В сотрудничестве с МВФ программа действий более важна, чем деньги
Главная проблема Украины - это не внешние угрозы и риски, сырьевая направленность экспорта, большие объемы возврата и обслуживания в 2013-м и последующих годах государственного долга (прежде всего, внешнего), существенные внутренние экономические дисбалансы (бюджетные, внешнеторговые, валютные). Главная проблема заключается в непредсказуемости, нечеткости экономической (и не только) политики; несовместимости, нереалистичности провозглашенных целей и задач. А еще - в отсутствии эффективной программы действий с четкими совместимыми целями, задачами, критериями выполнения (для ключевых параметров - дефицита бюджета, валютных резервов, денежной базы и т.д.) на ежеквартальной основе, с датами выполнения четких задач (повышение тарифов, уменьшение конкретных объемов проблемных кредитов и т.п.).И наличие такой программы является самым ценным результатом сотрудничества с МВФ. Хотя в силу мандата фонда она носит в основном макроэкономический характер, вместе с тем традиционно содержит и целый ряд важных структурных реформ (в энергетике, социальной и банковской сферах, приватизации, прозрачности финансовых потоков государственных монополий и т.д.).
Тем самым задаются общие, но очень четкие макроэкономические границы реформ, что, конечно же, требует как скрупулезного выполнения властью (Кабинетом министров, НБУ и другими органами власти), так и развертывания этих действий в секторальных программах.
Понятно, что чрезвычайно важна в 2013-м и последующих годах и финансовая составляющая сотрудничества с МВФ. В этом году Кабинет министров и НБУ должны вернуть около
9 млрд долл. США внешнего долга. И это в условиях значительного отрицательного сальдо текущего счета и недоверия к национальной валюте. Возможность как минимум рефинансировать выплаты МВФ (почти 6 млрд долл. только в этом году) по низким ставкам (около 3% годовых, что значительно ниже процентов, по которым правительство может привлекать на внешних рынках, если они еще будут открыты и лояльны к Украине) без программы по МВФ очень маловероятна. Вместе с тем сотрудничество с МВФ откроет возможности финансирования системных макроэкономических займов и со стороны Всемирного банка, Европейского Союза и других международных финансовых институтов. А существенно снизив спрос на внешние заимствования на открытых рынках, Украина сможет добиться и значительного снижения их стоимости.
Последовательная реализация сотрудничества с МВФ обеспечит восстановление финансовой стабильности в стране и на этой основе - увеличение инвестиций (как внутренних, так и внешних) и устойчивый экономический рост.
Сопротивление отказу от ручного управления присутствует на всех уровнях власти
Способны ли украинцы самостоятельно подготовить не худшую по качеству экономическую программу? Да, способны! Национальный банк, министерства экономики и финансов, другие органы государственной власти имеют достаточное количество чрезвычайно квалифицированных специалистов с необходимыми навыками и знаниями, пониманием существующих проблем и необходимых действий для их решения. Но все их предыдущие попытки включить в правительственные программы четкие реалистические цели и задачи в части проведения качественной монетарной фискальной политики, обеспечения прозрачности финансовых потоков и конкурентности при проведении государственных тендеров, отказа власти от административного вмешательства в экономические процессы и т.д. не находили и не находят поддержки руководства правительства и наталкивались на отчаянное сопротивление и противодействие большинства среднего звена государственных органов. Поскольку и верхи (политики), и низы (чиновники) в большинстве своем хотят и в дальнейшем использовать возможности ручного управления экономическими процессами и не желают от этого отказываться.
Да, бывают ситуации, когда те или иные меры, предлагаемые МВФ, иностранными и украинскими экспертами, поддерживают и высокопоставленные чиновники. Высшее руководство НБУ предлагало и поддерживало меры и действия, которые необходимо осуществить правительству в фискальной плоскости для сокращения дефицита бюджета и повышения качества бюджетных расходов. При этом крайне мало делалось для увеличения четкости целей монетарной политики, обеспечения ее эффективности, прозрачности и понятности для общества и бизнеса, отказа от ручного административного регулирования валютного рынка и рефинансирования банков.
Аналогичная ситуация и с предложениями отдельных министерств к действиям НБУ, но только не правительства. Хотя следует отметить, что от высшего руководства правительства в основном поступают предложения по увеличению административного распределения финансовых ресурсов путем предоставления рефинансирования конкретным секторам экономики под льготные ставки. В любом случае, я не помню ни одного требования правительства к НБУ, аналогичного тем, которые отвечают рекомендациям МВФ, Всемирного банка, международных экспертов.
Нынешняя власть не заинтересована в успешных реформах. Нынешняя власть заинтересована в сохранении Украины в "серой зоне", когда стоимость активов, особенно в национальной валюте, низкая. Тем более когда есть властные государственные рычаги ее перераспределения. Власть не заинтересована в продвижении принципов и основ прозрачной, предсказуемой экономической политики, что и является сутью программ МВФ и Всемирного банка.
Отсюда и постоянные поиски внешних ресурсов в России, Китае, арабских странах, в последнее время крупных инвестиционных ресурсов в США и Европе. Пусть даже они дороже для государства, требуют тех или иных уступок, в том числе политических. Но в то же время не требуют экономических реформ. Реформ, подрывающих основу власти, построенной на ручном административном регулировании экономических процессов, на контроле над финансовыми потоками на всех уровнях.
Если власть и пойдет на непопулярные реформы, то только за счет простых людей, а не собственных бизнес-интересов. Понятно, что власть готова и на некоторые изменения. Особенно если они не затрагивают ближайшего круга, бьют по чужим (в том числе и по олигархам), являются хорошей дубиной для более-менее своих (то же трансфертное
ценообразование).
Продолжается заигрывание с малообеспеченным населением по тарифам на газ, электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги, социальным льготам. Поскольку есть четкое понимание, что дальнейшее обворовывание бедных (а это практически большинство населения) при безумном обогащении маленькой кучки "своих" может быстро привести к социальному взрыву.
Вместе с тем государственная машина абсолютно не готова к кардинальному изменению социальной политики по перераспределению десятков миллиардов гривен, исчезающих в пропасти "Нафтогаза" якобы в пользу незащищенных слоев населения.
Усиливается политическое давление извне, достаточно вспомнить последние претензии "Газпрома" к НАК "Нафтогаз Украины". При этом получение значительных финансовых ресурсов из Китая и арабских стран невозможно без уступок относительно земельных ресурсов (смотри белорусский опыт) или продукции АПК.
Понятно, что власть не является сплоченной командой. Есть политики, заинтересованные в максимальной интеграции с Россией, и для них ослабление Украины - лучшая возможность реализовать свои замыслы. Поэтому они и в дальнейшем будут препятствовать разработке и реализации тех мер, которые помогут экономике Украины выстоять, а не упасть в объятия соседа. В том числе и возобновлению сотрудничества с МВФ. Тем более что среди неотложных задач есть и социально непопулярные, после решения которых могут и попросить из правительства. К сожалению, политиков, которые были бы готовы нести ответственность за принятие непопулярных решений, делать что-либо для общего общественного блага в стране, тем более в отдаленной перспективе (украинских Бальцеровичей), в украинской властной команде пока нет.
Другая часть властной
команды, представляющая группу "Техас могут грабить только техасцы", будет искать возможность достижения соглашения с МВФ, поскольку четко понимает политико-экономические последствия отсутствия такого сотрудничества, соответственно, и ослабления своих позиций перед российским давлением.
Готовы ли они принести в жертву свои бизнес-интересы? Ответ - нет. Только интересы простых людей, чужих или не настолько "своих" бизнес-групп. А значит, впереди сложные переговоры с МВФ и еще более сложное согласование во властной команде.
При этом позиция МВФ известна - достаточно прочитать предыдущую программу сотрудничества между фондом и Украиной, проанализировать взаимодействие этой организации с другими нуждающимися в финансовой помощи странами. Естественно, на любых переговорах происходят определенные изменения в позициях сторон: ослабление или усиление тех или иных требований и обязательств, незначительное уменьшение/увеличение количественных ориентиров - дефицита бюджета, объема валютных резервов и т.д. Но общая позиция МВФ известна и прозрачна.
В то же время тайными остаются настоящая позиция и намерения украинской власти и отдельных ее групп как в нынешней ситуации, так и на перспективу.
Недостижение согласия с МВФ, в том числе и относительно выполнения предыдущих мер (еще до заседания совета директоров МВФ), по моему мнению, только ослабит позиции Украины, в том числе и на внешних финансовых рынках, и в ее отношениях с Россией, вплоть до возможной потери независимости (экономической, а со временем и политической).
Без неотложного давления общества страна продолжит сползать к кризису
Самым болезненным в этой ситуации является отсутствие собственной программы экономических реформ у патриотических политических сил, украинского бизнеса, профсоюзов. А также неиспользуемые аналитические возможности украинских негосударственных институтов, квалифицированных аналитиков, работающих в украинских инвестиционных компаниях, банках и т.д. Это делает общество, бизнес сторонними наблюдателями в ходе переговоров с МВФ, не позволяет украинской стороне выработать и отстоять перед фондом наиболее эффективную программу экономических действий, которая при этом получила бы общественную поддержку.
P.S. Личная благодарность Наталии Зинец, журналисту Агентства Thomson Reuters, чьи вопросы побудили к написанию этого текста.