Наш ВВП в паритетном формате. Где мы в мире?

3 июля, 2015, 22:01 Распечатать Выпуск №24, 3 июля-10 июля

Тяжело осознавать, что по Украине паритетный показатель ВВП на 38% ниже среднемирового уровня. Это прямой результат глобальной коррупции и низкого уровня государственного управления, отсутствия жизненно необходимых реформ.  

 

Всем нам, наверное, интересно и небезразлично, как выглядит экономика Украины, наш уровень жизни по сравнению с другими странами. Учитывая ее нынешнее кризисное состояние, на сколько-нибудь оптимистические итоги надеяться особо не приходится. Для таких сравнений у нас довольно часто используют перевод отечественного ВВП, а еще чаще — зарплаты, из гривни в доллары по официальному валютному курсу. Итоги, конечно, выходят впечатляющими, особенно на фоне изменений нашего валютного курса. Но такие пересчеты при всей их простоте совершенно некорректны. Они существенно искажают реальные соотношения этих показателей.

Намного более реалистичны такие сравнения на базе паритетов покупательной способности (ППС) валют. Эти расчеты между странами мира очень сложны. Последний раунд таких сопоставлений, в которых участвовала и Украина, проводился за 2011 г. Окончательные результаты расчетов были опубликованы в конце октября 2014 г. Но у нас они остаются практически неизвестными.

Программа международных сопоставлений

Целью программы международных сопоставлений (ПМС) является получение реальных частных и агрегированных соотношений цен на широкий набор продуктов и услуг, формирующих ВВП и его компоненты по конечному использованию, между странами мира и приведение их в сравнимый вид на базе принятого за основу американского (применительно к этимрасчетам — международного) доллара.

Сопоставления за 2011 г. были уже восьмым раундом этого проекта, начатого еще в
1970 г. Тогда в нем участвовало только десять стран. А в последнем проекте — уже 199 стран и территорий (Палестина, Гонконг, Макао). В нем по разным причинам не участвовали лишь Аргентина, Ливия, Заир, КНДР (которая вообще не публикует никакой статистики), Узбекистан и Туркменистан да несколько крошечных островных государств. К его осуществлению, организационно руководимому Всемирным банком, были привлечены ООН, МВФ, ОЭСР, Евросоюз, региональные экономические комиссии, Пенсильванский университет и, конечно, национальные статистические службы, в том числе и Госстат Украины. И основная работа в украинском ведомстве по этому проекту осуществлялась в двух департаментах — макроэкономической статистики и статистики цен. В последнем был специально создан отдел международных сопоставлений.

На практике первоначально страны-участницы были разбиты на восемь региональных групп, в которых за промежуточную базу для сбора данных и проведения расчетов принималась одна из стран. Украина участвовала в группе стран СНГ, и расчеты первоначально проводились с Россией. Очевидно, что в следующем раунде этого проекта нам нужно искать другое решение. Тут можно было бы позаимствовать опыт Грузии, которая в ПМС 2011 г. участвовала в расчетах напрямую, минуя РФ.

Первоначально рекомендованный перечень включал 2334 товара и услуг. Но это был своего рода идеал. Практически по странам количество охватываемых товаров и услуг было существенно меньше. Но оно позволяло получить ценовые паритеты по 26 группам и 105 подгруппам товаров и услуг, охватываемых ВВП. Понятно, что полученные частные ценовые соотношения очень разнились и отличались от валютных курсов.

В пояснениях к результатам сопоставлений подчеркивается, что полученные паритеты и объемные соотношения по многим причинам не могут претендовать на безукоризненность и абсолютную точность. В этом плане невольно возникают сомнения в отношении приведенных ниже данных в таблицах по Египту, на курортах которого побывали и наши граждане. Ведь, несмотря на наши удручающие показатели, все-таки очень сомнительно, что в этой стране душевой паритетный уровень ВВП в 2011 г. был на 28%, а в 2014 г. — на 25% выше, чем по Украине (либо доля теневого ВВП в нашей стране, не учитываемого официальной статистикой, значительно выше. — Ред.).

Результаты-2011

Хотя ПМС проводилась за 2011-й, а сейчас уже середина 2015-го, и за этот период экономическая ситуация в Украине значительно ухудшилась, а жизненный уровень населения ощутимо снизился, и уже имеются сравнимые данные 2014 г., для уяснения сути этой программы следует вернуться к цифрам этого раунда международных сопоставлений.

В 2011 г. ВВП Украины составлял 1302,1 млрд грн, а конечные потребительские расходы домашних хозяйств, определяющие наш жизненный уровень, — 875,6 млрд. Если перевести эти цифры в доллары по тогдашнему официальному среднегодовому курсу в 7,968 грн/долл., то получаем 163,4 и 109,9 млрд долл., или 3575 и 2404 долл. на душу населения соответственно. Это примерно 300 и 200 долл. в месяц. Но фактически паритетные соотношения были выше: в целом по ВВП — в 2,32 раза, по конечным потребительским расходам домохозяйств — в 2,41 раза и по валовому накоплению валового капитала (для краткости в таблице — инвестициям) — лишь в 1,16 раза. Более низкое соотношение по инвестициям можно объяснить тем, что значительная часть машин, оборудования приобретается по импорту, по ценам, близким к официальному валютному курсу.

Как видно из табл. 1, в целом по миру паритетные показатели на 27,8% превышают курсовые. Обратим внимание на соотношение двух самых крупных экономик мира — США и Китая. Если смотреть по обменным курсам, ВВП США (16,4% мирового ВВП) был в 1,6 раза больше ВВП Китая (10,3% мирового ВВП), тогда как по ППС экономика Китая (14,9% мирового ВВП) уже в 1,16 раза превышает объем экономики США (12,9% мирового ВВП). Конечно, в расчете на душу населения соотношения другие. По паритетам в США они почти в 3,8 раза выше, чем в Китае.

Тяжело осознавать, что по Украине паритетный показатель ВВП на 38% ниже среднемирового уровня. Это прямой результат глобальной коррупции и низкого уровня государственного управления, отсутствия жизненно необходимых реформ.

В большинстве стран паритетные цены ниже американских, принятых за базу. Но в некоторых странах, главным образом европейских, включая ФРГ и Францию, и еще в Сингапуре, Канаде, Австралии, на Бермудах и особенно в нефтедобывающих — Кувейте, Катаре, ОАЭ, паритетный уровень цен выше курсовых соотношений. И относительно неплохие показатели по России также в основном обусловлены доходами от добычи и экспорта газа и нефти.

Более поздние данные за 2014 г., опубликованные МВФ, приведены в табл. 2.

Конечно, шокируют соотношения душевого паритетного ВВП между Катаром и Центральноафриканской Республикой — они отличаются в 236 раз.

А по Украине, хотя ее паритетный душевой показатель ВВП по сравнению с 2011 г. и несколько вырос, но, как и можно было ожидать, он "просел" и опустился за три года с 38 до 43% ниже среднемирового. И наша страна по этому показателю занимает лишь 106-е место среди 187 стран. А по итогам нынешнего года мы опустимся еще ниже.

Такие удручающиесоотношения по Украине неудивительны. Наш ВВП в 2013 г. составлял лишь 69,6% от уровня 1990 г. Из всех стран мира худшие показатели лишь у Судана и Эритреи. А мировой ВВП, по данным МВФ, за этот период вырос в 2,19 раза!

Что нам светит?

Данные ПМС актуальны еще и в том плане, что в "Стратегии устойчивого развития — Украина 2020", представленной в указе президента от 12 января 2015 г., в числе важнейших индикаторов ее реализации нам обещано, что в 2020-м "ВВП (по паритетам покупательной способности) в расчете на душу населения, которые рассчитывает Всемирный банк, повысится до 16000 долларов США". И если исходить из того, что в 2014 г. душевой ВВП по паритетам составлял в Украине 8668 долл., а в этом году он сократится, по разным прогнозам, от 5,5 до 8–9,5%, то по его итогам он достигнет примерно 7900–8100 долл. на душу населения. А на 2016 г. власти обещают нам его рост аж на 2%. При таких реалиях в 2017–2020 гг. для достижения обещанной цифры в 16 тыс. долл. Украине необходимы за эти четыре года среднегодовые темпы прироста ВВП на уровне 16,0–16,6% (!). Конечно, очень бы хотелось выйти на такие показатели экономического развития, но одолевают большие сомнения в их реалистичности. По данным МВФ, в последние годы среди всех стран мира наиболее высокие темпы прироста ВВП наблюдались, оказывается, даже не в Китае, а в Афганистане и совсем малоизвестной стране Папуа-Новая Гвинея, но все же они были вдвое меньше наших смелых обещаний.

Близко к этой проблеме стоит еще одна задача: среди стратегических индикаторов реализации президентской стратегии "Украина вместе со Всемирным банком разработает показатель благосостояния граждан, определится с его целевым значением и будет проводить мониторинг этого показателя".

Представляется, что если исходить из вполне обоснованной желательности наличия такого индикатора и необходимости отслеживания его динамики, то это, скорее всего, должен быть какой-то стоимостный и не слишком накрученный показатель. Им бы мог быть ежеквартально определяемый в рамках расчетов ВВП показатель конечных потребительских расходов домохозяйств (составляющий 71% используемого ВВП). Или же с добавлением к нему величины индивидуальных потребительских расходов сектора общего государственного управления (бюджетные расходы на образование, здравоохранение, культуру, в таком случае он составит 82% ВВП). И для его мониторинга важно, что эти данные в текущих и сопоставимых ценах публикуются уже через 80 дней после окончания квартала.

Наверное, с нашей стороны в подходах к его определению должны участвовать Минэкономразвития, Минсоцполитики, Госстат и ученые. Но ключевая роль в методике его определения и отслеживании динамики должна отводиться Госстату. В недавних изменениях, которые вносятся в положение о Министерстве экономического развития и торговли Украины (утверждены постановлением Кабмина от 15 апреля 2015 г. №224), на это ведомство дополнительно возложено "формирование и реализацию государственной политики в сфере государственной статистики". Но, видимо, для этого руководству этого министерства требуется позаботиться о назначении главы Госстата Украины и его заместителей, без утверждения которых уже почти восемь месяцев функционирует центральный орган статистики страны. Даже физически руководить им одному человеку в ранге исполняющего обязанности без заместителей, не говоря уже о моральной неопределенности, очень сложно. Неужели для решения этого назревшего вопроса Айварасу Абромавичусу необходимы "толчки" со стороны общественных активистов или "вмешательство свыше" от первых лиц государства?

Что касается упоминания о необходимости разработать вышеназванный показатель благосостояния совместно со Всемирным банком, то, конечно, советоваться с этой международной организацией было бы полезно и нужно. Но неужели мы настолько безнадежные и ограниченные, что не в состоянии справиться с подобной задачей самостоятельно? Следует добавить, что публикации Всемирного банка, в отличие от МВФ, базируются не на показателях ВВП, а на показателях близкого к нему ВНП — валового национального продукта, который у нас в макроэкономической статистике национальных счетов не используется. Умный в гору, как гласит известная поговорка, не пойдет, но и обходить ее десятой дорогой тоже не имеет большого смысла.

 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно