Глубокий экономический кризис способствовал активному поиску мер, способных обеспечить экономический рост. Расширяется программа «Большое строительство». Вступил в силу закон об инвестиционных нянях, принят закон об индустриальных парках. Осуществляется программа «Доступные кредиты 5–7–9%». Обоснованием этих и многих других мер служит опыт более успешных стран. Но дадут ли они эффект в Украине? Далеко не все, что работает на Западе либо у «азиатских тигров», эффективно у нас.
К выработке экономической политики нельзя подходить так же, как в 1990-е годы. Тогда Украина шла непроторенным путем, ориентируясь на лучший мировой опыт. Было немало ошибок, неудач. Но были и весомые достижения, удачные реформы. И в основе любых последующих реформ должен лежать непредвзятый анализ собственного опыта, определение тех мер, которые действительно были эффективны, и тех, которые не приживались.
И этот опыт убедительно свидетельствует, что меры государственного активизма: субсидии, льготные кредиты, свободные экономические зоны, налоговые льготы, — в большинстве случаев негативно влияли на экономику в целом, обогащая лишь отдельных лиц. Потому что у нас не Сингапур! Основную часть льгот получают не те, кто может создать конкурентоспособное производство, а самые нахрапистые, располагающие нужными связями. Какие же меры оказывались эффективными?
В современной истории Украины наиболее успешным был период с 2000-го по 2008 год. За это время ВВП вырос почти вдвое, существенно повысился жизненный уровень населения. Движущей силой подъема стал комплекс радикальных реформ, направленных на дерегуляцию экономики, развитие конкуренции, выравнивание ее условий: «упрощенка» для малого бизнеса, аграрная реформа, отмена необоснованных льгот и другое.
Не последнюю роль в успехе реформ сыграла активная деятельность Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). На пять фирм — участников сговора на рынке сахара — были наложены штрафы на общую сумму 17 млн грн. Компании «Кернел-Трейд» и «Сантрейд», доминировавшие на рынке подсолнечного масла, заплатили крупные штрафы и снизили цены. В этом году цены на сахар и подсолнечное масло бьют рекорды, но где реакция АМКУ?
Опыт многих стран свидетельствует, что сильная конкуренция в благоприятных для бизнеса условиях — важнейший двигатель экономики. Позитивное влияние конкуренции на экономическое развитие наглядно подтверждает и опыт Украины. Конкуренцию ослабляют неэффективное государственное регулирование и ограничительная деловая практика частного бизнеса. Она должна поддерживаться, защищаться, поощряться. Однако политика нашего государства направлена на удушение конкуренции.
Ограничивается использование системы Prozorro. Из-под действия закона о публичных закупках выведены расходы, связанные со строительством Киевской окружной дороги. Без конкурентных процедур подготовлен многомиллиардный контракт «Укрзалізниці» на закупку электровозов. В «Большом строительстве» действует картель, о котором не знает разве что АМКУ. Но не стоит обвинять антимонопольщиков в бездействии. Чтобы пресекать антиконкурентные действия властных структур, комитет должен быть независимым. А это давно не так.
Негативное влияние на конкурентную среду оказывают многие виды государственной помощи бизнесу. Отсутствие надлежащего контроля в Украине приводит к тому, что бюджетные средства расходуются неэффективно, а некоторые предприятия получают необоснованные преимущества перед конкурентами.
Да, после Революции Достоинства объемы льгот и субсидий резко сократились. Был принят закон о государственной помощи субъектам хозяйствования, который полностью вступил в силу в августе 2017 года. Каковы же результаты? В 2018–2020 годах АМКУ принял 34 решения о признании государственной помощи недопустимой для конкуренции. Все они касались помощи, предоставленной местными властями.
Еврокомиссия сочла налоговые льготы, полученные компанией Аррle в Ирландии, незаконными и судится, требуя вернуть 13 млрд евро. В Украине же аналогичная помощь из госбюджета, если судить по отчетам АМКУ, не создает угрозы для конкуренции. Почему? Да потому что комитету дали возможность контролировать лишь помощь, предоставляемую местными властями, да и ту не в полном объеме. К контролю соответствующих расходов госбюджета его вообще не допускают. Там решают вопросы серьезные люди, для которых конкуренция лишь досадная помеха.
В Украине только имитируют реформы, направленные на дерегуляцию экономики и развитие конкуренции. Исключительно чтобы отчитаться перед ЕС или получить транш от МВФ. Но экономический рост не сымитируешь… Наши темпы экономического роста красноречивы.
В Украине сформирована экономическая модель кумовского капитализма (cronycapitalism). Его особенности исследованы в работе «Кумовской капитализм в Украине: экономические последствия». В ней отмечается, что политические связи имеют до 2% отечественных фирм, на которые приходится примерно 20% от общего оборота всех компаний. Фирмы с политическими связями обычно крупнее обычных фирм, при этом они медленнее растут, менее прибыльны, платят меньше налогов. Они также значительно менее продуктивны: их совокупная производительность на 43,7–65% ниже по сравнению с политически независимыми фирмами. По оценке авторов исследования, при полном замещении фирм с политическими связями фирмами без таких связей украинская экономика ежегодно росла бы на 1–2% быстрее.
Вот почему Украине необходима национальная конкурентная политика: комплекс мер, направленных на ограничение монополизма и развитие конкуренции. Следует приватизировать большинство государственных предприятий, провести демонополизацию, наладить действенный контроль над предоставлением государственной помощи. АМКУ должен стать независимым органом, способным эффективно бороться как с нарушениями конкурентного законодательства со стороны частного бизнеса, так и с антиконкурентными действиями властных структур. Из отечественного законодательства необходимо исключить антиконкурентные нормы.
Для их выявления следует использовать Методические рекомендации относительно влияния нормативно-правовых актов и проектов актов на конкуренцию, разработанные АМКУ. Методические рекомендации содержат контрольный перечень вопросов, позволяющих выявить влияние нормативно-правового акта на конкуренцию. Если выяснится, что он может ограничить конкуренцию (ограничив количество продавцов, уменьшив их мотивацию активно конкурировать, ограничив выбор заказчика и т.д.), необходимо провести поиск альтернативных способов решения проблемы. На основе исследования отечественного и зарубежного опыта в документе даны рекомендации, как достигать поставленных политических целей или исправлять существенные недостатки рынка, избегая ненужных ограничений конкуренции.
Сейчас эти Методические рекомендации используются (по крайней мере должны) лишь АМКУ при рассмотрении дел и согласовании проектов нормативно-правовых актов. Но для органов исполнительной власти и местного самоуправления они носят рекомендательный характер. Мы все понимаем, что это означает.
В далеком 1999 году Немецкая консультативная группа при украинском правительстве подготовила детальный анализ мирового опыта и ситуации в нашей стране с четкими рекомендациями об экономической политике в целом и по отдельным секторам. Одна из важнейших рекомендаций немецких экспертов сводилась к следующему: прежде чем давить на педаль газа, надо сначала отпустить тормоза. Увы, тут немецких экспертов никто не услышал. И наши власти годами продолжают ограничивать конкуренцию, удивляясь тому, что экономика буксует даже после применения лучших мировых практик.
Больше статей Анатолия Щербака читайте по ссылке.