В недавних заявлениях правительство обозначило облигации как один из наиболее привлекательных продуктов для инвестирования за последний период.
Так, за последний год украинцы купили облигаций на общую сумму в 860 млн грн. Сказалось на этом и предложение некоторых банков, помогающих приобрести эти ценные бумаги, и массовая информационная кампания правительства, поспособствовавшая привлечению дополнительного финансирования. В масштабах государства эта сумма выглядит крайне скудной. К примеру, на текущий год в планах правительства провести выпуск бумаг на сумму свыше 45 млрд грн. Какова же основная цель использования данных бумаг и кто их покупает?
Суть данного процесса достаточно проста - для реализации желания правительства увеличить социалку или закрыть бюджетную дыру оно будет использовать облигации. Механизм таких операций также несложен. Минфин проводит эмиссию на определенную сумму бумаг. НБУ как один из ключевых игроков этого рынка покупает эти бумаги. Минфин получает дополнительные средства, а НБУ - ценную бумагу и Минфин в роли заемщика. Это, в свою очередь, формирует определенную нагрузку на гривню, размывающую ее стоимость. Важно понимать, что данный процесс не является губительным для экономики. Более того, привлечение средств таким образом остается одним из наиболее используемых вариантов для "подбивки" бюджета. Им же пользуются и многие страны мира, финансируя свой бюджет за счет облигаций. Но в любом случае важно не перестараться, ведь обратная сторона любого выпуска облигаций - увеличение долговой нагрузки.
С недавних пор, после введения таргетирования инфляции, НБУ будет постепенно уменьшать свой портфель в ОВГЗ, что приведет к значительному давлению на спрос по этим бумагам. Сокращение портфеля путем погашения бумаг со стороны Минфина не будет способствовать привлечению новых средств на внутреннем рынке.
Единственное, что может способствовать привлечению капитала в эти бумаги, - это высокая процентная ставка, позволяющая получать максимальную прибыль покупателями этих бумаг. Поскольку снижение ставки до конца года из-за высокой инфляции не предвидится, инвесторы пока будут держать данные бумаги на руках. Сейчас из объема в 10 млрд грн, которые были куплены зимой по высокому курсу, иностранные инвесторы успешно вышли из
3 млрд. До конца года они выйдут из этих бумаг полностью, что будет формировать дополнительное давление на гривню. С учетом низкой заинтересованности банков в новой эмиссии, из-за оживления кредитования, дополнительные выпуски облигаций не имеют хорошего подспорья для поддержания, в связи с чем размещение новых долговых инструментов в этом году будет проходить на минимуме спроса.
На внешних рынках тоже не все так радужно. Ужесточение монетарной политики со стороны ФРС привлекает больше внимания к американским бумагам, что бьет по спросу на "мусорные" бонды, к которыми относятся и украинские. Таким образом, размещение нового пула еврооблигаций к лету текущего года будет более сложной задачей, чем в прошлом году. А при увеличении ставки до более высоких значений повысит стоимость обслуживания такого долга настолько, что целесообразность этих заимствований будет сомнительной. Несмотря на это, к концу года Минфину нужно будет разместить дополнительно новый пул облигаций для погашения долгов по старым займам, пики выплат по которым приходятся на этот и следующий годы. В случае реализации данного плана уровень стабильности гривни в следующем году будет более высоким, и ожидать снижения до отметки в 29 грн за доллар уже не стоит.
В целом как наши внутренние, так и внешние долговые бумаги не разметают, как горячие пирожки. Сказываются слабые темпы восстановления экономики, проблемы с выполнением госбюджета и пауза в сотрудничестве с МВФ. Таким образом, внешние инвесторы не особо верят в нашу экономику, внутренние также настороженно относятся к покупке государственных долговых бумаг. Привлечение нового транша со стороны МВФ могло бы положительно повлиять на общую динамику спроса, но из-за невыполнения основных требований кредиторов последней инстанции, скорее всего, нам этого транша не видать.