Нельзя просто так взять и продать ОГХК

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Нельзя просто так взять и продать ОГХК © depositphotos/NiceIdeas
Что же так пугает инвесторов?

Фонд государственного имущества Украины трижды не смог провести аукцион по продаже главного объекта приватизации этого года — «Объединенной горно-химической компании» (ОГХК). Несмотря на то, что перед каждым новым аукционом общество уверяли в интересе мировых инвесторов и популярности объекта, все три попытки оказались безрезультатными.

«Лига Антитраста» разобрала пять главных причин, почему «приватизация года» не состоялась и почему инвесторов так пугает Украина.

Причина № 1: деньги любят тишину

Инвестиции обычно очень чувствительны к громким скандалам и резонансным расследованиям. Иногда попадание в медиа неприятных историй оборачивается для компаний падением котировок акций на бирже и миллиардными убытками. Но это в развитом мире. В украинских реалиях найти крупный, тем более государственный актив, с которым не были бы связаны многочисленные грязные истории, почти невозможно.

ОГХК действительно заинтересовала многих игроков мирового рынка, ведь это самый перспективный актив по производству титановых руд в Европе, входящий в ТОП-10 мировых производителей титановых концентратов.

Однако потенциальный покупатель сразу ознакомится с бэкграундом объекта. И здесь у ОГХК большие проблемы. Вот лишь несколько эпизодов за последние годы:

  • бывшего директора ОГХК подозревают в расхищении 13 млн долл. через посреднические компании;
  • государственную компанию обвиняют в скрытых торговых операциях с аннексированным Крымом;
  • не так давно произошла попытка рейдерского захвата компании;
  • запугивание органов управления ОГХК;
  • калейдоскоп обысков;
  • ОГХК обвиняют в незаконном использовании 217 га государственных земель;
  • рядом с ОГХК обычно звучат фамилии Николая Мартыненко и Дмитрия Фирташа.

Наверное, это не лучшая репутация для ведущего титанового актива в мире. И, наверное, подавляющее большинство мировых инвесторов скажут решительное «нет» на предложение инвестировать в такой актив.

Ведь пройдут годы, прежде чем большинство этих историй забудутся.

Причина № 2: скелеты в шкафу

Бэкграунд публичных скандалов наталкивает на размышления о том, какие еще потенциально опасные истории могли происходить в ОГХК на протяжении всех этих лет.

Именно поэтому перед третьей попыткой продажи советник по приватизации ОГХК — BDO Corporate Finance — просил власть дать гарантии того, что любые негативные последствия, вызванные событиями прошлого, будут компенсированы государством.

Но правительство отказалось дать такие гарантии.

Очевидно, даже сама власть боится скелетов в шкафу ОГХК. И это четкий сигнал того, что международные инвесторы никак не защищены от потенциальных рисков из прошлого.

Причина № 3: контракты со многими неизвестными

ОГХК — государственный актив. Соответственно, информация обо всех его контрактах и финансовой деятельности должна быть максимально публичной. Но вместо этого о деятельности титанового гиганта почти ничего неизвестно. Как неизвестно и то, с кем и на каких условиях государственная компания заключала соглашения.

Обычно сведения о таких договорах появляются уже после того, как начинается следствие, и руководство предприятия обвиняют в разворовывании десятков миллионов.

Так что потенциальный покупатель рискует получить большой якорь проблем с уже заключенными контрактами на отгрузку продукции на ближайшие годы.

История о скрытых торговых операциях с аннексированным Крымом лишь усиливает негативные ожидания от того, что содержится в этом ящике Пандоры.

Причина № 4: тень олигархов

Почти во всех крупных сферах экономики Украины можно встретить призрак олигархов. Это случилось из-за того, что в конце 1990-х — начале 2000-х украинскую промышленность выкупила у государства за бесценок группа лиц, имевших для этого необходимые политические связи и деньги.

Титановая промышленность стала предметом интересов Дмитрия Фирташа. Правда, после 2014-го он в значительной степени утратил влияние: «Крымский титан» остался на аннексированном полуострове, «Сумыхимпром» обанкротился, приватизацию Запорожского титано-магниевого комбината отменили.

И даже несмотря на это, призрак олигарха все еще не отступает от титанового бизнеса. И в случае, если завтра политические элиты станут более дружественными к венскому узнику, Фирташ может легко вернуть себе потерянные позиции.

Воевать с украинским олигархом на его территории вряд ли кто-то захочет. Непоследовательность и непредсказуемость украинской власти создает угрозу неизвестного результата такой битвы.

В итоге инвестор может потерять все (как это обычно и бывает), а украинский «бизнесмен» получит рынок даром.

Государство в этом случае не выглядит надежным партнером, а скорее, ситуативным. Оно может дать какие-то гарантии и пойти на уступки, но уже завтра симпатии украинских политиков могут измениться на противоположные, и бизнес столкнется с колоссальными проблемами в виде множества проверок, давления уголовных дел, штрафов и законодательных изменений.

Однако в случае с ОГХК государство не стало даже ситуативным партнером. Правительство отказалось давать какие-либо гарантии инвестору. И такая позиция Кабмина также выгодна Дмитрию Фирташу, который заинтересован в сохранении хотя бы косвенного влияния на титановую отрасль Украины. И которому неинтересно получить серьезного международного игрока на своем поле.

Причина № 5: кривое правосудие

Собственно, все перечисленные выше проблемы можно было бы так или иначе решить и уменьшить, если бы в Украине существовал институт защиты прав бизнеса с помощью судебной системы.

Последовательный и независимый суд мог бы минимизировать любые риски инвестора. Ведь даже в случае наступления проблем их можно попробовать обжаловать в суде и восстановить справедливость. Но не в украинском суде.

Украинский суд известен тем, что принимает любые судебные решения и почти никогда не делает этого, руководствуясь принципами правосудия.

Возможность договориться с судьями по поводу нужных решений оказалась непреодолимым соблазном как для власти времен Порошенко, так и для нынешней. Офис президента утешает себя тем, что может «принуждать» служителей Фемиды принимать выгодные решения. Вместо этого судьи получают неприкосновенность и безнаказанность.

Судебная система в Украине не реформируется. Точнее, мы постоянно обещаем кредиторам ее реформировать, но делаем это настолько медленно, что изменения почти невозможно проследить.

И как раз кривое правосудие — это последний гвоздь в гроб каких-либо серьезных международных инвестиционных проектов в Украине.

Больше статей Владимира Даценко читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме