Отмена пошлины на украинский импорт в ЕС. Что это означает?

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Отмена пошлины на украинский импорт в ЕС. Что это означает? © unsplash/marcinjozwiak
Чего ждать украинским производителям

На фоне значительного падения объемов украинского экспорта с начала войны безусловно хорошей новостью является тот факт, что Европейская комиссия предложила приостановить импортные пошлины на все украинские товары, не подпадающие под действие Соглашения о свободной торговле Украина—ЕС, на один год. И хотя механизм заработает только после того, как за него проголосуют Совет ЕС и Европарламент, уже можно готовиться к открытию рынков, ведь, согласно ожиданиям Минэкономразвития, речь идет о неделях, а не месяцах.

Что именно предусматривает беспошлинная торговля

Согласно проекту постановления, отправленного на рассмотрение в Европейский парламент и Совет ЕС, предполагается осуществить три основных шага, направленных на поддержку украинского экспорта:

1) временная отмена импортных тарифов, еще оставшихся в рамках функционирования зоны свободной торговли, для трех категорий товаров:

  • промышленных товаров, для которых импортные тарифы постепенно снижались согласно Соглашению об ассоциации (удобрения, алюминиевая продукция и автомобили);
  • фруктов и овощей, на которые распространяется система цен ввоза (специальная система, предусматривающая защитную специфическую пошлину для 15 категорий овощей и фруктов, ввозимых по ценам, ниже установленных ориентиров). Действие этой системы для украинских овощей и фруктов также приостанавливается;
  • сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, для которых также отменяются квоты на ввоз в ЕС;

2) временное неприменение антидемпинговой пошлины для товаров украинского происхождения;

3) временное неприменение защитных мер в отношении импорта происхождением из Украины.

В проекте постановления не случайно подчеркивается, что эти временные и исключительные меры будут способствовать поддержке и развитию существующих торговых потоков из Украины в ЕС и не только. Важной целью отмены пошлин является обеспечение для Украины альтернативных маршрутов экспорта не только в ЕС, но и через ЕС.

Вместе с тем проектом постановления предусмотрено, что Украина должна воздержаться от введения новых пошлин или количественных ограничений для товаров происхождением из ЕС или же от повышения существующих пошлин.

В этом контексте следует напомнить, что Украина активно использует антидемпинговые и специальные расследования для защиты отечественных товаропроизводителей от импорта и сейчас относительно продукции происхождением из ЕС. Например, применяет антидемпинговые меры при импорте резиновых пробок и специальные меры в отношении изделий из пенополиуретанов, серной кислоты, полимерных материалов, а также свежих роз. А еще сейчас Украина проводит четыре специальных расследования относительно гипохлорита натрия, ПВХ-профиля, буровых долот и сыров.

Почему это важно

Полномасштабная война РФ против Украины сделала невозможным обычную экономическую деятельность, значительно подорвав сельское хозяйство и промпроизводство в нашей стране и заблокировав значительную часть логистических маршрутов. Самый болезненный удар пришелся по экспортерам, которые лишились доступа к украинским портам на Черном и Азовском морях.

С началом войны объемы украинского экспорта действительно значительно упали, и это серьезный риск для государственных финансов, поскольку именно экспорт играет ключевую роль в поступлении как налоговых платежей, так и валюты. Без восстановления экспорта о каком-либо возвращении украинской экономики к нормальному функционированию не может идти речь.

Для сравнения, если в марте 2021 года объемы нашего экспорта составляли 4,8 млрд долл. США, то в марте 2022-го — всего 2,3 млрд.

Важно отметить, что падение экспорта в страны Европы было наименьшим (11%). Так, в страны СНГ объемы экспорта снизились на 82%, а в ЕС — только на 7%. В то же время больше всего уменьшились объемы украинского экспорта в страны Америки (84%), Африки (74) и Азии (71%). И это дополнительный сигнал, что на беспошлинной торговле с ЕС и Британией останавливаться не стоит, поскольку подобные привилегии для Украины на других рынках сбыта тоже были бы не лишними.

Тем более что Соглашение о свободной торговле с ЕС существенно улучшило конкурентоспособность украинского бизнеса не только на рынке ЕС. Требования Евросоюза заставили наших производителей подняться до самых высоких стандартов.

Напомню, что, отменив 94,7% тарифных линий при экспорте в ЕС, соглашение с Европейским Союзом предусматривало и постепенную отмену остальных тарифов с соответствующими переходными периодами. До 2014 года около четверти отечественного экспорта товаров направлялось в страны ЕС, почти треть — на рынки стран СНГ, остальное — в другие страны мира. На протяжении 2014–2021 годов это распределение изменилось в сторону существенного снижения доли стран СНГ и роста доли ЕС. Сейчас Европейский Союз является крупнейшим торговым партнером нашей страны с удельным весом торговли товарами почти 40% от общего объема внешней торговли Украины.

В 2021 году объемы экспорта товаров в ЕС составляли почти 23 млрд долл. Но сложно не заметить, что экспорт части товаров вне установленных квот часто останавливался, и это было красноречивым свидетельством того, что местные рынки ЕС «защищаются» от украинских товаров и находят регуляторные, таможенные или другие способы ограничить поставки нашей продукции на европейский рынок. Отмена хотя бы таможенных барьеров поможет исправить эту ситуацию. Больше всего выигрывают экспортеры тех товаров, которые раньше практически не продавали сверх квоты: меда, обработанных томатов, соков, круп и муки, солода, пшеничной клейковины, сахара, крахмала и других.

Какие локальные рынки ЕС будут в приоритете

По географической структуре украинского экспорта в ЕС крупнейшими торговыми партнерами Украины являются Польша, Италия, Германия, Нидерланды, Венгрия.

В Польшу Украина экспортирует преимущественно железорудное сырье, черные металлы, продукцию деревообработки. Отечественный экспорт в Италию сконцентрирован на черных металлах и зерновых. Экспорт в Германию состоит в основном из комплектов проводов, рапса, железорудного сырья, предметов одежды.

В Нидерланды Украина поставляет прежде всего зерновые культуры и подсолнечное масло. В Венгрии концентрируется почти весь отечественный экспорт в ЕС электрических водонагревательных устройств, весомую долю составляют также комплекты проводов, железные руды.

Поэтому видим, что у украинских производителей немало перспектив расширения как локальных рынков в пределах ЕС, так и ассортимента продукции, которая будет на них поставляться.

Чего ожидать от введения беспошлинного режима

Принятие указанного постановления положительно скажется на украинских производителях сельскохозяйственной продукции, на которую распространяются квоты, ранее бывшие небольшими для украинских экспортеров. Также дополнительный доступ к рынку ЕС получит украинская металлургическая отрасль, поскольку будет приостановлено действие защитных мер по украинской металлургической продукции (прокату, арматуре, катанке, трубам и прочем) и антидемпинговых мер, применявшихся к украинским бесшовным трубам и горячекатаному прокату.

В целом от принятия постановления и либерализации торговли положительные последствия будут не только для Украины, но и для ЕС. Благодаря увеличению предложения товаров, ЕС сможет сдержать рост инфляции (в апреле этого года инфляция в еврозоне в годовом измерении достигла 7,5%, это наивысший показатель с начала расчетов данных в 1997-м).

Однако надо заметить, что даже в случае отмены пошлин для украинских экспортеров останутся другие барьеры при выходе на европейский рынок:

  • технические барьеры, связанные с несоответствием отечественных стандартов качества техническим регламентам и нормативам безопасности продукции в ЕС, то есть украинские производители, которые не могли поставлять собственную продукцию в ЕС в связи с различиями в стандартах, так и не смогут ее завозить;
  • значительные дотации и субсидии, получаемые производителями пищевой продукции в ЕС, что ставит ряд отечественных экспортеров соответствующих товаров на грань ценовой конкурентоспособности на европейском рынке.

Также остается открытым вопрос внедрения European Green Deal, в рамках которого ЕС может значительно ограничить украинский экспорт к себе наиболее углеродосодержащей продукции (металлов, цемента, электроэнергии, химии) с помощью механизма карбонового корректирования импорта.

Больше статей Андрея Терещука читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме