Лидер среди наиболее вредных для экономики налоговых инициатив 2021 года — проект №5600

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Лидер среди наиболее вредных для экономики налоговых инициатив 2021 года — проект №5600 © pixabay.com
Парламент уже принял его за основу

Недавно парламент принял в первом чтении законопроект №5600 о внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты Украины об обеспечении сбалансированности бюджетных поступлений. Предполагалось, что проект выровняет налоговые условия для олигархов, однако, кроме нескольких реальных статей относительно олигархов, в нем оказались десятки норм, которые ухудшат условия работы малого и среднего бизнеса, а также негативно скажутся на гражданах.

Среди положительных новаций законопроекта можно отметить корректирование базы налогообложения рентной платы и введение дифференциации ставок налогообложения руды железа, оптимизацию экологического налога за выбросы диоксида углерода в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, за отходы предприятий горной промышленности.

Между тем следует отметить, что сейчас перераспределение через публичные финансы превышает 40% ВВП, а это вредит экономике Украины. Оптимальный показатель общегосударственных расходов, по расчетам экономистов, составляет 33–35%: при таких условиях экономика будет расти с максимальной скоростью. Так что любые дополнительные сборы налогов, даже если они направлены на олигархов, должны идти не на очередное проедание, а на снижение других наиболее вредных для экономики налогов — прямых.

Законопроект №5600 содержит много вредных норм, которые негативно скажутся на МСБ и гражданах. В частности следующие.

  1. Предусмотрено налогообложение НДФЛ по ставке 18% (вместо 5%) доходов от продажи в течение отчетного налогового года третьего и следующих объектов недвижимости. Реализация такой нормы приведет к значительному удару по инвестициям в жилищную недвижимость, которая является сейчас одной из разумных альтернатив для граждан сохранить средства от опять ускоряющейся инфляции; ударит по украинцам, улучшающим условия жизни; приведет к тенизации рынка. Разумной альтернативой считаю либо оставить текущую редакцию (5%), либо ввести налог в 18% на третью продажу за год, но не от суммы доходов, а только от чистой прибыли.
  2. Предлагается налогообложение НДС операций по продаже жилья (сейчас такие операции, кроме первой поставки жилья, освобождены от налогообложения). Это приведет к: а) нарушению евроинтеграционных обязательств Украины (глава 4 Налогообложение, статья 353, приложение XXVIII (28) Соглашения об ассоциации); б) нарушению принципа нейтральности НДС: невозможность для гражданина в случае продажи жилья на вторичном рынке зачислить в счет уменьшения налогового обязательства суммы НДС, уплаченные ранее при покупке недвижимости (запрет налогового кредита), приведет к дискриминации (в аналогичных условиях компания — плательщик НДС будет иметь право на налоговый кредит), что, в свою очередь, спровоцирует искажение цен на вторичном рынке жилья, создаст основания для манипуляций и злоупотреблений; в) кумулятивному эффекту роста стоимости жилья.
  3. Предлагается предоставить налоговым органам право получать на запрос информацию (объяснение) от плательщика не только по факту выявленного правонарушения, но и в том случае, если ГНС выявит факты, которые могут свидетельствовать о нарушении налогоплательщиком требований законодательства. Поскольку оценка, может ли некий факт свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов, является абсолютно субъективной, такая норма позволяет налоговым органам направлять неограниченное количество запросов, терроризируя предприятие.
  4. Процесс установления местных налогов и сборов со стороны местных рад проектом №5600 выводится из-под действия закона №1160 о регуляторной политике, что развязывает руки местным чиновникам и лишает общественность возможности контролировать действия власти.
  5. Предлагается привлечь к налогообложению микрособственников земель: сужается льгота для доходов от продажи своей сельскохозяйственной продукции, выращенной самим физическим лицом на земельных участках, площадь которых находится в пределах 0,5 га (действующая норма — не превышает 2 га). Такая норма противоречит статье 121 Земельного кодекса (размер участков, бесплатно передаваемых гражданам для удовлетворения личных потребностей путем производства сельхозпродукции, — до 2 га).
  6. Устанавливается минимальное налоговое обязательство в размере 5% от нормативной денежной оценки земли (НДО). Это увеличивает нагрузку на легальный агробизнес: в среднем он будет платить дополнительно к нынешним налогам еще около 2% НДО. Так что считаю целесообразным установить минимальное налоговое обязательство в размере не более 3% от НДО.
  7. Предполагается наделить органы местного самоуправления полномочиями без каких-либо доказательств, большинством голосов местных депутатов определять то или иное лицо виновным в самостоятельном захвате земельного участка, на основании чего налоговые органы обязаны начислять этому лицу налог на землю. Такой подход коррупциогенный и нарушает права граждан, — никого нельзя привлечь к ответственности без предоставления доказательств. Более того, сегодня у органов местного самоуправления достаточно механизмов для взыскания в судебном порядке платы за фактическое использование самозахваченных земельных участков (в порядке статьи 1212 Гражданского кодекса), и они этим активно пользуются.
  8. Предусмотрено урезание прав на получение бюджетного возмещения: смогут получить возмещение лишь отдельные категории плательщиков (экспортеры; инвесторы в случае приобретения основных средств; производители по признаку степени переработки сырья/комплектующих не менее 8% от цены готовой продукции). Это грубо нарушает принципы работы налога на добавленную стоимость.
  9. Предусмотрено ограничение возможности для налогоплательщиков включать в состав налогового кредита налоговые накладные, составленные более чем через шесть месяцев (сейчас 365 дней) с момента осуществления операции. При условии массового блокирования или приостановления регистрации налоговых накладных такая норма может привести к скрытой мотивации контролирующего органа искусственно медлить с решением разблокировать налоговые накладные и к коррупционным рискам.
  10. Согласно законопроекту №5600, если плательщик подает жалобу на доначисленные обязательства, в том числе в апелляционном органе ГНС, налоговой предоставляется право брать в налоговый залог (без решения суда) движимое и недвижимое имущество налогоплательщика (в том числе произведенную продукцию). Эта норма содержит существенные коррупционные риски, а также риски необоснованной остановки легального бизнеса.

Таким образом, как мы видим из сжатого обзора законопроекта №5600, негативных норм значительно больше, чем позитивных. Общее мнение ведущих аналитических центров, изложенное ими в открытом письме, следующее: в таком виде проект нанесет значительный ущерб экономике страны, затормозит ее развитие, отрицательно скажется на рядовых гражданах.

Остается надеяться, что народные депутаты учтут предложения независимых экспертов и откорректируют все негативные нормы перед вторым чтением.

Все статьи Олега Гетмана читайте здесь.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме