Опасения насчет того, что новое правительство подвергнет ревизии курс Украины на присоединение ко Всемирной торговой организации (ВТО), пока не подтверждаются. На минувшей неделе в Минэкономики прошла серия консультаций с промышленниками, в частности с ассоциациями производителей товаров и услуг. Для вступления в ВТО Украине необходимо принять еще 11 законов, по большинству из них, ранее являвшихся проблемными, достигнут консенсус.
Слово за Верховной Радой, которая всего-то должна их принять. Спикер парламента Александр Мороз уже заявил, что имеет по этому поводу свое мнение.
ВТО как никогда близка
«Вне зависимости от того, вступаем мы в ВТО или нет, эти законы нужно принимать. Торговый режим в мире все время меняется, Украина все равно в значительной степени интегрирована в мировую экономику, и ей нужно быть эффективным игроком на мировом рынке», — считает заместитель министра экономики Валерий Пятницкий, курировавший проведение консультаций с промышленниками. На брифинге в четверг он сообщил, что все 11 законопроектов будут согласованы Кабмином и поданы в парламент в ближайшее время. «Вступление Украины в ВТО теперь зависит от парламента», — перевел стрелки замминистра.
При этом консультации с представителями промышленности и бизнеса будут продолжаться, в том числе и на региональном уровне. «Темой консультаций является обсуждение не только самих законопроектов, но и путей адаптации украинских производителей к новым условиям работы после вступления Украины в ВТО», — отметил Валерий Пятницкий. По его словам, основное внимание посвящается обсуждению законопроектов в сфере промышленной и сельскохозяйственной политики, вызывающих наибольшее количество вопросов.
Напомним, что задача присоединения нашей страны ко Всемирной торговой организации в декабре 2006 года зафиксирована в Универсале национального единства, под которым, среди прочих, стоит подпись нынешнего главы правительства. Тем не менее буквально в первую неделю после назначения премьер-министр Виктор Янукович заявил, что законопроекты, которые нужно принять для вступления в ВТО и которые были поданы в ВР предыдущим правительством, необходимо дополнительно изучить. В том числе, если необходимо, провести по ним общественные слушания, в частности, узнать мнение товаропроизводителей. Это дало повод экспертам предположить, что новое правительство, не отказываясь от ВТО в явном виде, возьмет курс на затягивание этого процесса.
Хотя новый премьер и признавал, что, поскольку экономика Украины ориентирована на экспорт, украинские экспортеры работают в условиях дискриминации, ощущают давление по многим товарным группам во многих странах мира, а потому государство заинтересовано во вступлении в ВТО. В общем, как многовекторно резюмировал он, выступая во вторник в ВР, «чем скорее мы вступим в ВТО, тем лучше», но вступать туда нужно «не спеша, с соответствующим уровнем защиты внутреннего рынка».
Наблюдатели также предполагали, что правительство Януковича будет ориентироваться в этом вопросе на позицию России. Раньше между нашими странами происходило своеобразное соревнование, кто первым вступит в ВТО и получит почетное право «пнуть» партнера необходимостью проведения дополнительных переговоров. На фоне ухудшения украинско-российских отношений прошлых двух лет никто не сомневался, что если бы России удалось сделать это первой, то процесс вступления Украины во всемирный торговый клуб затормозился бы надолго. А если бы первой в него вступила Украина, она бы не осталась в долгу. Но сегодня Россия стоит на пороге приостановки процесса присоединения к ВТО. Буквально на днях помощник президента РФ Игорь Шувалов заявил, что переговоры «подошли к крайней точке, и мы не можем дальше уступать ни по каким направлениям». Российская пропаганда сегодня также вовсю обрабатывает население на тему, что никакие «американские торговые порядки» России не нужны.
С одной стороны, у Украины на пути в ВТО вроде бы одной головной болью меньше. С другой — такая позиция Кремля, скорее всего, не более чем элемент торга; в России (хотя бы в доступе на ее внутренние рынки) члены Всемирной торговой организации заинтересованы гораздо больше, чем в Украине. Пока же торг идет, России нужно Украину немножко притормозить.
Тем не менее, несмотря на все опасения в антиВТО-ревизионизме, 30 августа Кабмин своим распоряжением №478-р утвердил «План неотложных мероприятий по преодолению кризисных явлений в экономике и социальной сфере до конца 2006 года». Семнадцатым пунктом в нем значится необходимость завершения до декабря с.г. переговорного процесса с членами Рабочей группы по рассмотрению заявки о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию. Кабмин поручил Минэкономики совместно с другими органами исполнительной власти до конца сентября провести всесторонний анализ рисков для национальной экономики в целом и отдельных отраслей в связи со вступлением Украины в ВТО. По результатам анализа правительство должно разработать «механизмы предупреждения снижения конкурентоспособности отраслей национальной экономики». Кабмин также поручил Минэкономики в сентябре закончить разработку законопроектов, необходимых для вступления Украины в ВТО, а также «содействовать их принятию Верховной Радой».
Одиннадцать друзей Кабмина
Какие 11 законопроектов должна рассмотреть Рада? Одним из самых дискуссионных являлся акт «Об отмене запрета экспорта лома легированных черных металлов, лома цветных металлов и полуфабрикатов с их использованием». В нем предлагается заменить прямой запрет на такую деятельность введением соответствующей экспортной пошлины. По данным правительства, ассоциации предприятий металлургической промышленности согласились на изменения. Достигнута договоренность с «металлистами» и по поводу другого ВТОшного законопроекта — «О внесении изменений в ст.1 Закона Украины «Об экспортной пошлине на отходы и лом четных металлов» — в плане ее уменьшения.
Удалось правительству договориться и с представителями автомобильной отрасли — насчет внесения изменений в Закон Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины транспортных средств». Для вступления в ВТО, напомним, нашей стране нужно было отменить введенный в начале века законодательный запрет на ввоз автомобилей старше восьми лет. Правда, ввоз более старых автомобилей будет разрешен, если они соответствуют экологическим стандартам «Евро-2».
Страховщики и банкиры выступали за ограничения открытия в Украине филиалов иностранных банков, а также страховых компаний, работающих с крупными рисками. Украина пыталась отстаивать эту позицию на переговорах со странами-участницами, однако вынуждена была соглашаться на компромиссы. Правительство, правда, планирует установить над такими организациями специальный контроль НБУ и Госфинуслуг.
По аграрным вопросам дискуссии продолжаются. С одной стороны, ассоциации сельхозпроизводителей согласились на внесение изменений в Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства», предусматривающих введение для производителей сельхозпродукции НДС (правительство, правда, пообещало им льготную ставку — ниже 20%) и применение минимальных и максимальных цен при экспорте и импорте сельхозпродукции. Поддержаны и изменения в Закон «О вывозной пошлине на живой скот и кожевенное сырье»: оные пошлины должны быть уменьшены до 15%, а потом ежегодно по 1% снизиться до 10%.
А вот обсуждение предлагаемых изменений к Закону «О государственном регулировании производства и реализации сахара» и законопроекта «Об установлении тарифной квоты на ввоз в Украину сахара-сырца» к компромиссам пока не привело. Правительство предлагает установить ежегодную квоту в 260 тыс. тонн, а также отмену квот на экспорт по международным договорам и свободный экспорт. Сахаропроизводители заявляют, что такие меры уничтожат экспорт их продукции, а заодно и отрасль.
Правительство также предлагает внести изменения в Закон «О молоке и молочной продукции», в частности, ликвидировать экспортные субсидии.
Рада вызывает огонь на себя
А что парламент? Председатель Верховной Рады Александр Мороз ухитрился за один день сделать два противоположных заявления. Утром в четверг, во время встречи с заместителем госсекретаря США Дэниелем Фридом спикер уведомил заморского гостя о том, что в Верховную Раду поступил ряд законопроектов относительно вступления страны во Всемирную торговую организацию, и подчеркнул, что над этими законопроектами «будут активно работать парламент совместно с правительством». Он также заявил, что внешнеполитический курс Украины остается неизменным, а сохранение этого курса будет способствовать и сохранению добрых отношений со странами-соседями.
В тот же день, на встрече с коллективом редакции газеты «Голос Украины» Александр Мороз заявил, что в сентябре этот пакет законопроектов принят не будет. «Этого не произойдет, скорее всего, потому, что на сегодняшний день эти законопроекты еще дорабатываются в правительстве и не внесены на рассмотрение парламента». По словам Мороза, наиболее дискуссионными будут законопроекты, которые касаются экспорта лома цветных и черных металлов и ввоза старых автомобилей из-за границы в Украину.
Лично Мороз выступает за запрещение экспорта лома цветных металлов и ограничения экспорта лома черных металлов. По его мнению, нецелесообразно также ввозить в Украину автомобили, которые эксплуатировались свыше пяти лет: не нужно «барахло сюда завозить», процитировали информационные агентства слова спикера.
Понятно, что если на то будет воля крупнейшей парламентской фракции, то законопроекты рано или поздно будут приняты. Даже несмотря на «антиглобалистскую» позицию такого члена коалиции, как Компартия. Так что будем считать, что своими высказываниями Мороз лишь заявил о своем желании включиться в торг. Однако «принципиальная» позиция социалистов и коммунистов может не только затормозить или осложнить процесс вступления в ВТО, но и дать возможность «регионалам» избежать обвинений в смене политического курса и блокировании присоединения Украины к мировому торговому сообществу в интересах России. Правительство, дескать, всю свою работу честно сделало, слушания и консультации провело, законопроекты с производителями согласовало и подготовило, и не его вина в том, что народные избранники думают по-другому.