Национальный банк утратил контроль над денежной системой страны. Гривня потеряла 19% своей стоимости только за последние пять недель. Ликвидные международные резервы сократились до сотен миллионов долларов. Банковская система быстро становится неплатежеспособной: более половины всех банковских кредитов являются проблемными, а депозиты в национальной и иностранной валютах, необходимые для финансирования этих кредитов, выводятся из банковской системы. Непрозрачные механизмы рекапитализации и административные меры подорвали доверие к НБУ, а непрофессиональный уровень информирования общественности привел к формированию панических настроений и ухудшению ожиданий.
То, что Национальный банк Украины очень быстро утратит контроль над монетарной системой, было вполне предсказуемо, поскольку он потерял независимость. На самом деле НБУ никогда не был по-настоящему независимым. Но в прошлом в его распоряжении было достаточное количество резервов, чтобы контролировать ситуацию на валютном рынке, и возможности влиять на кредитный рынок через непрозрачные рекапитализационные схемы. Сейчас, когда резервов почти не осталось, а возможность попасть в тюрьму за "схемы" значительно возросла, продолжать прежнюю политику стало невозможно.
То, что НБУ окончательно утратил независимость, стало понятно в конце сентября, когда президент Порошенко собрал топ-менеджеров крупнейших коммерческих банков, безапелляционно зафиксировал обменный курс да еще и стукнул кулаком по столу. Вероятно, президенту и премьер-министру нужен был фиксированный обменный курс накануне парламентских выборов. Сотни миллионов дефицитных долларов были потрачены, чтобы официальный курс остался на уровне, определенном главой государства. Но уже через неделю после выборов, которые партии президента и премьер-министра выиграли, гривня потеряла более 14% своей стоимости на протяжении нескольких дней.
Когда центральный банк страны не является независимым, можно ожидать, что он будет печатать деньги, покрывать бюджетный дефицит и тратить международные резервы по решению политиков. Как следствие, снова и снова это будет приводить к галопирующей инфляции, обесцениванию национальной валюты, финансовой несостоятельности, росту задолженности и, самое главное, к долгосрочным экономическим проблемам.
Экономическое название одной из наибольших долгосрочных проблем экономики Украины - "снижение совокупного предложения". В мировой практике существует большое число наработок с моделями и формулами, но простыми словами это означает, что экономика страны в целом производит меньше и продает по более высоким ценам. Это то, что происходит в Украине сейчас: резкое снижение реального ВВП сопровождается ростом потребительских цен. Иногда "снижение совокупного предложения" происходит из-за внешних причин, а не по вине политиков. Например, ураган разрушает инфраструктуру туризма на тропическом острове, и строительные материалы дорожают, или же мировой финансовый кризис уничтожает слабые местные банки, поэтому кредитные ресурсы становятся более дорогими.
В Украине внешние причины, конечно, являются частью проблемы. Недружественный сосед методично уничтожает производственный потенциал страны и одновременно повышает стоимость ресурсов, особенно энергетических.
Однако намного более серьезной проблемой является подчинение центрального банка выполнению краткосрочных целей политиков. Почему? Потому что только независимый центральный банк сможет получать ресурсы и направлять их на нивелирование "уменьшения совокупного предложения". Независимый центральный банк может стимулировать кредитование, направляя внутренние денежные ресурсы с целью их дальнейшего продуктивного использования в экономике. Независимый центральный банк может привлечь иностранных инвесторов и их финансовые средства. Независимый центральный банк может убедить МВФ сделать условия программы стабилизации более гибкими с целью улучшения финансирования частного сектора экономики страны.
Только независимый центральный банк способен решить также другие долгосрочные проблемы, в частности "снижения совокупного спроса", то есть снижения покупательной способности потребителей, которая вызвана нестабильностью, коррупцией и правительственными решениями.
Центральный банк, подчиняющийся политикам, сделать все это не способен. Подчиненный центральный банк не сможет привлечь необходимые ресурсы из-за отсутствия доверия к его действиям. Подчиненный центральный банк способен только создавать впечатление выполнения своих функций, а на самом деле будет осуществлять лишь ряд все более неэффективных административных мер.
НБУ не должен быть подчиненным политикам. По Закону "О Национальном банке Украины", а также согласно Конституции (а не согласно пожеланиям временного президента или премьер-министра) основной функцией Национального банка являются обеспечение стабильности денежной единицы Украины. Тот же закон устанавливает, что в целях достижения своей основной функции НБУ должен руководствоваться четырьмя приоритетами в такой последовательности: 1) достижение и поддержка ценовой стабильности; 2) содействие стабильности банковской системы; 3) содействие соблюдению устойчивых темпов экономического роста и 4) поддержка экономической политики исполнительной власти.
Сегодня, похоже, НБУ использует свои приоритеты в обратном направлении: сначала он поддерживает экономическую политику политиков, а уже потом занимается ценовой стабильностью. В результате стабильность денежной единицы Украины находится под огромной угрозой.
НБУ должен снова стать независимым от политического влияния. Для этого он должен предпринять следующие шаги. Во-первых, Национальному банку нужно публично подчеркнуть, что главным приоритетом является обеспечение стабильности денежной единицы Украины. Во-вторых, необходимо донести до общественности, что после внутренней реструктуризации учреждение не вернется к прежним принципам деятельности. И в-третьих, нужно создать временную комиссию настоящих экспертов мирового уровня (в этот раз без российских хедхантеров, пожалуйста) для поиска следующего председателя и заместителей председателя НБУ. Такая комиссия должна привлечь в Национальный банк международных профессионалов, способных разработать и внедрить независимую монетарную политику, несмотря на краткосрочные прихоти политиков и стук кулаками по столам.
В завершение - пример. Центральный банк Англии был основан в 1694 г., в 1997-м стал независимым. В 2012 г. руководство центрального банка оказалось бессильным в расследовании манипуляций с процентными ставками LIBOR, осуществляемыми коммерческими банками в Лондоне. В 2013-м руководство Банка Англии сменили. Сейчас банк возглавляет канадец, а среди девяти членов департамента монетарной политики - египтяне и американцы.
***
Это мои личные взгляды. Я не связан с правительством в любом официальном качестве. У мня нет никаких финансовых или деловых интересов, связанных с Украиной. Я не получаю никакого вознаграждения за этот материал. Я ничего не имею против каких-либо политиков в Украине. Я не использовал какую-либо частную информацию для подготовки этого материала. Я не хочу уголовного или политического преследования кого-либо из действующих чиновников НБУ из-за моего мнения (потому что это сделает НБУ еще менее независимым).