Мальчиши и буржуины

Поделиться
Страна как-то уж очень быстро смирилась и даже привыкла к тому, что вот уже месяц живет (и еще как минимум парочку месяцев обречена прожить) без утвержденной законом государственной сметы...

Страна как-то уж очень быстро смирилась и даже привыкла к тому, что вот уже месяц живет (и еще как минимум парочку месяцев обречена прожить) без утвержденной законом государственной сметы. Тем более что и поводов для беспокойства вроде бы особенных нет: платежи идут и госмашина как-то функционирует. По правде говоря, в нынешней ситуации отсутствие бюджета — весьма удобная для правительства штука: отсутствует как таковая бюджетная роспись (график платежей), а всякие дотошные эксперты не могут просчитать реальный дефицит государственной сметы.

Вот и Минфин 27 января опубликовал весьма оптимистичную статистику. Как оказалось, за январь—декабрь 2009 года госбюджет выполнен с дефицитом менее 20 млрд. грн. (19865,6 млн.), тогда как запланированные годовые плановые показатели были значительно хуже — 31,6 млрд. грн. Так где же основания для беспокойства?

Они появятся, если немного глубже присмотреться к опубликованным Минфином показателям. Поскольку сразу станет заметно, что, несмотря на более чем 12-процентную годовую инфляцию (12,3%), налоговые поступления в госказну по сравнению с прошлым годом сократились, и тоже более чем на 12% (со 168 млрд. грн. до 149 млрд.). Возникшую почти 20-миллиардную дыру пришлось компенсировать… правильно, за счет займов. Заимствования госказны в прошлом году превысили 97 млрд. грн. (из них на погашения пришлось около 31,3 млрд.). Для сравнения: в 2008 году оба показателя были более чем в пять раз скромнее (17,7 и 6 млрд. грн., соответственно). Прискорбно, что и в нынешнем году тенденция быстрого наращивания госдолга будет неизбежно набирать обороты.

Тот факт, что денег в казне катастрофически не хватает, очень тяжело скрыть. По оценкам экс-министра финансов Виктора Пинзеника, ориентировочный объем бюджетного дефицита в 2010 году составит около 150 млрд. грн. (с учетом средств, предусмотренных на рекапитализацию проблемных банков). Г-н Пинзеник считает, что реальный дефицит будет еще выше, так как в условиях избирательной кампании правительство не решилось поднять цены на газ.

Очевидно, что в таких условиях правительству придется быть не слишком разборчивым в поиске дополнительных источников латания бюджетных дыр. Яркие примеры: решение Минфина об усеченной компенсации НДС экспортерам, а также попытки Кабмина отобрать у Национального банка часть резервов на пополнение казначейского счета. Но если дискриминация экспортеров целиком и полностью в руках правительства, то вопрос «освоения» нацбанковских резервов Юлии Тимошенко с наскока решить не удалось. Несмотря на формальное разрешение МВФ сократить валютные резервы НБУ на 2 млрд. долл., Нацбанк отказался перевести эти средства на счета правительства, так как прямое кредитование бюджета ему запрещено профильным законом.

Казалось бы, очередной скандал и взаимные обвинения главы НБУ Владимира Стельмаха и премьера Юлией Тимошенко неизбежны. Однако минуло несколько дней, но никаких резких шагов с обеих сторон так и не последовало. Более того, по сведениям источников «ЗН» в Национальном банке, на этой неделе даже было проведено расширенное заседание правления НБУ, в котором принимали участие премьер и представители практически всех крупнейших банков с украинским и иностранным капиталом (за исключением Приватбанка).

На заседании банкиров весьма настоятельно попросили присмотреться, насколько привлекательны сейчас государственные облигации, дающие доходность свыше 20% годовых даже по трех- и шестимесячным бумагам. А дело, видите ли, в том, что в ходе состоявшихся 12, 19 и 26 января аукционов Минфину удалось привлечь всего около 400 млн. грн. даже при ставках 22—26% по бумагам от трех месяцев до трех лет. Как сообщил ЗН один из участников совещания, Юлия Тимошенко предложила банкирам купить ОВГЗ на сумму 4.6 млрд. грн., а дефицит госбюджета в январе-феврале прогнозируется в размере около 7 млрд. грн.

Нельзя сказать, что финансисты были очень сговорчивы, но куда деваться, если тебя одновременно уговаривают премьер-министр и глава Нацбанка: банкиры согласились прикупить шестимесячных ОВГЗ с доходностью 21% годовых на сумму свыше 2 млрд. грн.

При этом, правда, из-за сомнений банкиров в надежности минфиновских обязательств в качестве их гаранта пришлось выступить Нацбанку. Он уже вроде бы даже принял постановление правления, которым обязался выкупить у банков ОВГЗ за пять дней до наступления срока их погашения. «Как будут затем урегулированы материальные вопросы между Кабмином и НБУ, Владимир Стельмах не уточнил, — рассказал наш собеседник. — Но я думаю, что этот долг будет переоформлен в более длинные облигации».

При этом нужно отметить, что деньги Кабмину понадобились не только на «самое святое» — социальные выплаты. В феврале правительство должно погасить предыдущие выпуски гособлигаций на сумму около 1,5 млрд. грн. Еще около 2,5 млрд. грн. должны быть выплачены держателям ОВГЗ в апреле. Всего же в первом полугодии Кабмин должен погасить госбумаги на сумму более 8 млрд. грн. Во втором полугодии, с учетом «свежевтюханных» банкам облигаций на 2,1 млрд. грн., правительству нужно будет выплатить держателям госбумаг еще около 5,5 млрд. грн. Судя по всему, все эти долги также будут переоформлены в долг правительства перед Нацбанком, который только за счет этой операции увеличится до 67 млрд. грн., или до 20% от прогнозируемого объема государственного бюджета.

При этом, по мнению Виктора Пинзеника, точно определить объем долгов правительства перед Нацбанком нельзя. «Никто этого точно не знает», — утверждает Виктор Михайлович, считая, что выкуп гособлигаций у банков их регулятором не имеет смысла. «НБУ не имеет права напрямую финансировать дефицит бюджета, поэтому Минфин не может просто переоформить бумаги, которые находятся у НБУ. Правительство должно обслуживать этот долг, иначе произойдет дефолт», — объясняет финансист.

По мнению экс-зампредседателя НБУ Сергея Яременко, Нацбанк в этой операции выступает гарантом правительственных платежей. «Я думаю, обещание выкупать ОВГЗ за пять дней до срока их погашения правительством и есть вариант такой гарантии», — считает г-н Яременко. По его мнению, подобное сотрудничество между НБУ и Кабмином может означать, что в случае президентства Тимошенко Стельмах имеет шансы сохранить пост главы Национального банка. Поэтому операция по принуждению банков к покупке новых гособлигаций для обслуживания старых будет проводиться Кабмином всякий раз, как только будет приближаться дата очередной выплаты участникам финансового рынка или центробанку.

Впрочем, сами банкиры против такой эксплуатации не возражают. «Средняя стоимость наших гривневых пассивов на сегодняшний день чуть выше 15% годовых. При ставках по ОВГЗ на уровне 21—23% годовых такое вложение становится весьма выгодным для финучреждений, которые практически ничем не рискуют, — говорит председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин. — При инвестировании в ОВГЗ нас сдерживают только лимиты, установленные головными банками зарубежных групп».

В свою очередь, экономисты достаточно негативно воспринимают политику правительства по изъятию средств из банковской системы. «Деньги, которые правительство забирает у банков, могли бы быть направлены на кредитование реального сектора экономики. Это позволило бы постепенно возрождать самые конкурентоспособные производства», — говорит Сергей Яременко. По словам эксперта, сейчас наблюдается ситуация, при которой сами клиенты из-за чрезмерной дороговизны кредитов не обращаются за ними к банкирам (в декабре объем кредитования экономики увеличился всего на 0,2%). Отсюда и постоянная перенасыщенность банковской системы ликвидностью. «Бизнес не готов обслуживать займы под 22—25% годовых в условиях, когда невозможно спрогнозировать дальнейшее развитие производства или реализации», — говорит экс-зампред НБУ.

Если бы ставки по ОВГЗ были ниже, возможно, снижались бы и ставки по кредитованию. Однако вместо реального сектора деньги из банковской системы уходят транзитом через госказну на социальные платежи, которые в условиях избирательной кампании только увеличиваются, тогда как база для социальных выплат — ВВП страны — сокращается.

Нужно ли в очередной раз объяснять нашим читателям, к чему в итоге приведет такая государственная финансово-экономическая политика? «Только бы нам ночь простоять да день продержаться», — эта цитата из знаменитой гайдаровской «Сказки про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово» сегодня как нельзя лучше подходит в качестве лозунга для распорядителей госфинансов. Конечно, зарплаты бюджетникам, пенсии и другие социальные выплаты должны выплачиваться максимально своевременно и в полном объеме любой ценой. Вот только та цена, которую приходится платить Минфину, угрожает окончательно «разорвать» госказну уже через несколько месяцев. И все бы ничего, если бы страна после завершения президентских выборов могла начать жизнь с чистого листа. Увы, этот лист не будет чистым. Поскольку из него никак не вымарать черные строки плачевных экономических показателей да уже выписанные нашим государством и его гражданами долговые расписки.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме