Путь к спасению только в пересмотре господствующих идей.
С.Франк
Начало ХХІ века ознаменовалось дальнейшим обострением полисистемного глобального кризиса, из лабиринта которого пока нет четко определенных путей выхода.
Традиционная механико-материалистическая наука не может осмыслить главную его причину, суть и механизм преодоления, поскольку не исследует сознание, внутренний духовный мир человека, являющийся главным субъектом хозяйственных трансформаций. Современная экономическая наука продолжает использовать традиционную методологию индивидуализма, в которой главными постулатами остаются экономический индивид, биосоциальная природа человека и жесткая конкуренция как продуктивный механизм экономического развития. Для нового взгляда на смыслы современного национального и мирового хозяйства, поиска путей преодоления глобального кризиса необходимо кардинально обновить методологические основы социальной, гуманитарной, прежде всего современной экономической науки.
Еще в 2012 г. руководители Института экономики и прогнозирования НАН Украины заявили: "Мейнстрим, экономикс, микроэкономика, макроэкономика, международная экономика и другие составляющие экономической теории подобной методологической ориентации не в состоянии ответить на исторические вызовы. Их категорийный состав, инструментарий, разнообразные модели, прогнозы и т.п. приспособлены к анализу в основном сбалансированной экономики, к решению проблем функционирования хозяйства, а реальная экономика находится в состоянии существенных преобразований, изменяющих не только формы, но и содержание экономических процессов. Именно поэтому научные достижения ряда нобелевских лауреатов, как сейчас оказалось, хорошо решали только локальные вопросы функционирования экономики, а перспективно создавали предпосылки для углубления экономических диспропорций и усиления экономических рисков" (Геєць В.М., Гриценко А.А. Політекономічні й інституційні засади справедливості та усталеності соціально-економічного розвитку).
Но кардинальное изменение отечественных методологических экономических взглядов не произошло до сих пор. А находясь в поле традиционного неоклассического методологического мышления, нечего и говорить о способности экономической науки разрабатывать продуктивные практические рекомендации возрождения национальной экономики.
Учеными Харьковской Каразинской методологической школы разработаны и обоснованы новые теоретико-методологические положения в контексте развертывания общей мегаметодологии философии хозяйства, поднимающей на новую высоту понимание экономики не как внеценностного и внечеловечного мира денежных отношений и прибыли, а как целостной сферы жизни человека-личности.
Углубление знаний о социальности как нейтральном взаимодействии индивидов выделяет и обосновывает глубинный уровень социальности - уровень ценностей, которые обуславливают мотивы, интересы человека, задают цели его жизнедеятельности. Духовно-нравственные ценности и мотивы должны определять коридор "благоносных" решений и поступков человека. Поэтому крайне необходимо переходить от целевой рациональности к ценностной и внедрять новую шестую стадию международной конкуренции - ценностную конкурентоспособность.
Обоснованной является необходимость отхода от традиционного понимания человека как биосоциального существа и перехода к пониманию единой триипостасной духовно-био-социальной природы человека, где именно духовная ипостась является определяющей в процессе человеческой жизни.
Мы разработали основы учения об уноме человеке, в котором заложена человечность как особая специфика рода человеческого среди всего живого на основе развертывания архетипа "свобода-ответственность". Уном человечности включает в себя геном (биологическое) и мемон (культурное) и разворачивается в жизнедеятельности человека в течение всей жизни. Для человека имеют значение только те представления, решения и действия, которые следуют из глубинных ценностей человечности в само- и светопознании и разворачиваются в хозяйственных трансформациях, где человек на основе своей свободы и ответственности формирует отношения с другими людьми и природой.
На наш взгляд, следует четко различать понятие "индивид" и "личность", что помогает критически переосмыслить методологию индивидуализма, которая господствует сейчас в неолиберальном научном дискурсе и способствует одномерному мировоззрению без понимания целостности как самого человека, так и реальности, в которой он существует. Нами критически переосмыслены современные концепции устойчивого развития и ноосферы, носящие сугубо технократический характер. В них человек не рассматривается как цель, источник и ядро человекомерных комплексов. Первоочередная роль отводится технике, машине, технологии. НБИК-конвергенция (шестой технологический уклад) создает реальные условия для замены человека киборгом. Седьмой технологический уклад должен рассматриваться как сфера осмысленно-духовного хозяйственного творчества человека, определять границы, коридор и механизмы реализации хозяйства через возрождение духовно-нравственных ценностей творческой личности.
Уже обосновано, что вступление в формат четвертой научной революции и становление новой постнеоклассической науки определяют вектор познания целостности современной реальности через глобалистику как интегральную науку о мировом хозяйстве. Она должна канализировать прежде всего ценностные смыслы в поиске путей преодоления современного полисистемного глобального кризиса, где происходит сетевое господство новейшей глобальной финансово-интеллектуальной власти. Основным форматом глобалистики является осмысление главного противоречия современности между ныне господствующей финансово-интеллектуальной властью и духовной властью.
Эти новые научно-теоретические положения позволяют не только кардинально обновить современную методологию социально-экономических, хозяйственных исследований, но и по-новому более глубоко и всесторонне переосмыслить кризисную действительность и разрабатывать существенные практические рекомендации по возрождению украинской нации и преобразованию украинского народа в субъект посткризисных трансформаций.