Очередная запятая в диалоге об экспорте древесины

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Очередная запятая в диалоге об экспорте древесины © pixabay/sergei_spas
Что же меняет решение арбитража между Украиной и ЕС о запрете экспорта леса-кругляка.

Жесткая борьба за доступ к сырью продолжается. Именно так можно охарактеризовать решение арбитражной панели по спору между Украиной и Евросоюзом о запрете экспорта леса-кругляка.

Напомню, 9 апреля 2015 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанной с реализацией и экспортом лесоматериалов» относительно временного запрета экспорта лесоматериалов в необработанном виде». Законом установлен десятилетний мораторий на экспорт из Украины леса-кругляка (товарный код 4403 по УКТВЭД) с 1 ноября 2015-го для всех древесных пород, кроме сосны, и с 1 января 2017 года — для сосновых пород.

Европейский Союз с первого дня был категорически против такого решения. Нескрываемая агрессия, грязные финансовые и политические манипуляции продолжались вплоть до 2019 года. В январе 2019-го ЕС инициировал процедуру урегулирования споров с Украиной в рамках Соглашения о зоне свободной торговли. Это первый в истории ЕС кейс урегулирования споров с торговыми партнерами по соглашениям о свободной торговле.

И уже 11 декабря 2020 года было опубликовано решение комиссии по урегулированию споров, созданной согласно Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС.

Даже на этом этапе ЕС продолжил манипуляции. Так, 12 декабря на сайте Европейской комиссии появилась новость о том, что запрет экспорта леса-кругляка из Украины признан незаконным, и это означает, что Украина немедленно отменит мораторий на экспорт такой древесины (Ukraine wood export ban found illegal in independent panel ruling — Trade — European Commission (europa.eu).

Хотя арбитры прямо определили, что ограничения для экспорта леса возможны, но требуют надлежащей аргументации. И это домашнее задание для Украины, к которому прилагаются улучшение управления и применения права в сфере лесничества, создание цивилизованного внутреннего рынка и поощрение торговли законными и устойчивыми лесными товарами.

Позиция ЕС понятна. До введения моратория Украина занимала третье место среди поставщиков леса-кругляка в ЕС после РФ и Норвегии. В 2015 году Евростат зафиксировал поставки леса-кругляка из Украины в ЕС в объеме 1,95 млн тонн, или 14,5% всех поставок этого сырья в Евросоюз из стран, не являющихся его членами. Даже несмотря на действие моратория, Евростат до 2019 года периодически фиксировал импорт леса-кругляка из Украины. Тогда как украинская статистика показывала экспорт только дров.

Ключевыми решениями арбитражной панели являются следующие:

1. Признание ЕС действующего в Украине с 2006 года запрета на экспорт лесо- и пиломатериалов ценных и редких пород деревьев (акации, береки, вишни, груши, ореха, каштана, тиса ягодного, черешни, явора, можжевельника).

На самом деле странное решение, ведь именно с этой нормой Украина присоединилась к ВТО и заключила Соглашение об ассоциации с ЕС!

2. Временный запрет экспорта леса-кругляка с 2015 года не соответствует положениям статьи 35 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, запрещающей ограничение экспорта, а также недостаточно обоснован согласно статье XX(g) GATT 1947.

Надо отдать должное переговорной команде во главе с торговым представителем Тарасом Качкой, а также высококвалифицированным экспертам ЮФ «Ильяшев и Партнеры», которые обеспечивали официальное сопровождение этого спора и сумели добиться таких решений.

В международной торговле нет простых и однозначных решений, например таких, как в уголовном праве: пять лет лишения свободы — это пять лет лишения свободы, другого толкования не существует. В практическом аспекте торговых споров речь идет, скорее, о модальности, предусматривающей определенный люфт для урегулирования споров.

Так что признание несоответствия моратория на экспорт леса отдельным положениям Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, а также соглашений ВТО не означает немедленной отмены этой меры. Это только очередная запятая в диалоге между Украиной и ЕС.

Тем более есть о чем говорить. В частности, в рамках продолжающегося пятилетнего пересмотра ЗСТ между Украиной и ЕС, а также стратегии «Зеленого» европейского курса, активно начатой ЕС.

В этом контексте следует обратить внимание на то, что Румыния, руководствуясь аналогичными мотивами, начиная с 2020 года также запретила экспорт необработанной древесины. Соответственно, ЕС априори должен признавать легитимность таких мер. И это не единичные случаи, ведь на сегодняшний день в мире ограничения на экспорт древесины необработанной действуют в 40 странах мира, среди которых США и Канада. Среди наших ближайших соседей следует отметить Беларусь, запретившей экспорт древесины необработанной в 2018 году, Румынию, о которой уже упоминалось и которая запретила экспорт леса на десять лет начиная с 2020-го, а с 2022 года также планируется запрет экспорта леса из РФ.

По моему глубокому убеждению, мораторий на экспорт леса-кругляка доказал свою эффективность. Несмотря на те сложные условия, в которых его вводили и реализовывали, именно эта мера государственной политики обеспечила повышение эффективности использования сырья. Так, по сравнению с докризисным 2012 годом деревообрабатывающее производство Украины по итогам 2019-го выросло на 25,9%. При этом промышленное производство в целом за этот период упало на 21,5%.

На протяжении 2016–2018 годов капитальные инвестиции в отечественную деревообработку выросли на 77,7% и в 2018-м составили 6,75 млрд грн, превысив соответствующие вложения в производство транспортных средств (5,4 млрд), машин и оборудования (3,7 млрд), электрического оборудования (1,8 млрд) и прочего, а также капитальные инвестиции в химическую отрасль, производство фармацевтических препаратов, нефтепереработку, легкую промышленность и ряд других видов деятельности.

Важно отметить, что при аналогичном уровне потребления древесины в условиях ограничения экспорта необработанной древесины объем валютной выручки от экспорта деревообрабатывающей продукции увеличился на 22,8%.

Безусловно, мораторий должен быть приведен в соответствие с нормами международного торгового права как отвечающий целям устойчивого развития, в частности содействующий экономному использованию исчерпаемых природных ресурсов, повышающий благосостояние населения и способствующий макроэкономической стабилизации.

Кроме этого, считаю, что мораторий срочно должен быть усилен другими неотложными мерами государственной политики, в частности инвентаризацией украинских лесов, внедрением космического надзора, разработкой и принятием закона о рынке лесоматериалов.

При этом одним из ключевых приоритетов государственной политики должно быть финансирование высадки новых деревьев для восстановления уровня лесистости Украины в целом и Карпат в частности.

Больше статей Игоря Гужвы читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме