Как ведут себя цены

Поделиться
Редко какое решение правительства обходится без последующих внесений изменений, уяснить суть которых удается далеко не всегда...

Редко какое решение правительства обходится без последующих внесений изменений, уяснить суть которых удается далеко не всегда. На этом фоне как-то совершенно незамеченным для СМИ проскочило постановление Кабмина №281 от 24 марта с.г. о внесении изменений в предыдущее постановление Кабмина — от 12 сентября 2009 года №973. В нем среди десятка других цифровых изменений прогнозных макроэкономических показателей на 2010 год цифры «109,7» были заменены цифрами «113,1». Чего касаются эти изменения, не указывалось.

А касаются они, если не полениться и поднять прошлогоднее сентябрьское постановление, прогнозных цифр роста индекса потребительских цен (ИПЦ). Первоначально малореальный и очевидно заниженный прирост этого важнейшего для граждан показателя теперь увеличивается в 1,35 раза. Хотелось бы надеяться, что уж в этот, увеличенный, показатель к декабрю 2010-го мы точно уложимся...

Мартовская и квартальная инфляция

Мартовский прирост ИПЦ в 0,9% к предыдущему месяцу оказался вдвое ниже январского (1,8%) и февральского (1,9%). А за первые три месяца года к декабрю предыдущего потребительские цены выросли уже на 4,7%. В прошлом году за аналогичный период они поднялись больше — на 5,9%.

В марте, как и в предыдущие месяцы, увеличение ИПЦ на продовольственные товары, а в потребительской корзинке на них приходится около 55% расходов, обгоняло общий ИПЦ. Из продуктов питания за месяц на 8,1% выросли цены на яйца, на 7,1 — на фрукты, на 3,5% — на сахаристые кондитерские изделия. На 3,0% подорожали алкогольные напитки и табачные изделия, которые учитываются отдельно от продуктов питания. В восьми других группах товаров и услуг рост цен не превышал 0,7%, а в двух цены даже чуть-чуть снизились: на 0,1% по услугам связи и на 0,2% — на бытовую технику и предметы домашнего обихода.

Более ощутимы ценовые изменения за квартал. Здесь также лидером остаются продукты питания (прирост за квартал 8,2%). В этой группе на 36,5% подскочили цены на овощи, в том числе на 50,2% на картофель, на 29,2% стал дороже сахар, на 16,1% — молочные продукты и яйца, в т.ч. на 13,5% — молоко, на 21,3% — сыр и творог и на 15,0% — яйца. На 14,0% подорожали фрукты. По остальным группам ценовые изменения были менее существенны: от квартального прироста в 4,0% по транспорту (в основном из-за роста на 11,3% цен на бензин) до снижения на 7,6% тарифов на услуги связи.

И если ориентироваться на измененный показатель ИПЦ на год, то инфляция за первый квартал уже съела 36% величины годового правительственного прогноза (4,7 : 13,1).

Вообще-то прогнозировать ценовые изменения до конца года сложновато. Во всяком случае, до лета следует ожидать продолжения роста цен на овощи. Вряд ли удастся избежать ощутимого увеличения тарифов на газ, жилищно-коммунальные услуги, железнодорожные и автобусные перевозки, а в сентябре — очередного ежегодного повышения платы в вузах.

Настораживает, что продовольственный компонент индекса цен производителей промышленной продукции, который с лагом в один-три месяца будет влиять на движение ИПЦ, за первый квартал дал прирост в 6,2%, что в 1,3 раза выше прироста ИПЦ.

Что нужно для «обустройства» ИПЦ

Начнем с законодательства. Более семи лет назад, в феврале 2003-го, Верховная Рада приняла новую редакцию Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения». Непосредственное отношение к ИПЦ имели статьи 11—13 этого документа. Они, в частности, предусматривали повышение уровня гласности и контроля за инфляцией. Закон обязывал Кабмин в трехмесячный срок создать экспертный совет из представителей органов исполнительной власти и общественности (профсоюзов, женских, молодежных, ветеранских организаций и общественных организаций потребителей) для мониторинга за изменением цен и тарифов.

Идея сама по себе абсолютно правильная, хотя и с некоторыми перехлестами. К упущениям следовало отнести следующее: в этом совете не было предусмотрено участие НБУ.

Кабмин не спешил с реализацией требований этого закона. Лишь в январе 2005-го за подписью тогдашнего главы правительства В.Януковича было принято решение о создании этого экспертного совета. Видимо, организационно это должен был сделать секретариат Кабмина. Но это постановление осталось на бумаге — совет не создан и по сей день. Может, хоть нынешнее правительство попробует реализовать эти законодательные требования семилетней давности?

Из того, что требует обсуждения в методологическом и расчетном плане, можно выделить три аспекта. Первый — возможная недооценка ценовых изменений по хлебу. Сейчас эти изменения преимущественно определяются по хлебу, попадающему под ценовой контроль, а цены на остальные виды хлебопродуктов растут более ощутимо.

Второй, новый, аспект, возникший примерно полтора года назад, — методология (а следовательно, точность) отражения движения цен, обусловленная изменением курса гривни к доллару. Можно было ожидать более быстрого роста ИПЦ по преимущественно импортируемым видам товаров, в частности, по одежде и обуви (вес в индексе — 7,143%, 85—93% импорта в данной группе). Однако если общий ИПЦ за период с октября 2008 года, когда начал существенно меняться курс гривни, по март 2010-го составил 121,9%, то по группе «Одежда и обувь» — вдвое меньше, лишь 110,6%. Если же индексы определяются преимущественно по отечественной одежде и обуви, то они окажутся заниженными.

Аналогичные проблемы возникают и по бытовой технике, автомобилям, аудио-информационной технике (вес 2,666%). Если индексы по кофе базируются на изменениях цен на львовскую «Галку», которую сложно найти в большинстве супермаркетов, получим одни цифры, а если по доминирующим в продаже Nescafe, Jacobs и Tchibo — другие, более высокие.

Особого внимания заслуживает третий аспект, связанный с необходимостью совершенствования методологии и практики расчетов индексов по плодоовощной продукции. Для нее характерны значительные сезонные колебания цен и количества приобретения этих товаров, а также наличие некоторых из них на рынке лишь в течение двух-трех месяцев. Эти проблемы существовали и ранее, они не решены и по сей день. Можно напомнить, что в ИПЦ 1999—2005 годов выходило, что цены на картофель у нас за эти шесть лет снизились в 33 раза, помидоры — в 19,6, кабачки и баклажаны — в 77, арбузы и дыни — в 48, а в целом на овощи и фрукты — в 8,5 раза. Это вело к ежегодному занижению общего ИПЦ в те годы на 2,5—3,5 процентного пункта.

В нынешнем индексе огурцы и помидоры искусственно разделены на овощи открытого и закрытого грунта. По ним выходят абсолютно несуразные, не поддающиеся пониманию изменения цен. Так, за 27 месяцев — с декабря 2006-го по март 2009-го — индекс по огурцам с открытого грунта составил 847%, а закрытого — сократился до 5,0%. То есть разница в 169 раз. При использовании этой методики по огурцам и помидорам общий годовой ИПЦ в 2007 году оказался завышенным на 0,4%.

Освещение этих вопросов в «ЗН» привело к тому, что заместитель председателя Госкомстата, курирующий департамент статистики цен, запретил давать автору этих строк, являющемуся членом группы по статистике цен, информацию по индивидуальным ценовым изменениям по всем 296 товарам и услугам, охватываемым ИПЦ. Хотя это является нарушением статьи 19 «Статистическая информация» базового закона Украины об информации. А статья 10 гарантирует «свободный доступ к статистическим данным». Эти же базовые положения отражены и в Законе Украины «О государственной статистике».

Для оправдания такого запрета ценовые изменения по отдельным продуктам пытаются представить как информацию внутриведомственного характера. Но почему же тогда второй компонент ИПЦ — веса каждого из 296 товаров и услуг — полностью приводятся по Украине в статистических сборниках «Індекси споживчих цін», а по регионам Украины — еще и на веб-сайте Госкомстата?

Руководство Госкомстата на всех форумах подчеркивает, что у нас статистика существует не для статистиков, а для нужд пользователей. Тем более желательно, чтобы и по отношению к ИПЦ эти важные для населения и других пользователей данные были доступны в полном объеме.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме