Недавно парламент принял в первом чтении законопроект №5600 о внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты Украины об обеспечении сбалансированности бюджетных поступлений. Предполагалось, что проект выровняет налоговые условия для олигархов, однако, кроме нескольких реальных статей относительно олигархов, в нем оказались десятки норм, которые ухудшат условия работы малого и среднего бизнеса, а также негативно скажутся на гражданах.
Среди положительных новаций законопроекта можно отметить корректирование базы налогообложения рентной платы и введение дифференциации ставок налогообложения руды железа, оптимизацию экологического налога за выбросы диоксида углерода в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, за отходы предприятий горной промышленности.
Между тем следует отметить, что сейчас перераспределение через публичные финансы превышает 40% ВВП, а это вредит экономике Украины. Оптимальный показатель общегосударственных расходов, по расчетам экономистов, составляет 33–35%: при таких условиях экономика будет расти с максимальной скоростью. Так что любые дополнительные сборы налогов, даже если они направлены на олигархов, должны идти не на очередное проедание, а на снижение других наиболее вредных для экономики налогов — прямых.
Законопроект №5600 содержит много вредных норм, которые негативно скажутся на МСБ и гражданах. В частности следующие.
- Предусмотрено налогообложение НДФЛ по ставке 18% (вместо 5%) доходов от продажи в течение отчетного налогового года третьего и следующих объектов недвижимости. Реализация такой нормы приведет к значительному удару по инвестициям в жилищную недвижимость, которая является сейчас одной из разумных альтернатив для граждан сохранить средства от опять ускоряющейся инфляции; ударит по украинцам, улучшающим условия жизни; приведет к тенизации рынка. Разумной альтернативой считаю либо оставить текущую редакцию (5%), либо ввести налог в 18% на третью продажу за год, но не от суммы доходов, а только от чистой прибыли.
- Предлагается налогообложение НДС операций по продаже жилья (сейчас такие операции, кроме первой поставки жилья, освобождены от налогообложения). Это приведет к: а) нарушению евроинтеграционных обязательств Украины (глава 4 Налогообложение, статья 353, приложение XXVIII (28) Соглашения об ассоциации); б) нарушению принципа нейтральности НДС: невозможность для гражданина в случае продажи жилья на вторичном рынке зачислить в счет уменьшения налогового обязательства суммы НДС, уплаченные ранее при покупке недвижимости (запрет налогового кредита), приведет к дискриминации (в аналогичных условиях компания — плательщик НДС будет иметь право на налоговый кредит), что, в свою очередь, спровоцирует искажение цен на вторичном рынке жилья, создаст основания для манипуляций и злоупотреблений; в) кумулятивному эффекту роста стоимости жилья.
- Предлагается предоставить налоговым органам право получать на запрос информацию (объяснение) от плательщика не только по факту выявленного правонарушения, но и в том случае, если ГНС выявит факты, которые могут свидетельствовать о нарушении налогоплательщиком требований законодательства. Поскольку оценка, может ли некий факт свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов, является абсолютно субъективной, такая норма позволяет налоговым органам направлять неограниченное количество запросов, терроризируя предприятие.
- Процесс установления местных налогов и сборов со стороны местных рад проектом №5600 выводится из-под действия закона №1160 о регуляторной политике, что развязывает руки местным чиновникам и лишает общественность возможности контролировать действия власти.
- Предлагается привлечь к налогообложению микрособственников земель: сужается льгота для доходов от продажи своей сельскохозяйственной продукции, выращенной самим физическим лицом на земельных участках, площадь которых находится в пределах 0,5 га (действующая норма — не превышает 2 га). Такая норма противоречит статье 121 Земельного кодекса (размер участков, бесплатно передаваемых гражданам для удовлетворения личных потребностей путем производства сельхозпродукции, — до 2 га).
- Устанавливается минимальное налоговое обязательство в размере 5% от нормативной денежной оценки земли (НДО). Это увеличивает нагрузку на легальный агробизнес: в среднем он будет платить дополнительно к нынешним налогам еще около 2% НДО. Так что считаю целесообразным установить минимальное налоговое обязательство в размере не более 3% от НДО.
- Предполагается наделить органы местного самоуправления полномочиями без каких-либо доказательств, большинством голосов местных депутатов определять то или иное лицо виновным в самостоятельном захвате земельного участка, на основании чего налоговые органы обязаны начислять этому лицу налог на землю. Такой подход коррупциогенный и нарушает права граждан, — никого нельзя привлечь к ответственности без предоставления доказательств. Более того, сегодня у органов местного самоуправления достаточно механизмов для взыскания в судебном порядке платы за фактическое использование самозахваченных земельных участков (в порядке статьи 1212 Гражданского кодекса), и они этим активно пользуются.
- Предусмотрено урезание прав на получение бюджетного возмещения: смогут получить возмещение лишь отдельные категории плательщиков (экспортеры; инвесторы в случае приобретения основных средств; производители по признаку степени переработки сырья/комплектующих не менее 8% от цены готовой продукции). Это грубо нарушает принципы работы налога на добавленную стоимость.
- Предусмотрено ограничение возможности для налогоплательщиков включать в состав налогового кредита налоговые накладные, составленные более чем через шесть месяцев (сейчас 365 дней) с момента осуществления операции. При условии массового блокирования или приостановления регистрации налоговых накладных такая норма может привести к скрытой мотивации контролирующего органа искусственно медлить с решением разблокировать налоговые накладные и к коррупционным рискам.
- Согласно законопроекту №5600, если плательщик подает жалобу на доначисленные обязательства, в том числе в апелляционном органе ГНС, налоговой предоставляется право брать в налоговый залог (без решения суда) движимое и недвижимое имущество налогоплательщика (в том числе произведенную продукцию). Эта норма содержит существенные коррупционные риски, а также риски необоснованной остановки легального бизнеса.
Таким образом, как мы видим из сжатого обзора законопроекта №5600, негативных норм значительно больше, чем позитивных. Общее мнение ведущих аналитических центров, изложенное ими в открытом письме, следующее: в таком виде проект нанесет значительный ущерб экономике страны, затормозит ее развитие, отрицательно скажется на рядовых гражданах.
Остается надеяться, что народные депутаты учтут предложения независимых экспертов и откорректируют все негативные нормы перед вторым чтением.
Все статьи Олега Гетмана читайте здесь.