Желание власти провести амнистию капиталов как шаг к детенизации экономики, бесспорно, правильное. Однако перспективность указанного мероприятия зависит от деталей конкретной процедуры, последний вариант которой был предложен в зарегистрированном законопроекте №5153 от 25.02.2021 года (далее — Законопроект).
9 марта 2021 года к Законопроекту уже зарегистрированы три альтернативных варианта, которые в целом повторяют его текст, внося лишь точечные изменения. Речь идет о законопроектах №5153-2 и 5153-3, а также о законопроекте №5153-1, предлагающем лишь снизить ставки специального сбора за налоговую «индульгенцию».
Не вдаваясь в рассуждения о своевременности амнистии и наличии достаточного доверия общества к власти как ключевого условия успешного проведения амнистии, можно отметить, что у предложенного Законопроекта №5153 есть как преимущества, так и недостатки, баланс которых может стать решающим при подведении итогов амнистии.
Кто может воспользоваться амнистией?
Амнистия распространяется только на физических лиц. При этом амнистией могут воспользоваться также физические лица, которые на сегодняшний день уже не являются налоговыми резидентами Украины. Таким образом, некоторые граждане, ныне проживающие не в нашей стране, смогут показать в странах своего проживания амнистированные в Украине доходы.
Действующие чиновники, подающие антикоррупционные декларации, воспользоваться амнистией не смогут. Это также распространяется и на бывших чиновников, которые хотя бы один раз в период с 1 января 2005 года подавали антикоррупционную декларацию, пребывая на соответствующей должности. Примечательно, что близкие лица и родственники чиновников из списка потенциальных декларантов не исключаются. Они вполне могли бы стать целевой аудиторией запланированной налоговой амнистии, если бы не ограничение на применение к ним гарантий по запрету использовать спецдекларации в расследованиях или проверках в отношении декларантов, а также доказательств в уголовных и иных делах.
Что же амнистируется?
Под амнистию подпадают активы физических лиц, полученные (приобретенные) за счет доходов, с которых не были уплачены необходимые налоги или которые не были надлежащим образом задекларированы. Под активами понимаются денежные средства (в том числе электронные деньги), имущество и имущественные права.
Не амнистируются активы, которые приобретены за полученные преступным путем средства. Исключение — уклонение от налогообложения, несоблюдение валютного или антимонопольного законодательства, если расследование на момент подачи декларации еще не начато.
Задекларировать наличные денежные средства сразу нельзя, но если их сначала разместить на счетах в украинских банках, то можно. О потенциальных недостатках такого размещения мы скажем ниже.
Также декларирование прав требования может быть весьма сомнительным мероприятием в связи с определением базы налогообложения по номинальной стоимости, а также с необходимостью наличия прямых договоров займа с должниками.
Процедура и ставки амнистирования
Воспользоваться налоговой амнистией можно будет с 1 июля 2021-го по1 июля 2022 года.
Главным, но в то же время едва ли не единственным плюсом Законопроекта является довольно простая процедура амнистии. По сути, физическому лицу необходимо заполнить и подать так называемую спецдекларацию (причем сделать это можно обезличенно через нотариуса), после чего на протяжении десяти дней уплатить задекларированный специальный сбор по ставке от 2,5 до 9%.
Специальный сбор уплачивается вместо ранее не уплаченных налогов.
Законопроект предусматривает следующие ставки «амнистиционного» спецсбора:
— по ставке 2,5% — если декларант в период с 01.01.2021 года по 20.06.2022 года до подачи спецдекларации приобретет государственные облигации со сроком обращения более 365 дней без права досрочного погашения;
— по ставке 5% — в отношении валютных ценностей, размещенных в украинских банках, прав требований к резидентам, а также активов, находящихся (зарегистрированных) в Украине;
— по ставке 9% — в отношении валютных ценностей, которые размещены на счетах в банках за границей или хранятся в финансовых учреждениях, прав требования к нерезидентам, а также активов, находящихся (зарегистрированных) за границей.
Отметим, что законопроектом №5153-2 предусмотрено уменьшение 9-процентной ставки, применяемой к валютным ценностям и другим активам, которые находятся за границей, до уровня 5%. Законопроект №5153-3 предлагает более интересный вариант, но уже с повышением всех ставок: в частности, декларант имеет возможность выбрать стандартную ставку и уплатить специальный сбор сразу либо же повышенную (6, 11,5, 3%), но разбив платеж на три равных ежегодных платежа.
Проверка спецдеклараций
Важно, что налоговые органы проведут только камеральную (удаленную) проверку самой спецдекларации на предмет арифметических и логических ошибок, а также сверят данные об активах с государственными реестрами. Поэтому при правильном подходе к декларированию и тщательной подготовке спецдекларации взаимоотношения с налоговиками можно свести к минимуму.
Вместе с тем налоговики могут применить повышенную ставку 18%, если установят нарушение правил размещения средств в банковских учреждениях либо отсутствие необходимых документов.
А вот проблематика с другими государственными органами может быть совсем иной.
О мотивации декларантов и рисках для «окружающей среды»
Отсутствие мотивации в декларировании можно считать одним из основных недочетов Законопроекта. Принято считать, что вслед за налоговой амнистией идут ужесточение контроля над налоговой дисциплиной и увеличение санкций за уклонение от налогообложения. В предыдущих законопроектах, например, предлагалось начать контролировать расходы граждан. Рассматриваемый же Законопроект подобных механизмов не содержит, то есть смысл декларирования полностью потерян.
К обязательным мотивационным элементам, как правило, относятся и гарантии непривлечения к разным видам ответственности за выявленные нарушения и преступления в сфере уклонения от уплаты налогов и обращения валюты.
Но сам факт наличия таких гарантий в Законопроекте сложно назвать позитивным аспектом без законодательного закрепления этих гарантий, а тут есть вопросы. Первый из них — ограниченное количество составов преступлений, на которые распространяются гарантии амнистии. Например, служебный подлог (статья 366 УК), подделка документов или их использование (статья 358 УК), присвоение или растрата чужого имущества (статья 191 УК), которые довольно часто инкриминируют вместе с уклонением от налогообложения, остались вне гарантий.
Второй вопрос — субъекты, на которых такие гарантии будут распространяться. Пока что к ним могут быть отнесены только декларанты. Таким образом, декларирование дохода, полученного от юрлица, ставит под удар его должностных лиц. Вполне вероятно, например, что декларанты, которые были одновременно должностными лицами компаний, выплачивающих доходы «в конвертах», предпочтут не воспользоваться амнистией. Более того, выплата компаниями не обложенных налогом доходов может быть связана с уклонением от уплаты иных налогов, нежели налог с доходов физических лиц, что однозначно будет интересно налоговым органам.
Доначисление налоговых обязательств юридическим лицам и привлечение их к финансовой ответственности может быть связано не только с использованием «серых» механизмов, но и с самим фактом выплаты дохода декларанту. Пункт 13 Законопроекта гласит, что уплата декларантом специального сбора освобождает его от ответственности за нарушения налогового и валютного законодательства, а также от обязанности начисления и уплаты налогов и сборов относительно полученных доходов. Очевидно, эта норма не дает соответствующих гарантий юридическому лицу, которое такие доходы выплачивало.
Поскольку при выплате доходов юридическое лицо считается налоговым агентом физлица и самостоятельно несет ответственность за неуплату налогов, то в отсутствие гарантий амнистии ничто не мешает контролирующим органам не только доначислить налоговые обязательства, но и применить штрафные санкции, вплоть до 75% от суммы неуплаченных налогов, к компаниям, выплатившим декларанту раскрытые им доходы. Безусловно, декларант не заявляет об источниках своего дохода непосредственно в налоговую. Однако их согласно пункту 9 Законопроекта будут проверять банки в порядке проведения финансового мониторинга.
Как уже было упомянуто выше, наличные средства не могут быть задекларированы в целях амнистирования. Наличку необходимо будет предварительно внести на специальный банковский счет. Очевидно, такая процедура предусмотрена в целях пресечения декларирования наличности «впрок» с преждевременной уплатой налога по невысокой ставке с ожидаемых, но неполученных доходов. Вместе с тем перед внесением средств банк должен провести надлежащую проверку декларанта, а после зачисления — установить источники дохода.
Данная информация может по цепочке через Государственную службу финансового мониторинга дойти до правоохранительных органов, в том числе до налоговой милиции или Бюро экономической безопасности. В отличие от самого декларанта, юридическое лицо — источник дохода, а также его должностные лица ни от расследований, ни от ответственности за уклонение от налогообложения не защищены.
Данный минус учтен законопроектом №5153-2, который запрещает банкам проводить процедуру финансового мониторинга клиентов со спецсчетами, ограничиваясь лишь идентификацией клиента.
Учитывая вышеописанные риски, траты государства на администрирование потенциального количества декларантов, вполне возможно, не будут соизмеримы с объемами налоговых поступлений по результатам амнистии. Нельзя исключать, что такие расходы будут покрыты за счет работодателей декларантов, в двери к которым постучатся налоговые и правоохранительные органы по результатам декларационной кампании.
Можно ли из декларанта превратиться в фигуранта?
Не финансовым мониторингом единым амнистия капиталов может поставить под удар источники доходов. Внесенный президентом Украины законопроект №5156 от 25.02.2021 года предлагает дополнить Уголовный процессуальный кодекс статьей 216-1, согласно которой у следователя и прокурора появляется даже не право, а обязанность в случае расследования дела по статьям 212 или 212-1 проверить обстоятельства, которые могут свидетельствовать о совершении преступления с объектами, задекларированными в процедуре амнистии. А в случае выявления таких преступлений задекларированные активы не могут быть амнистированы. Таким образом, раскрыв активы в ходе амнистии, декларанты потенциально могут превратиться в фигурантов уголовных дел, на которые гарантии амнистии не распространяются.
Также нельзя полностью исключать ситуацию, когда после подачи спецдекларации, но до уплаты спецсбора будет открыто уголовное производство в отношении соответствующих декларантов или задекларированных ими активов. В таком случае возможность воспользоваться амнистией в отношении таких активов окажется под вопросом.
С учетом рассмотренных выше рисков потенциальные декларанты, имеющие иностранные компании, вероятнее всего, воспользуются возможностью «безналоговой» ликвидации контролируемых иностранных компаний, которая и средства из «тени» выведет, и дешевле амнистии будет, и не сопряжена с рисками, присущими предлагаемой амнистии.
Что будет, если ничего не декларировать?
Не принявшие участие в налоговой амнистии граждане будут рассматриваться как не имеющие активов, приобретенных за счет доходов, с которых ранее не были уплачены налоги.
При этом государство будет считать, что такие лица имеют «налогообложенные» денежные средства в размере 400 тыс. грн, а также средства, за которые ранее были приобретены определенные материальные активы. К таким материальным активам, среди прочих, относятся: квартира не более 120 кв. м, жилой дом не более 240 кв. м, нежилая недвижимость не более 60 кв. м, земельные участки в пределах приватизационных норм, один личный автомобиль с объемом двигателя не более 3 литров и не дороже2,25 млн грн.
Для налоговой амнистии безусловно важна более существенная мотивация, нежели просто желание выйти из «тени». Также важно и чувство безопасности декларанта, которое не всегда ограничивается непосредственно самим декларантом. Представляется, что без доработки Законопроекта у проведенной по предложенным правилам налоговой амнистии будет не так много шансов стать успешным примером легализации.