шаги по завершению работы над кодексом пока не были предприняты, и мы считаем, что это — задача 2010 года.
Приоритет третий — упрощение регуляторной среды для бизнеса.
В условиях кризиса он является следующим важнейшим пунктом в повестке дня-2010. Согласно рейтингу Doing Business 2010, Украина занимает 142-е место из 183 стран по простоте ведения бизнеса. Освобождение предприятий от чрезмерной административной нагрузки сейчас важно не только с общеэкономической, но еще и с социальной точки зрения. Многие отрасли, в особенности металлургия, угольная промышленность, машиностроение вынуждены сокращать издержки и оптимизировать численность персонала. Неизбежно высвобождаемая рабочая сила требует трудоустройства. Малый и средний бизнес способен создать рабочие места в относительно короткие сроки и трудоустроить значительную часть тех, кто потерял работу.
Более конкретно регуляторная реформа сводится к следующим шагам:
— сокращение сроков и процедур, связанных с регистрацией и получением необходимых разрешений, отмена целого ряда документов разрешительного характера, внедрение принципа единого окна и молчаливого согласия;
— отмена одной трети всех лицензий в Украине, которые не выполняют функции ни защиты потребителей, ни защиты государственных интересов;
— жесткая регламентация проверок хозяйственной деятельности, вплоть до установления моратория на проверки до конца 2011 года, за исключением, вероятно, налоговой администрации. Это необходимо для минимизации произвола многочисленных контролирующих органов;
— и, наконец, развитие института саморегулирования на ряде рынков, стимулирование создания саморегулируемых организаций.
В целом упрощение регуляторной среды для бизнеса — это постоянный процесс с большим количеством всевозможных элементов. Указанные направления — не исчерпывающие, а наиболее актуальные меры на данный момент.
Отдельной важной задачей выступает радикальное упрощение разрешительной системы в строительстве. В рейтинге Doing Business Украина находится в самом конце списка — на 181-м месте из 183 стран. В настоящее время средний срок получения всех разрешений для начала строительства составляет 2,5 года, включая очень сложную процедуру выделения земельного участка под любое строительство. Такая массивная бюрократическая нагрузка непозволительна во время кризиса, ведь она не только мешает развитию строительного сектора, но также не дает возможности расширения производственных площадок, строительства складов, логистических центров, т.е. не создает условий развития бизнеса.
Необходимо сократить сроки выдачи всех разрешений с
2,5 года до хотя бы шести месяцев. Конечно, приближение к стандартам лучшей мировой практики, по которой подобные разрешения выдаются через 30—40 дней, а, например, в Нью-Йорке — за 12 дней, потребует довольно длительной эволюции. Сокращение же сроков в четыре раза уже будет большим прогрессом, и реализация этого шага в Украине наиболее актуальна и выполнима.
Техническое регулирование является одной из важнейших составляющих регуляторной нагрузки на бизнес. До сих пор попытки сколько-нибудь серьезно реформировать систему Госстандарта в Украине не увенчались успехом. Устаревшая система, с одной стороны, уже не гарантирует качество товаров для потребителей, с другой — вредит экспортерам украинской продукции. Последние вынуждены сертифицировать свои товары дважды — и в Украине, и за рубежом. Одно из возможных направлений реформы — это адаптация технических стандартов и процедур сертификации с нормами Евросоюза. Это позволит украинским компаниям получить доступ к рынкам ЕС и другим рынкам и более эффективно на них конкурировать.
Реформирование всей системы Госстандарта — весьма трудоемкий процесс. Поэтому реформу можно проводить пошагово, начав с тех стандартов и технических условий, которые регулируют украинские товары с наибольшим экспортным потенциалом.
Приоритет четвертый — рынок земли сельскохозяйственного назначения.
Агросектор Украины обладает огромным потенциалом, который используется не полностью. Производство продовольствия меньше других секторов пострадало от кризиса, и рост этого сектора обещает быть весьма стремительным. Высокая производительность труда в агросекторе и основной экспортный потенциал будут обеспечены компаниями, готовыми инвестировать в дорогую технику, повышение качества земель, оросительные системы и инфраструктуру. Снятие моратория на куплю-продажу земли сельхозназначения и создание эффективного рынка земли позволят ввести новые активы в экономический оборот и разморозить миллиарды долларов потенциальных инвестиций. Из-за действия моратория земля не может служить предметом залога, поэтому возможности получения кредитов сельхозпроизводителями крайне ограничены.
Следует отметить, что для функционирования рынка земли уже есть нормативно-правовая база, и особых законодательных инициатив не требуется. Необходима, конечно, единая электронная система земельного кадастра, но ее создание — это длительный процесс, который может происходить параллельно действующему рынку. В странах Центральной и Восточной Европы реформа рынка земли, наряду с другими факторами, в целом повысила благосостояние крестьян. Снятие моратория на продажу земель сельхозназначения — следующий приоритет в повестке дня-2010.
Приоритет пятый — государственно-частное партнерство. Институт государственно-частного партнерства только начинает использоваться в Украине, хотя является весьма популярным в мировой практике для строительства и управления объектами инфраструктуры. Известно, что инфраструктура в Украине сильно изношена; реконструкция и строительство новых объектов в относительно короткие сроки осуществимы только с участием частного капитала. Развитие инфраструктуры является, с одной стороны, тактической антикризисной мерой, с другой — стратегической мерой, обеспечивающей долгосрочный экономический рост.
Масштабные инфраструктурные проекты позволят оживить металлургию, строительную отрасль, сектор услуг и создадут новые рабочие места в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе инфраструктура — это катализатор экономического роста. Плохо развитая инфраструктура препятствует использованию огромного транзитного потенциала страны, который сегодня реализуется, по некоторым оценкам, лишь на 40%. Основные транзитные потоки грузов из Европейского Союза в Россию проходят через Беларусь. Украина теряет деньги. В силу этого обстоятельства развитие института государственно-частного партнерства является приоритетной задачей 2010 года.
Приоритет шестой — совершенствование процедуры банкротства. Время кризиса — это время больших перемен. Банкротство тех предприятий, которым не удалось справиться с последствиями кризиса, является естественным неизбежным процессом. В этих условиях государству необходимо установить прозрачную и быструю процедуру банкротства. Эта процедура должна предоставить должнику шанс восстановить платежеспособность и в то же время — защитить интересы кредиторов, предотвращая скрытый вывод активов с предприятия.
Процедура банкротства в Украине, прямо скажем, недостаточно эффективна, процесс получается очень долгий, и в 90% случаев процедура приводит к ликвидации предприятия. По нашему мнению, в условиях кризиса совершенствование процедуры банкротства должно также стать приоритетом в 2010 году.
Приоритет седьмой — реформа госаппарата. Эффективность проводимых реформ напрямую зависит от эффективности работы и профессионализма государственной службы. Можно сказать, что это реформа всех реформ, поскольку принятие законов в парламенте должно гарантировать реализацию этих законов на практике.
Главная проблема в этом контексте — это вымывание профессиональных госслужащих из системы государственного аппарата. Этому есть объективные причины: частые смены правительства приводили к регулярным увольнениям и отсутствию преемственности проделанной работы. Конечно, это демотивирует госслужащих. В большинстве развитых стран политический уровень руководства отделен от уровня госаппарата, и политики ограничены в принятии кадровых решений в своих ведомствах. Это создает госслужащим гораздо более благоприятные условия для работы, в том числе возможности профессионального и карьерного роста.
Эта реформа должна также способствовать оптимизации функций институтов государственной власти, разделению полномочий и зон ответственности.
Мы понимаем, что для реализации подобной реформы необходим лидер и сильная политическая воля. Во всех странах госаппарат консервативен и сам себя реформировать не будет. Поэтому это наиболее сложная из всех перечисленных реформ и, конечно, нелегко реализуемая в текущей ситуации. Один из возможных оптимальных сценариев — начинать реформирование госаппарата не повсеместно, а выборочно в тех сферах, где страна будет проводить ключевые экономические преобразования. Однако откладывать реформу невозможно: в условиях кризиса госаппарат должен работать максимально эффективно.
Как уже упоминалось, названные семь приоритетов — это не исчерпывающая повестка дня-2010 для Украины. Но без этих реформ повысить конкурентоспособность страны и привлечь долгосрочные инвестиции, столь необходимые для выхода из кризиса, будет непросто.